Любовь как ценность и проблема культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия любви как ценности и проблемы культуры. Сама тема любви в наше время, как никогда, является актуальной, так как только любовь может создать из homo sapiens Человека с большой буквы. Она является и являлась причиной безумств, войн, подвигов и героизма. Если же рассматривать любовь с точки зрения данной работы, она является объектом исследования. Субъектом же можно считать ее культурную ценность. Так что же такое «любовь»? Как определить проблемы любви в культуре? В чем ее ценность? Все эти вопросы будут подробно рассмотрены далее.

Содержание работы

Введение
Понятие любви (или что такое любовь)
Любовь как проблема культуры
Любовь как ценность культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

Но произошло то, что История  видела уже не раз: ценности не заменили, а лишь разрушили и отбросили  все, что было прежде; потом поняли, что нужно что-то новое, но не сумели найти этой новой формы. В любви  это освобождение, которое выражалось в основном через секс, не замедлило  превратиться в распущенность. (Распущенностью называются действия, не направляемые разумом, когда человек отдает себя во власть своих желаний нового и запретного.) Вспомним знаменитый лозунг революции 68-го года в Париже: «Запрещается запрещать!» Чем настойчивее что-то запрещается, тем более оно привлекает: запретный плод сладок.

   На секс было наложено табу — с  этого момента табу было снято. Свобода  секса, отмена всех ограничений принесла новые сложности: утрачивалась цель любви, ее смысл. Ведет ли сексуальная  любовь к счастью? Или для нее  важно удовлетворение? И понимаем ли мы разницу между счастьем и удовлетворением? Появляются новые проблемы — например, всевозможные сексуальные отклонения, поскольку в условиях неограниченной свободы все то, что было запрещено и вследствие этого выглядело заманчиво, уже осуществляется в жизни.

    Начинают нарушаться законы Природы: традиционные сексуальные проявления любви между мужчиной и женщиной перестают устраивать людей. Это  выходит за рамки биологических  нарушений в организме и касается уже области психических заболеваний. Психика требует с каждым разом все более и более сильных эмоций. Именно поэтому с каждым днем все заметнее снижается возраст, в котором молодежь хочет испытать эти сильные эмоции. Римляне говорили об особом возрасте, который дает юноше право на мужскую тогу; девушки становились женщинами, когда это было предусмотрено Природой. Сегодня этих границ уже не существует. Мы порой поражаемся, слушая рассуждения детей: создается впечатление, что детство для них — лишь нетерпеливое, страстное ожидание того момента, когда можно будет с головой окунуться в жизнь. А жить — значить пробовать все подряд, чтобы к двадцати годам постареть и не находить ответа на вопрос: что же дальше?                                                                                                                    Мы словно стали заложниками  авангарда в моде и решили, что  Любовь с большой буквы, Любовь идеальная, практически невозможна; мы пытаемся заполнить то место, которое отведено ей в нашей душе и нашей жизни, используя для возбуждения все что угодно: психологические, физические, наркотические средства, фильмы, журналы и другие суррогаты. Мы отдаем это место сексуальной любви, простому сексуальному удовольствию, которое даже не называем любовью. Это была великая революция. Но теперь перед нами встает другой вопрос: а что же такое платоническая любовь? Иногда считают, что у древних греков дилеммы, связанной с платонической любовью — названной именем греческого философа, — не было вообще. Однако это не так. Проблемы любви и дуальности, которые мы рассматриваем, существовали всегда, и в том числе в эпоху Платона. И поскольку, будучи философом, Платон предложил свои решения этого вопроса, свои ответы и пытался указать людям путь, попробуем разобраться в его учении.

    Платон утверждал, что если Любовь находит свое выражение на всех уровнях  Вселенной, то логично, что она проявляется  и на физическом плане. Как правило, люди упрощенно считают, что платоническая любовь автоматически отвергает все относящееся к сексу. Это заблуждение. Во времена Платона тоже были мужчины и женщины, которые стремились друг к другу, любили и пытались выразить свою любовь во всех возможных формах. Но если Любовь проявляется на всех планах человеческого существования, попытаемся, подойдя разумно, отделить высокие потребности души от низших инстинктов.

Неправильно мнение, что инстинкты  — это всегда плохо. Речь идет о  том, что более высокое всегда нужно отделять от менее высокого; мы — люди, а значит, уже прошли состояние растений и животных и, перейдя в другое со стояние, свойственное человеку, должны иметь свои отличительные признаки. Основным признаком животных являются инстинкты; это не значит, что их нет у человека, однако мы имеем и нечто большее — то, что превосходит эти инстинкты. Именно об этом говорит Платон в своих диалогах — о поиске способа выражения Любви, свойственного именно человеку, способа, который позволил бы ему найти человеческое счастье; не счастье животного, не счастье дерева или камня, а подлинное счастье человека.

Платон  говорит, что поиск Любви и ее проявлений, иногда низших, иногда высших, — одна из древнейших проблем человечества. Он рассказывает, пользуясь классическим стилем мифа (иногда истина слишком велика, чтобы быть воспринятой интеллектуально), что много тысяч лет назад, когда Бог сотворил мир, души людей начали разделяться, пока не стали тысячами и тысячами душ, живущих на земле. Эти разделенные души чувствовали, что они что-то потеряли, словно каждой из них недостает половины. Это представление лежит в основе учения о «душах-близнецах» и о значении Любви как потребности каждого человека встретить то, что когда-то было его частью, а сейчас утрачено.

