Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 23:25, контрольная работа
Ленингра́дская (Петербу́ргская) фонологи́ческая шко́ла (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.
Введение
1.История
1.1 Учение Л. В. Щербы о фонеме
1.2 Влияние взглядов Л. В. Щербы
1.3 Синтетические концепции
2.Положения школы
2.1 Понятие фонемы
2.1.1 Отождествление звуков
2.1.2 Функции фонемы
2.2 Варьирование фонемы
2.2.1 Комбинаторные и позиционные аллофоны
2.2.2 Факультативные варианты
2.3 Чередование фонем
2.3.1 Живые чередования и нейтрализация
2.4 Фонематическая транскрипция
3.Фонология русского языка с точки зрения ЛФШ
3.1 Гласные
3.2 Согласные
4. Критика и поелмика
4.1 Позиция И.А. Бодуэна дэ Куртенэ
4.2 Позиция Л.В Щербы
4.3 Вопросы теории фонем
5.Влияние
Список использованной литературы
Московские фонологи не согласны также с тезисом ЛФШ о том, что лишь Л. В. Щерба впервые заговорил о смыслоразличительной роли фонем и таким образом прояснил соотношение фонемы и оттенка, в то время как у Бодуэна речь шла лишь о роли признаков фонем для различения слов. Первенство в формулировке смыслоразличительной функции фонемы они признают за И. А. Бодуэном де Куртенэ.
4.2. Позиция Л. В. Щербы
Во время так называемой «дискуссии о фонеме», происходившей на страницах журнала «Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка» в 1952—1953 годах, А. А. Реформатский заметил, что «для Л. В. Щербы… связь фонем с морфологией» была обязательна. Позднее в рамках той же дискуссии М. В. Пановым была высказана мысль о том, что Л. В. Щерба не избежал обращения к морфемному составу слов, свойственного МФШ, а также признал в «Фонетике французского языка» возможность для двух фонем совпадать в одном звуковом варианте и возможность для фонемы иметь нуль звука в качестве одного из аллофонов. Позднее М. В. Панов указывал также, что в первой академической «Грамматике русского языка», над которой Щерба работал в последние годы жизни, предложена трактовка варьирования фонемы /а/, близкая к идеям МФШ; по мнению М. В. Панова, здесь отразилось изменение взглядов Л. В. Щербы, не успевшего соответствующим образом обновить другие положения в тексте грамматики.
4.3. Вопросы теории фонем
А. А. Реформатский отмечает слабость интереса ЛФШ к теории позиций, детально разработанной в рамках МФШ, обусловленную отрицанием нейтрализации фонем в позициях неразличения и представлением нейтрализации как мены фонем.
Возведение звуковых единиц слабых позиций, фонетически отличающихся от единиц сильных позиций, «к ближайшим по фонетическому качеству фонемным эталонам» представляется сторонникам МФШ «подтягиванием», что подтверждается возможностью «подтянуть» редуцированные гласные русского языка как к фонеме /a/, так и к /ы/. К тому же, по А. А. Реформатскому, это приводит к отрыву единицы слабой позиции от единицы сильной и вообще от ряда позиционных чередований. Подобный подход критикуется Реформатским как «гадание на кофейной гуще об артикуляционно-акустическом „сходстве“ звучаний», далёкое от фонологии и представляющее собой «испорченную добрую старую фонетику». Сходным образом высказывается об учении ЛФШ и В. М. Алпатов:
Фонема для Ленинградской школы — класс близких по физическим свойствам звуков; например, оба гласных в русском вода для этой школы — разновидности фонемы a. Критерий звукового сходства оказывался решающим для Л. В. Щербы и его учеников, поэтому их противники из Московской школы упрекали их в «физикализме».
Сторонники ЛФШ, напротив, подчёркивали, что опираются в первую очередь не на фонетические критерии: «единство оттенков одной фонемы обусловлено не их фонетическим сходством, а невозможностью различать слова и формы слов в данном языке». В то же время ими выдвигались тезис об автономности фонемы, или автономности фонетики (не принимаемый МФШ), и требование использования фонетического критерия при определении фонемы. Фонема для ЛФШ есть единица с «определёнными акустико-артикуляционными свойствами», которые должны в какой-то мере совпадать у всех вариантов одной фонемы и отличать её от других фонем для обеспечения смыслоразличения. Из автономности фонемы, согласно ЛФШ, вытекает и независимость определения фонемного состава слова от наличия минимальных пар. Так, согласно Л. Р. Зиндеру, спорящему здесь с учением МФШ о гиперфонеме, определение первой фонемы как /g/ в рус. где является однозначным, несмотря на отсутствие в ряду однокоренных слов сильной позиции для данной звуковой единицы.
5. Влияние
В настоящее время положения
ЛФШ, наряду с положениями других
фонологических концепций, излагаются
в учебных пособиях для студентов
филологических специальностей высших
учебных заведений. Знакомство с
учением ЛФШ входит в программу
кафедры русского языка для студентов
филологических факультетов государственных
университетов «Русский язык и его
история», составленную кафедрой русского
языка филологического
Литература
Алпатов В. М. Л. В. Щерба // История лингвистических учений. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 234—241.
Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные
труды по общему языкознанию. — М.: Издательств
Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. — 152 с.
Гордина М. В. Возникновение фонологической теории // История фонетических исследований. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. — 540 с.
Зиндер Л. Р. Общая фонетика // Общая фонетика и избранные статьи / Сост., вст. статья Л. В. Бондарко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — С. 7—354. — 576 с.
Зиндер Л. Р. Существуют ли звуки речи? // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Издательство АН СССР, 1948. — В. 4. — Т. VII. — С. 293—302.
Зиндер Л. Р. [Рец. на кн.:] А. А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970 // Вопросы языкознания. — М., 1972. — № 1. — С. 132—135.
Зиндер Л. Р., Матусевич М. И. К истории учения о фонеме // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Издательство АН СССР, 1953. — В. 1. — Т. XII. — С. 62—75.
Зиндер Л. Р., Матусевич М. И. Л. В. Щерба. Основные вехи его жизни и научного творчества // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. — С. 5—23.
Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. — М.: РГГУ, 2001. — 592 с.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебных заведений. — 6-е изд., стер. — СПб.:Филологический факультет СПбГУ, 2007. — 304 с.
Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии (очерк) // Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. — М.: Наука, 1970. — С. 7—120.
Щерба Л. В. Очередные проблемы языковедения // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1945. — В. 5. — Т. IV. — С. 173—186.
Щерба Л. В. Теория русского письма // Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957. — С. 144—179.