Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 10:23, реферат
Все без исключений античные общества являлись аграрными: подавляющее большинство населения составляли жители сельской местности, а сельское хозяйство было главной ветвью экономики. Этот фактор играл первостепенную роль в жизни и развитии государств прошлого, а в частности Древнего Рима. Сельское хозяйство определяло направление развития как экономического, политического, социального, так и культурного. Это в свою очередь отразилось на характере некоторых праздников, проходивших в Италии. И хотя многие из них не были посвящены именно земледелию, они так или иначе были с ним связаны (Цералии, Розалии, Парилии, и др.)
Введение3
Зарождение Сатурналий 4
Проведение Сатурналий5
Значение Сатурналий8
Луперкалии: происхождение и цели праздника 9
Влияние Сатурналий и Луперкалий на совеременную культуру15 Заключение17
Список использованной литературы18
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств
Факультет Искусств
Кафедра Режиссуры театрализованных представлений и праздников
Луперкалий и Сатурналий в Древнем Риме – праздники завершения годового цикла сельскохозяйственных работ
Реферат по Истории и теории праздничной культуры
Выполнил:
Кормилицын Дмитрий
группа 23142
Санкт-Петербург, 2014
Оглавление
Введение3
Зарождение Сатурналий 4
Проведение Сатурналий5
Значение Сатурналий8
Луперкалии: происхождение и цели праздника 9
Влияние Сатурналий и Луперкалий на совеременную культуру15 Заключение17
Список использованной литературы18
Введение
«Все дороги ведут в Рим» ,- пословица
Все без исключений античные общества являлись аграрными: подавляющее большинство населения составляли жители сельской местности, а сельское хозяйство было главной ветвью экономики. Этот фактор играл первостепенную роль в жизни и развитии государств прошлого, а в частности Древнего Рима. Сельское хозяйство определяло направление развития как экономического, политического, социального, так и культурного. Это в свою очередь отразилось на характере некоторых праздников, проходивших в Италии. И хотя многие из них не были посвящены именно земледелию, они так или иначе были с ним связаны (Цералии, Розалии, Парилии, и др.)
Сельскохозяйственный цикл определял время проведения праздников. Они проходили круглый год: предпосевные, посевные, летние во время засух, во время жатвы и после неё. Однако самыми известными, как и самыми обильными, являлись праздники передпосевные и послеуборочные. Это было связано с наличием у людей свободного от сельскохозяйственных работ времени, а так же приписанием времяпровождений этих праздников к определённым богам, имеющих свои характерные особенности.
Целью моей работы стало исследование и анализ этих праздников, ведь при постоянном развитии, видоизменении под влиянием экономических, социальных и прочих скачков общества они дошли до наших дней , так или иначе нашли отражение в нашей повседневной жизни.
Зарождение Сатурналий
Сатурналии – один из древнейших римских ритуальных празднеств, которое сравнивают с Хрониями в Древней Греции, посвященными богу Хроносу. Появление Сатурналий связывают с первыми успехами в земледелии и культуре в области под названием Лацио (Италия). Праздник Сатурналий, согласно некоторым источникам, был учрежден еще Туллом Гостилием
Название Saturnalia происходит от имени древнеримского бога Сатурна. Как явствует из этимологии слова ( этрусское Saturnus от satus — «посев»), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли. Римская легенда, обогащенная восточными и эллинистическими элементами, рассказывает, что Сатурн-Хронос после свержения его с трона сыном Зевсом-Юпитером в конце цикла Солнечного года нашел убежище в зоне под названием «Лаций» – Lazium (убежище, от латинского глагола latere). Здесь его с почестями принял местный царь Джано. Он стал править вместе с ним и основал свой город Сатурнию в деревне, расположенной на вершине Кампидольо. После смерти и обожествления Джано Сатурн стал единственным правителем своей земли Италии. В «Золотую эру» правления Сатурна древнейшее население Рима и Лация жило благочестиво и свободно. Сатурн для них воплощал идею блаженной жизни. И не знали римляне ни тревог, ни волнений, ни усталости, ни боли, ни голода, ни рабства, ни расточительного богатства. И не старились люди, а всегда были молодыми и проводили дни в празднествах. А когда наступало время смерти, они спокойно засыпали. Полагают, что такие представления у латинян были связаны с родовым бытом, о котором напоминают сегодня руины древнейших родовых поселений на террамарах – укрепленных свайных постройках.