Любовь понимается, ни много ни мало, как поиск утраченного Единства, поиск гармонии противоположностей и гармонии подобия. Противоположностей — потому что всем нам не хватает  половины, а подобия — в силу духовного родства: если две души однажды были одним целым, они  испытывают потребность встретиться  вновь.

Звучит романтично, но в этой волшебной  сказке участвуем мы все, хотя обычно не признаемся в этом; все мы идем по жизни, мечтая о том, что однажды, если чуть-чуть повезет, мы встретим свою душу-близнеца, снова обретем ту половину, которую когда-то утратили.

Платон предупреждает, что в  этом постоянном поиске нужно быть осторожными, поскольку любовь обычно скрывается под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной. Небесный побуждает душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной (и мы убеждаемся, что эта проблема существовала и в эпоху Платона) ищет только удовольствия, сексуального удовлетворения; он основан на инстинктах, и ему абсолютно неважно, какими средствами он этого удовлетворения добивается.

Но земной Эрос, любовь, которая  связана с телом — телом, увы, стареющим, болеющим и умирающим, — не приносит счастья. Платон был очень тверд в своей позиции: Любовь — это нечто гораздо большее, чем любовь. Любовь — это Мудрость, Любовь — это Энергия, Любовь — это Жизнь на всех уровнях, которые нам известны, во всем, что мы воспринимаем как живое, включая камни. Платон (а вместе с ним и все классики) утверждал, что существует особая форма Любви — Энергия: нечто живет, потому что в нем есть Энергия, есть взаимосвязь, разум, гармония. В сфере познания есть особая форма Любви — Мудрость, которая не заключается в желании запомнить максимум информации, но ставит перед собой задачу познать, проникнуть в тайны, постичь суть вещей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь как ценность культуры

 В широком смысле любовь — это  нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном  стремлении к своему объекту, в потребности  и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Любовь — чувство целенаправленной привязанности к субъекту или  объекту, требующее постоянных и  тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может  быть все, что угодно, в то время  как дружба — это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме  того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы  и способы проявления. Любовь относится  к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и  создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя  свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь —  это отношение только к конкретному  человеку, к объекту любви. Если человек  любит только одного, это установка  расширенного эгоизма, любовь — это  форма отношения к миру в целом.

Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви. Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

Построить иерархию нравственной ценности видов  любви достаточно сложно.

 Можно выделить: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность  к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка — Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Индивидуальная  половая любовь — межличностное  единство с другим человеком. Однако можно ли любое  межличностное единство назвать  любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек  духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого  так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность  любить, отдавая зависит от развития личности.

Древние греки различали четыре вида любви:

Эрос  — восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это скорее чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.

 Филиа — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе — альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему.

Спорге — любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта русским философом Вл. Соловьевым в трактате «Смысл любви». По Соловьеву, смысл человеческой любви есть «оправдание и спасение индивидуальности через жертвы эгоизма».

Любовь  для Соловьева — не только субъективное переживание, но и  активное вторжение  в жизнь. Как  дар речи состоит  не в говорении  самом по себе, а в передаче мысли  через слово, так истинное назначение любви не в простом переживании  чувства, а в том, что благодаря  нему совершается преображение социальной и природной среды.

Соловьев  видит у любви пять возможных  путей развития –два ложных и три  истинных. Первый ложный путь любви  — «адский» — мучительная неразделенная  страсть. Второй, тоже ложный – «животный» — неразборчивое удовлетворение полового влечения. Третий путь (первый истинный) — брак. Четвертый — аскетизм. Высший, пятый путь — это Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол — «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви — увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена. При этом суть, смысл любви определяется им через меру. Но, как и чем можно измерить любовь? Определить это очень сложно. Никто не смог сделать это так точно, как Блаженный Августин, сказавший: «Мера любви — это любовь без меры».

Любовь  — величайшая ценность, свойство и  право свободного человека…  Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает  особая эстетика любви — тяга человека к совершенной жизни, которая  строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая  ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. В любви имеет  место парадокс: «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако  любовь — это не счастливая случайность  или мимолетный эпизод; любовь - искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

- Любовь как давание — это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающие ответную любовь - это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать, а не брать.

- Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна, она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

-Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, духовных потребностей другого человека.

-Уважение  в любви — это способность видеть и принимать человека таким, каков он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей. Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

Но  «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность  были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм).

-Знание - необходимый аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека и реализовать все другие аспекты любви. Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов.

Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное стремление, и потребность, и в этом качестве – высшая форма  межличностного общения.

 

 

 

 

 

Заключение

Целью работы  являлось исследование понятия любви как ценности и проблемы культуры. Для  ее реализации были выполнены следующие задачи:

1)Изучено понятие «любовь»;

2)Проанализировано понятие «любовь» как ценность культуры;

Информация о работе Любовь как ценность и проблема культуры