Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:13, курс лекций

Описание работы

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений. Из всех подходов к её определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:
• Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде
природой.
В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Fizkultura_otvety-1 (1).docx

— 232.76 Кб (Скачать файл)

  2.   Научные факторы.  Чем больше научных исследований  и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать  физические упражнения.

  3.Методические факторы.  Среди них особого внимания  заслуживают такие как оптимальная  дозировка и учет явлений последствия.  Оптимальная дозировка предполагает  строгую избирательность характеристик  нагрузки, таких как: продолжительность,  интенсивность,количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных особенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения, которые произошли под воздействием от предыдущего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений может быть срочным, который возникает после одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.

4. Гигиенические факторы  являются решающими в реализациипринципа  оздоровительной направленности. Нарушение  режима дня, питания не приводит  к положительному результату  от использования физических  упражнений.

  5.   Метеорологические  факторы. В зависимости от условий  окружающей среды (температура,  осадки, атмосферное давление и  др.) должны изменяться состав  используемых упражнений и параметры  использования нагрузок.

  6.   Материальные  факторы. Использование более  качественного оборудования, инвентаря,  специальной одежды, обуви способствует  повышению эффективности воздействия  физических упражнений.

   Правильный и постоянный  учет факторов, определяющих влияние  физических упражнений, позволяет  специалисту в области физической  культуры успешно решать задачи  физического образования и физического  воспитания.

 

9.Классификация  физ. упражнений.

Естественные и аналитические: Прыжки, метание, плавание, кросс.

К естественным относятся упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. Однако существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Это так называемые аначитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

На сегодняшний  день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

  1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.
  2. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.
  3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.
  4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

• К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений является закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание цв. метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снаря-

I, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представ-шкт собой законченное действие, повторение которого не вытекает из сути са-шого действия.

• К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега, 
. шестом, бег через барьеры, метание копья с разбега и т.д. То есть это

упражнения, в  которых сочетаются действия циклического и ациклического ха-

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию 
вл развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие

:печные группы влияют  те или иные упражнения, выделяют: упражнения сиш мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, Еэетн. таза, бедра, голени, стопы. Пример:

Такая  классификация  широко  применяется  при  составлении  мплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибил-атпетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы 
мыши. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комби- 
■фованные.

  • Динамические - упражнения, в процессе выполнения которых «ышцы. сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.
  • Статические (изометрические) - упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.
  • Комбинированные - упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе 
механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае раз-

лют упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

  • Аэробные - упражнения, в процессе выполнения которых энерго-сюеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.
  • Анаэробные - упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).
  • Аэробно-анаэробные - упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как пра 
вило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, 
р■бмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных  классификаций существуют и иные, например:

  • по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами) ;

 

10. естественные  силы природы и гигиенические  факторы.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух направлениях:

во-первых, как сопутствующие  условия занятий физическими  упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).

во-вторых, как основное средство закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым образом.

Пребывание на открытом воздухе ускоряет обменные процессы в организме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозговую деятельность, повышает общий тонус организма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрессам.

В процессе целенаправленного  использования естественных сил  природы для закаливания организма выделяют четыре метода:

  • аэропрофилактика - обеспечение организма чистым воздухом с достаточным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холодным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны);
  • гелиопрофилактика - закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны);
  • гидропрофилактика - купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации;
  • смена климатических условий как способ закаливания организма (пр., систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повышают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды).

Благоприятные условия внешней  среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность.

Пример:

Известно, что в высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм человека. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих условиях повышаются функциональные возможности их организма. Так, Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити (2002), который расположен высоко в го-гаг~. славится количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами.

С помощью физических упражнений и естественных сил природы мож-

0 развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспе- 
хифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию не 
весомости и др.

К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной ■ общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и тглвил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физических упражнений. Кроме того, при создании необходимых гигиенических условий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Таким образом, грамотное  использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности.

 

11. Этапы развития  теории физ-ры.

Каждая вновь  возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высо-

1 м уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, наука получает воз 
можность открывать законы и формулировать обобщающие теории.

Ярким примером подобного  пути, пройденного наукой в процессе её развития, является теория и методика физической культуры.

На первом этапе люди в результате повседневной деятельности получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры.

Второй этап характеризуется созданием первых методик по физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.

Примером могут служить  системы воспитания молодёжи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики - оптимальные способы обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др.

По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами морального и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самостоятельную область знаний - науку о собственно физическом (телесном) воспитании.

Начало третьего этапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания.

Четвёртый этап - создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX столетия по 1917 г.

Большой вклад  в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др.

П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности, гармоничности физического развития. Главной задачей П.Ф. Лесгафт считал воспитание физически, нравственно, духовно, интеллектуально гармонично развитого человека.

Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"