Леонардо Да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Эпоха Возрождения является одной из самых прекрасных, с точки зрения развития культуры. Здесь можно назвать множество великих талантливых представителей различных направлений деятельности. Но особенно важную роль сыграла художественная культура, благодаря таким людям, как Рафаэль Санти, Антонио Корреджо, Микеланджело, Леонардо Да Винчи и другим «Титанам Возрождения». Более того, Леонардо Да Винчи занимался научной деятельностью, что увеличило мой интерес к его личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1.1Биография………………………………………………………………..…4
1.2 Творчество………………………………………………………………....6
1.3 Жизнь при дворе……………………………………………….………….11
1.4 Научные открытия…………………………………………………….......12
1.5 Некоторые интересные факты о Леонардо……………………………...13

Заключение………………...…………………………………………………..15
Приложение……………………………………………..…………………….14
Список используемой литературы………………………...……………...….19

Файлы: 1 файл

Курсовая по культурологии.doc

— 5.87 Мб (Скачать файл)


Санкт – Петербургский государственный технологический институт

                            (Технологический университет)

 

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Леонардо Да Винчи

 

                                                                                              

                                                                                              

 

 

Выполнила:

студентка Зиновьева А.Е.

Группа: 205

Преподаватель: Потехина И.П                                       

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………… 3

1.1Биография………………………………………………………………..…4

1.2 Творчество………………………………………………………………....6

1.3 Жизнь при дворе……………………………………………….………….11

1.4 Научные открытия…………………………………………………….......12

1.5 Некоторые интересные факты о Леонардо……………………………...13

 

Заключение………………...…………………………………………………..15

Приложение……………………………………………..…………………….14

Список используемой литературы………………………...……………...….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха Возрождения является одной из самых прекрасных, с точки зрения развития культуры. Здесь можно назвать множество великих талантливых представителей различных направлений деятельности. Но особенно важную роль сыграла художественная культура, благодаря таким людям, как Рафаэль Санти, Антонио Корреджо, Микеланджело, Леонардо Да Винчи  и другим «Титанам Возрождения». Более того, Леонардо Да Винчи занимался научной деятельностью, что увеличило мой интерес к его личности. Я думаю, тема исследования актуальна и для современного человека, так как познавательно рассмотреть более подробно жизнь этого всесторонне развитого человека. Изучение его биографии, которая богата открытиями как в научной сфере, так и в искусстве, поможет понять мне, кем же был Леонардо Да Винчи для людей с которыми жил рядом, и как он смог постичь некоторые тайны мироздания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Биография

Леонардо Да Винчи родился в 1452 году. Его отец, молодой нотариус Пьеро да Винчи, вернувшись после обучения во Флоренции в родные горы, искал развлечений, одним из которых была мимолётная связь с крестьянской девушкой Катериной, в результате которой появился Леонардо. В этом же самом году Пьеро женился на Альбьере Амадори, девушке своего круга, взяв сына к себе. В те времена на внебрачных детей общество смотрело чрезвычайно снисходительно, поэтому Леонардо прижился в отцовском доме очень легко, к тому же он был необыкновенно милым ребенком. В доме его обожали все без исключения, а матерью он виделся редко. Детство Леонардо протекало среди чудесной тосканской природы, в горах, откуда можно было любоваться широкой панорамой, с одной стороны увенчанной лиловыми вершинами далёких Апеннин, а с другой – мягко спускавшейся к зелёным холмам Сан Джиманьяно. Мальчик любил в полном одиночестве карабкаться по крутым уступам, часами просиживал над обрывами, размышлял, наблюдал за природой и животными – и всё запоминал. С детства в нём воспитывался живой ум и познавательное любопытство. Родные заботливо следили, чтобы предоставленная Леонардо свобода не была им дурно использована, и жизнь протекала в довольстве, без нужды, в буржуазной обстановке.

