Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:24, контрольная работа
Целью данной работы является исследование понятия любви как ценности и проблемы культуры. Сама тема любви в наше время, как никогда, является актуальной, так как только любовь может создать из homo sapiens Человека с большой буквы. Она является и являлась причиной безумств, войн, подвигов и героизма. Если же рассматривать любовь с точки зрения данной работы, она является объектом исследования. Субъектом же можно считать ее культурную ценность. Так что же такое «любовь»? Как определить проблемы любви в культуре? В чем ее ценность? Все эти вопросы будут подробно рассмотрены далее.
Введение
Понятие любви (или что такое любовь)
Любовь как проблема культуры
Любовь как ценность культуры
Заключение
Список литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Контрольная работа по дисциплине: «Культурология»
на тему: «Любовь как ценность и проблема культуры»
2013
Содержание:
Введение
Понятие любви (или что такое любовь)
Любовь как проблема культуры
Любовь как ценность культуры
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данной работы является исследование понятия любви как ценности и проблемы культуры. Сама тема любви в наше время, как никогда, является актуальной, так как только любовь может создать из homo sapiens Человека с большой буквы. Она является и являлась причиной безумств, войн, подвигов и героизма. Если же рассматривать любовь с точки зрения данной работы, она является объектом исследования. Субъектом же можно считать ее культурную ценность. Так что же такое «любовь»? Как определить проблемы любви в культуре? В чем ее ценность? Все эти вопросы будут подробно рассмотрены далее.
Понятие любви (или что такое любовь)
Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.. Она является самым волнующим, сильным и неподдающимся контролю чувством. Именно любовь, а не что-то иное может создать настоящего Человека, способного на самые безумные поступки.Чем же является любовь в жизни человека: физиологической потребностью в продолжение рода или чем-то другим?
Этот вопрос не давал покоя многим великим умам человечества. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям. Любовь стала одной из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Ей посвящены картины и стихи, песни, письма и книги. Она вносила свои коррективы в мировую политику, в жизнь царей и императоров. У любви приоритетное положение в системе ценностей человека.
Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви
Любовь заставляет разум отступать на второй план, противопоставляет ему чувства. Внимание и восприятие любящего человека заострены на эмоциях, Человек начинает руководствоваться не здравым смыслом, а внутренними, на первый взгляд, необоснованными потребностями своего естества. Но эти потребности вполне очевидны: сопереживание, сострадание, своего рода катарсис, который приводит человека к новому качеству жизни, к новому мироощущению.
Английский философ Ф.Бэкон писал, что «лучше поступает тот, кто, раз уж невозможно не допустить любви, удерживает ее в подобающем ей месте и полностью отделяет от своих серьезных дел и действий в жизни». Так же и Дж.Локк, утверждал, что «управление своими страстями есть истинный прогресс на пути свободы».
Любовь – это добровольное рабство чувств, полная зависимость от другого человека, или, как говорил С.Л.Франк, абсолютная ценность любимого, «удовлетворение собственного бытия через служение другому». Возникает парадоксальное состояние, когда человек влюбляется в созданный им образ. Как писал В.В.Розанов, «любящий видит, собственно, не конкретного человека, но как бы ангельскую сторону конкретного человека, двойника его, и лучшего, небесного двойника».
Что же заставляет индивидуума отказываться от личной свободы и становиться управляемой личностью? Какое здесь соотношение сознательного и бессознательного? Вполне возможно, что человек любящий находится в состоянии постоянной напряженности чувств. Ощущение незримой духовной связи, возникающей по отношению к объекту поклонения, является настолько захватывающим, что человек не в силах без последствий для себя разорвать ее. Острота переживаемых чувств необычайно сильна и притягательна, поэтому человеку хочется еще и еще раз пережить такое состояние. Это сопоставимо с наркотической зависимостью человека – невозможностью жить без стимулятора жизненной силы.
Любовь имеет альтруистское
начало, так как любящий человек
заботится, прежде всего, не о себе,
а о своем возлюбленном, стремится
удовлетворить запросы и
Любовь заставляет совершенствоваться человека. Если индивидуум не считает необходимым развивать свои способности, знания, опыт, значит, он обделен чувством любви. Э.Фромм совершенно справедливо считает: без стремления человека более активно развивать свою личность в целом, без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, без отваги, веры и дисциплины все его попытки любви обречены на неудачу.
Любовь - это продолжение жизни – не столько физиологическое, сколько духовное. По мере совершенствования и развития цивилизации любовь от своего первоначального предназначения - продолжения рода - постепенно становится духовной потребностью человека. Причем любовь находится в прямой зависимости от интеллекта человека. По мере его повышения изменяется отношение к этому чувству: физиологическая составляющая все больше уступает место духовной, а репродуктивная функция уходит на второй план.
В то же время, возникая как духовное
чувство, любовь постепенно перерастает
в физическое влечение. Физическая
близость является кульминацией любви,
как симбиоз духовного и
Физическое влечение является логическим продолжением и завершением духовного начала, переходящее в новое качество жизни человека, обособленного существования двух человеческих существ. По выражению немецкого романтика конца XVIII – начала XIX века Й. Гёрреса «словно по электрическим проводникам, пробегает по ним искра жизни и входит в новое порождение».