Он приходился на вторую половину декабря, т.к. именно в это время приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Считается, что изначально Сатурналии проводились в один день, но в дальнейшем он был расширен на целых семь дней. Август ограничил празднования до трех дней, затем вновь произошло увеличение продолжительности празднования - до пяти д, причем до пяти дней при Калигуле и утверждено Клавдием. В эпоху республики целый месяц декабрь был посвящен Сатурну
Проведение Сатурналий
Этот праздник был один из самых весёлых и любых в народе, как среди сельского, так и среди городского населения. С 17 по 23 декабря люди не работали: отдыхали, веселились, ходили в гости, проводили время в пьянстве и оргиях. В связи с Сатурналиями предоставлялись особые социальные льготы и поощрения. Бедным гражданам дарились деньги, прощались проступки, избегались какие-либо общественные дела, суды были закрыты, не начинались войны и не наказывались преступники.
Помимо прочего этот праздник предлагал восстановить на время его проведение мифическое царство Сатурна: рабы менялись местами с хозяевами, могли говорить, что хотели, и подвергать критике своих хозяев. Раб сидел за одним столом с хозяином, носил его одежды, пил, ел, кутил, отдавал приказы.
В первый день Сатурналий производился выбор Царя, лже-Сатурна, шута, короля дураков, который обязан был раскручивать веселье. Но иногда этот персонаж превращался в трагическую фигуру, жертву, умершую насильственной смертью. Есть несомненное сходство между комическим персонажем Паяцем (карнавал), которого «сжигали», и судьбой лже-Царя Сатурна. В архаический период этот царь в конце праздника отправлялся на смерть. Такой обычай восходит к мифическому периоду, когда Сатурну приносили в жертву мужчин. Во время Сатурналий римляне дарили друг другу терракотовые человеческие скульптурки, заменявшие человеческие жертвы в древности. Стали популярны прыжки через костер с очистительной с точки зрения морали целью.
Весьма подробное описание происходящим во время праздника действиям даёт Д.Фрэзер*:
«На время Сатурналии
различие между господами и
рабами как бы упразднялось
– раб получал возможность
поносить своего господина, напиваться,
подобно свободным, сидеть с ними
за одним столом. Причем его
нельзя было даже словесно
упрекнуть за проступки, за которые
он в любое другое время
был бы наказан побоями, тюрьмой
или казнен. Более того, господа
менялись местами со своими
рабами и прислуживали им за
столом; с хозяйского стола убирали
не раньше, чем окончил свою
трапезу раб. Эта инверсия ролей
заходила так далеко, что каждый
дом на время превращался во
что-то вроде микрогосударства, в
котором все высшие
Вольности, даваемые рабам во время этого праздника, были, как считалось, подражанием общественному устройству века Сатурна и что сами Сатурналии почитались не более и не менее как временным возрождением или реставрацией эпохи правления этого доброго монарха, как у нас возникнет соблазн предположить, что в роли псевдоцаря, руководившего кутежами, первоначально выступал сам Сатурн»
Праздник проходит не узкой социальное среде, он также затрагивал такой слой как армия. Вот как описывает Фрэзер проведение Сатурналий в военном обществе:
«Римские солдаты в Дуросторуме в Нижней Мезии каждый год праздновали Сатурналии следующим образом. За 30 дней до начала праздника они по жребию выбирали молодого и красивого человека, которого для сходства с Сатурном обряжали в царские одежды. В таком одеянии он разгуливал по городу в сопровождении толпы солдат. Ему предоставлялась полная свобода удовлетворения своих чувственных влечений и получения всех видов удовольствий, пусть даже самых низменных и постыдных. Но веселое правление этого воина было кратковременным и кончалось трагически: по окончании тридцатидневного срока, в канун праздника Сатурна, ему перерезали горло на алтаре этого бога, которого он представлял»
*Джеймс Джордж
Фрэзер - Британский религиовед, антрополог, этноло
Значение Сатурналий
Сатурналии предшествовали зимнему солнцестоянию, поэтому управляли противоречиями: эйфория, желание обновления, ностальгия по тому, что умирает, ожидание того, что наступает. Сатурн – тот, у кого есть ключи от Великой Космической игры – оракула, с помощью которого осуществляются разные формы гадания, предсказания. Так бог позволял людям узнать о божественных планах. Азартные игры были тесно связаны с Сатурном. Поэтому в древнем Риме разрешалось играть только во время Сатурналий. Современная игра лото также происходит от Большой игры Сатурна и игры-оракула, с помощью которой в Италии в античную эпоху осуществлялись разные формы гаданий и предсказаний.