Леонардо было около четырнадцати лет, когда он потерял деда и мачеху. Но ему некогда было предаваться горю. Сер Пьеро, женившись ещё раз, перебрался во Флоренцию. Юность Леонардо совпала с первыми годами правления Лоренцо Медичи. Семейные условия продолжали быть благоприятными, Леонардо получил дома такое воспитание, какое получали дети в богатых буржуазных семьях: его научили кроме чтения, письма и арифметики, к которой он обнаружил блестящие способности латыни, музыке и пению. Затем началось учение в тех областях, в которых мальчику было суждено подняться на самые высокие вершины. Несмотря на разнообразные увлечения, он никогда не бросал рисования и лепки, ибо это были вещи, которые больше всего другого привлекали его воображение. Приметив это и приняв во внимание возвышенность его характера, сер Пьеро, захватив с собой однажды несколько его рисунков, отнёс их к Андреа Верроккьо, попросив оценить, достигнет ли Леонардо, отдавшись рисованию, каких-либо успехов. Андреа пришёл в изумление, увидев, насколько замечательны первые опыты Леонардо, что посоветовал Пьеро дать ему возможность посвятить себя этому искусству. Тогда Пьеро принял решение отдать Леонардо в мастерскую Андреа. Учение началось в 1466 году и прежде всего юношу обучали ювелирному делу, арифметике, грамоте и живописной технике. Мастерская Верроккьо была тем местом, где учились и обменивались опытом талантливые художники Тосканы и соседних областей.

Леонардо добросовестно воспринимал учение у Верроккьо, делал большие успехи, и ему стали уже поручать самостоятельные работы. Его привлекали кроме искусства увлечения промышленной и военной техникой и анатомией. «Получил Леонардо заказ исполнить для портьеры, которую должны были во Фландрии выткать золотом и шёлком для португальского короля, картон с изображением грехопадения Адама и Евы в раю земном; для этого Леонардо нарисовал кистью, приёмом светотени, с бликами света, луг с бесчисленными растениями и кое-какими животными; и поистине можно сказать, что по тщательности и правдоподобию ни один талант на свете не мог бы сделать что-либо подобное. Там изображено фиговое дерево, воспроизведённое со всеми сокращениями листьев и рисунком ветвей так любовно, что ум мутится при одной мысли, что у человеческого существа может быть подобное терпение…».[1]

Ученические годы кончились. В 1476 году Леонардо переехал от Верроккьо в собственную квартиру-студию. Однажды отец попросил его расписать щит. Леонардо изобразил чудовище, вылезшее из пещеры. При виде этой работы Пьеро отшатнулся, не веря, что это был тот самый щит и что изображение, которое он видел, было живописью. Эта работа показалась серу Пьеро более чем удивительной, и он тайно продал её каким-то купцам во Флоренции за сто дукатов (картина не сохранилась).

1.2 Творчество.

 

По свидетельству Вазари, Леонардо в это же время написал ещё две картины. Первой была мадонна, позднее попавшая к папе Клименту. На этой картине была замечательная деталь: графин с цветами, наполненный водой. Второй была картина маслом – оставшаяся незаконченной голова Медузы “с клубком змей вместо волос”, «самая странная и причудливая выдумка, которую только можно себе представить». [2] Ни об одной из этих вещей мы не можем судить по-настоящему: мадонна Климента затерялась совсем, а о Медузе даёт некоторое представление копия, - если это не копия с копии, - во флорентийской галерее Уффици. Сопоставив рассказ Вазари об этих картинах с тем, что даёт изучение ангела на Верроккьевом «Крещении», мы можем сделать некоторые выводы о том, что представлял собою Леонардо как живописец в тот момент, когда он покидал мастерскую учителя. Он – реалист, верный заветам флорентийской школы, верный указаниям и примеру учителя. Часто, гуляя по городу, Леонардо заходил в церкви, на стенах которых он мог видеть фрески, написанные прежними художниками. Подолгу всматривался в фигуры, изучал их и делал зарисовки. Рисовал он и античные статуи, постигая правильность пропорций, учась правдиво изображать человека. Но главным учителем юноши была природа. Леонардо всегда носил с собой маленький альбом и зарисовывал всё, что привлекало его внимание, но больше всего интересовали Леонардо люди, вовсе не обязательно красивые.

