Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:24, лекция
Основополагающий принцип лингвокультурологии. Связь лингвокультурологии с другими гуманитарными дисциплинами. Основные подходы к решению проблемы «язык и культура». Идеи В.Фон Гумбольдта о связи языка и культуры. Э. Сепир о связи языка и культуры народа. Культура и цивилизация. Учение К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. Языковая личность. Языковая картина мира.
Внутренняя форма слова.
11.Языковая картина мира.
Языковая картина мира – исторически сложившееся видение мира обществом.
Каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.
Понятие языковой картины мира восходит к идеям В.Ф.Гумбольдта о внутренней форме слова, а с др. стороны к гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
По мнению некоторых исследователей, языковая картина мира – это следствие исторического развития народа и языка, она изменчива во времени и создает однородность языковой общности, ее общекультурное достояние.
12. Внутренняя форма слова.
Внутренняя форма слова - мотивированность значения слова.
Внутренняя форма – это след того процесса, при помощи которого языком было создано данное слово. Например, слово окно связано со словом око, здесь в основу слова положена идея «глаза».
Например, слова темница и светлица имеют внутреннюю форму, а тюрьма и комната – нет.
13.Концепт как основное понятие лингвокультурологии.
Термин «концепт» в
лингвистике не новый. Он относится
к эпохе средневекового концептуализма,
основоположниками были Т. Гобс, П. Абеляр,
У.Окам и др., но до сих пор не имеющий
единого определения.
существует множество понятий, одно из них: концепт – это единица мышления, обладающая отдельным целостным содержанием и не разлагающаяся на более мелкие мысли.
С точки зрения В.Н. Телия, «концепт – это продукт человеческой мысли и явление идеальное, присущее человеческому сознанию вообще, а не только языковому…»
14. Концепт «душа» в русской лингвокультуре.
Душа́ (от лат. anima) — сложное понятие из области философии, религии и психологи
Душа человека — бессмертная субстанция
,нематериальная
сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способн
Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью. Душа – это Внутренний мир человека, Одна из трёх сущностей человека.
15. Безэквивалентная лексика.
Безэквивалентная лексика – это лексика, не имеющая соответствий в других языках и не подлежащая переводу на другие языки. Понятия уникальны и присущи только той культуре, в которой эта лексика существует. При необходимости язык заимствует из чужой языковой среды слова, обозначающие понятия, присущие чужому языковому мышлению (например, борщ, валенки, лапти, в русс, а в англ. Виски, Бигбен, ноу-хау, импичмент).
16.Стереотип как явление культуры.
Стереотип как феномен культуры существует с древнейших времен, однако он стал предметом научных исследований лишь в 20-м веке в связи с особой актуальностью проблем массовой культуры и коммуникации. Термин «стереотип» в современный оборот ввел американский журналист Уолтер Липпманн. Стереотип - стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте.
Стереотипы эмоционально окрашенные, стойкие и выражают привычное отношение человека к какому-либо явлению, которое сложилось под влиянием социальных условий и предыдущего опыта.
Культурный стереотип как часть мировоззрения может рассматриваться как носитель коллективных представлений.
Речевой этикет – это
система правил речевого поведения
и устойчивых формул вежливого общения.
К сфере речевого этикета
относятся, в частности, принятые в
данной культуре способы выражения
сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д.
Так, например, в одних культурах
принято жаловаться на трудности
и проблемы, в других – не принято.
В одних культурах рассказ
о своих успехах является допустимым,
в других – вовсе нет. Сюда же
могут относиться и конкретные предписания
речевого этикета – что может
служить предметом разговора, что
нет, и в какой ситуации.
Информация о работе Лингвокультурология как научная дисциплина