Любовь – это осознание
Любовь делает человека лучше, чище, светлее, добрее. С некоторыми влюбленными происходят поистине не объяснимые метаморфозы: скупые становятся щедрыми, молчаливые – разговорчивыми. Следовательно, в работу включаются дополнительные ресурсы человека, которые были не задействованы и только под воздействием чувства любви нашли свое воплощение.
Без преувеличения можно сказать, что когда индивид любит, у него проявляются лучшие человеческие качества, заложенные в нем природой.
Влюбленный человек счастлив, а счастливые люди украшают мир: они не агрессивны, а доброжелательны, ориентированы на компромисс, а не на конфронтацию, на мирное решение проблем, а не на насилие. Недаром, когда начальник приходит на работу в агрессивном состоянии, его подчиненные предполагают, что у него не все ладно в отношениях с женой или в личной жизни. Этот стереотип проверен людьми веками и, в большинстве своем, на собственном опыте.
Любовь открывает глаза
Любовь позволяет человеку подняться над обыденной суетой, переосмыслить жизненные приоритеты, по-иному расставить акценты в сложившейся системе ценностей индивидуума.
Человек, страстно любящий, находится
в состоянии духовного
Любовь как проблема культуры
Существует противоречие между любовью духовной и физической. Этот вопрос впервые встал перед людьми в тот самый момент, когда они впервые начали осознавать свои взаимоотношения.
Действительно ли, встречая любовь, мы одновременно находим и свое счастье? Похоже, что человек всегда искал панацею от всех бед, идеальный источник, который мог бы решить сразу все его проблемы. И если действительно любовь неразрывно связана со счастьем, то нет ничего удивительного в том, что во все времена люди искали любовь.
Древние философы говорили, что человек ищет то, чего не имеет: если бы он обладал этим, то не нужно было бы искать. И любит человек то, чего ему недостает, — значит, того, что он любит, у него нет. Ощущая свою неполноту, человек тянется к тому, что считает важным для восстановления своей целостности. Это величайший парадокс нашего времени: чем больше о чем-то говорится, тем вернее это указывает на отсутствие или нехватку того, о чем идет речь.
Сегодня о любви в самых разных ее аспектах написаны сотни страниц. Но когда человек заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть, сколько любви в нем самом, в человечестве, в мире, где мы живем, то можно сделать вывод, что любви немного: много слов и мало чувства.
Обращаясь к истории, можно увидеть, что на протяжении веков сменялось множество различных концепций любви. В разные времена ей давались разные определения. Это связано с господством тех или иных идей в каждый исторический период, с потребностями человека определенной эпохи, с уровнем его эволюции. Человечество всегда колеблется между двумя крайностями: любовью духовной, которую называют платонической, и любовью физической, сексуальной. Однако одного слова «любовь» отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между этими двумя полюсами — духовным и материальным.
Можно рассмотреть любовь с точки зрения мифологии, например, возьмем античную мифологию, столь близкую к нашим этическим и эстетическим концепциям. Посмотрим, что называли Любовью, или Эросом, древние греки.
Согласно Платону, Эрос — самое древнее божество. Те статуи и картины, к которым мы привыкли, не имеют к нему никакого отношения. Эрос — это не симпатичный ангелочек, который подстерегает людей, чтобы поймать их в свои сети. Эрос — это архаическое божество, Первозданная Любовь, изначальная сила взаимного притяжения.
Мифология говорит, что когда мира еще не существовало, когда царил хаос, ничто еще не было проявлено, — тогда родился импульс, невероятная сила, способная все упорядочить, все объединить, всему дать форму и жизнь. Эта сила и есть Эрос, Любовь, — Первозданная Любовь, тот древний Эрос, о котором писал Платон. И когда Эрос упорядочил всю Вселенную, он стал распространять это на разные ее уровни, словно спускаясь по ступеням от самого высокого Неба до самой конкретной, видимой и ощутимой земли, на которой находимся мы. Эрос заботится о том, чтобы на каждом уровне Любовь выражалась в своей, особой форме, соответствующей этому уровню.
Однако для описания всех уровней
мы пользуемся одним и тем же словом
— и когда говорим о
Исходя из представления о ступенях, созданных Эросом во Вселенной, можно обнаружить различные формы Любви, вплоть до той, которую сейчас называют сексуальной. Это форма любви между одним телом и другим, проявление на уровне материальных тел тяги к единению и всему тому богатству, что заключает в себе Любовь.
Древний Эрос, говорит мифология, нисходя, выражает себя в разных формах, вплоть до превращения в ту, что известна нам сегодня, — Амура со стрелами, спутника Афродиты, пользующегося малейшей оплошностью людей, чтобы воспламенить сердца, которые не собирались загораться, и создать все те проблемы, которыми пестрят страницы Истории.
Это то, о чем повествует мифология
и в чем с ней согласны традиционные
теологические и моральные
Сегодня любовью считают некое психологическое беспокойство, которое выражается в основном через тело и секс, как будто это единственная возможность проявления любви. Такая приверженность к сексуальной любви трактуется как умение «жить сегодняшним днем», а выражением «платоническая любовь» обозначается нечто отсталое и старомодное. Платоническая любовь понимается сегодня как отказ от секса и признак регресса. Всплеск сексуальности, который представляется нам основным признаком современности, является результатом борьбы новых поколений за свободу. Это освобождение началось с отбрасывания ценностей, которые утратили свое значение, сыграли свою роль в прошедших периодах Истории, но уже ничего не дают молодежи; отживших ценностей, на смену которым должны прийти новые.