Этюды (слово «этюд» происходит от французского «etude» –«изучение».) молодой женщины, играющей с ребёнком или кормящей сына, Леонардо рисовал очень долго. Ведь в каждом этюде художник изучает натуру, а картина – это соединение многих наблюдений. Она как бы вбирает в себя множество этюдов, проходящих через различные изменения. Но живопись - не фотография. Художник не должен передавать точную копию того, что он видит. Его дело – подчеркнуть наиболее существенное. Леонардо написал целый ряд этюдов ребёнка, играющего с кошкой, которую он то обнимает, то просто гладит пухлой ручонкой. Они нужны были для задуманной картины “Мадонна с кошкой”. Но постепенно замысел изменился. В руках мадонны появились цветы, а кошка исчезла из рук младенца. Ребёнок оказался свободно сидящим на коленях матери, с ручонкой, протянутой за цветком. В 1478 году Леонардо сделал в своей тетради запись, говорящую о начале работы над «Мадонной с цветком» (т. е. эрмитажная «Мадонна Бенуа».). На этой картине изображена мадонна с младенцем Христом. Она не похожа на множество других мадонн, которые писались в те времена всеми художниками Италии. Совсем иная, весёлая, она с ласковой улыбкой следит, как младенец тянется за цветком. Счастливая молодая мать, одетая и причёсанная по моде 15 века, играет со своим ребёнком. Вся сцена кажется взятой из жизни. В живописи трудно передать объём предмета. Для передачи объёма, линии недостаточно, необходима светотень – постепенные переходы от света к тени. Например, очерченный линией круг на поверхности бумаги будет казаться плоским. Но если с одной стороны наложить тень, - круг превратится в шар. Великое завоевание живописи – светотень – показывает человека или предмет окружённым воздухом и освещённым. Рисунком, светотенью и светом, которые воздействуют сообща, Леонардо как бы лепит фигуры. Тельце ребёнка кажется живым и объёмным благодаря тончайшим переходам от бледно-жёлтого к тёмно-смуглому тону. Зелёный свет разной силы и глубины переливается в мелких складках платья мадонны. И хотя солнца не видно его лучи заполняют комнату ровным сиянием, а в глубине складок одежды, куда свет не попадает, создаётся лёгкая полутень, передающая и тяжесть бархата и блеск шёлка. Нет ни ярких тонов, ни резких контрастов. Всё напоминает дымку, окутывающую Флоренцию по вечерам.

Немного раньше этой работы Леонардо начал писать ещё одну картину – «Мадонну Лита» (1478-1484гг). Картина, написанная составом красок, близким к традиционной темпере, и сейчас, несмотря на неудачные реставрации, производит сильное впечатление. На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо её, несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той лёгкой, почти неуловимой светотенью, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет несколько таинственная полуусмешка, которая делается с этого времени обязательной для большинства образов художника. Младенец, как и в «Мадонне Бенуа», несколько слишком крупный, обратил взгляд к зрителю. Глаза его выписаны необычайно выразительно, а кожа кажется, почти осязаемой. Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, открывающими далёкие горизонты прекрасного, но едва видного мира. Композиция картины ясна и гармонична. Окна со своими спокойными очертаниями ещё более укрепляют равновесие картины. Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более тёмной стену. На её фоне особенно чётко моделирует эти фигуры свет, идущий откуда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчёркивать тончайшей игрой света и тени объёмность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо. Правда в “Мадонне Литта” в том виде, в котором вёз её с собой Леонардо, все эти проблемы были разрешены не полностью, так как картина была не закончена. Синий плащ, накинутый на левое плечо матери, явно не проработан, тяжёл, и под ним не чувствуется приподнимающей его руки. Но художник рассчитывал доработать её в новых условиях, что ему, впрочем сделать не пришлось. До нас дошло множество набросков, показывающих, как лихорадочно добивался он тех живописных решений, которые должны были дать наибольшую убедительность картине. Тут и перспективные этюды, и рисунки отдельных фигур, и попытки найти надлежащую композицию целого и лица, особенно лица девы Марии. Но опять охладел к ней и не закончил, так как реализм перестал для Леонардо быть самоцелью.

«Поклонение волхвов» 1481 года служило сюжетам итальянским живописцам десятки раз. Кто только не писал подобный сюжет! Но ни у кого эта скромная евангельская тема не получила такого великолепного живописного разрешения и такого широкого культурного истолкования, как у Леонардо. В центре мадонна с младенцем на коленях. Ребёнок одной рукой благословляет поклоняющихся ему волхвов, а другой – по-детски тянется к вазе, которую подаёт ему один из них. Кругом толпа, охваченная одним и тем же чувством, которое по-разному отражается на каждом лице. Картина, однако так же не была завершена автором, поскольку отъезд Леонардо в Милан затягивался и заказчики обратились за выполнением к другому автору.

Знаменитая «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») 1483 года – первая живописная работа, дающая полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. В угрюмом скалистом гроте, среди редкой и причудливой растительности сидит Мария, рядом ангел, перстом указывающий на младенца Иоанна, стоящего на коленях перед благословляющим его младенцем Христом.

«Тайная вечеря» — фреска, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Во многих местах картины проходит золотое сечение (идеальные пропорции объектов), изобретенное самим Да Винчи. Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея.

Стоит подробно рассказать о полотне, получившим мировую известность. Это идеальная, несравненная Мона Лиза, хранящаяся в Лувре  (написана в 1507). Мона Лиза (сокращенно от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель, на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным. «Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»[3]

Информация о работе Леонардо Да Винчи