В первый день Сатурналий процессия направлялась из храма Сатурна возле римского Форума до подножия Кампидольо. На алтаре торжественно приносились жертвы: симуляция закрытой головы, обернутой в льняные бинты, и симуляция ног Сатурна, обвязанных бинтами. Сначала Сатурна «развязывали», чтобы он выполнял функции основателя новой эры. Затем с обновлением годового цикла симулякрум Сатурна снова связывался. И его заменителя, Царя Сатурналий, символически убивали. Следующая стадия религиозной церемонии – банкет в честь богов, чьи статуи располагались вокруг лож богато сервированного стола. Следующая стадия посвящена Юпитеру и 12 богам. На общем пиру верующие обменивались тостами и пожеланиями при свете свечей. Пир готовили всю ночь члены четырех крупных корпораций, которые затем ели изысканные блюда, подарки богам
Как ни странно, но Сатурналии символизируют темный аспект Сатурна, зимнее солнцестояние, смерть старого года и рождение нового, dies natalis solis invicti - день рождения непобедимого Солнца, переход от хаоса к упорядоченности, к космосу, приостановка течения времени. В двенадцать ночей Сатурналий на землю возвращаются мертвые. Кроме того, это время принесения в жертву старого царя или замещающего его животного (козла отпущения), символизирующих истощающееся плодородие, и призывов к возведению на престол в качестве оплодотворяющей силы нового царя. Двенадцать дней хаоса символически предвосхищают двенадцать месяцев предстоящего года. Этим периодом правит Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король и Гороховая Королева. Характерными для Сатурналий как времени хаоса являются массовые переодевания для внешнего выражения возврата к хаосу.
Луперкалии: происхождение и цели праздника
Существет несколько определений явлению под названием Луперкалии, каждый из которых отображает суть происходящего и цели праздника:
Луперкалии - эротический фестиваль в честь богини «чувственной» любви Юны (Juno Februata) и бога Фавна (Луперк - одно из его прозвищ), покровителя стад.
Луперкалии (от лат. lupus - волк) - праздник очищения и плодородия в Древнем Риме; получил название от бога Фавна, который как покровитель стад и охранитель их от волков имел прозвище Луперк.
Луперкалии — (лат. Lupercalia) древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом. Фестиваль проводился каждый год в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема.
Разность определений вызвана рядом причин, основной из которых является восприятие времени и зависимость его от сельскохозяйственного цикла. Дело в том, что помимо двенадцатимесячного основного календаря в Древнем Риме существовал 10 месячный календарь, состоящий из 304 дней, не включая два зимних месяца, позднее известных как январь и февраль. Логика такого календаря состояла в том, что зимний период замирания природной жизни, между зимним солнцестоянием и началом весны, не учитывался в жизни общества, рассматриваясь как своего рода «мертвый сезон». Поэтому десятимесячный календарь исследователями как сельскохозяйственный календарь, отвечавший потребностям земледельца раннего железного века (ок. 900-730 гг. до н.э.)
Вполне вероятно, что выделение в календаре десяти месяцев имело какое-то значение для древних людей, было связано с их обрядовой жизнью. Известно, что в Лавренте принесение жертв Юноне (Juno Kalendaris) производилось в первый день каждого месяца с марта по декабрь, но не производилось в январе и феврале.
Тем не менее, древнейший римский год состоял из 12 месяцев. Он делился на две половины. Шесть месяцев с января по июнь были ориентированы на имена богов: Ianuarius – Ianus, Februarius – Februus, Martius – Mars, Aprilis – Venus , Maius – Maia, Iunius – Iuno. Другие шесть месяцев были без названий и обозначались порядковыми числительными от пяти до десяти: Quintilis (июль) – пятый, Sextilis (август) – шестой, September – седьмой, October – восьмой, November – девятый, December – десятый. Вторая часть календаря выглядит, как зеркальное отражение первой части. Этот календарь основывается уже на солнечных циклах. своё начало он берет после зимнего солнцестояния, в то время, когда увеличивается солнечная активность и соответственно увеличивается растительность. Вторая половина – обратная сторона первой: происходит уменьшение светового дня и увядание растительности. В европейских календарях зимнее и летнее солнцестояние отмечается как Рождество и день Св. Иоанна Крестителя (Иванов / Янов день. В римском юлианском календаре им соответствовал последний день Сатурналий 24 декабря и праздник Фортуны 24 июня.