Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 10:23, реферат
Все без исключений античные общества являлись аграрными: подавляющее большинство населения составляли жители сельской местности, а сельское хозяйство было главной ветвью экономики. Этот фактор играл первостепенную роль в жизни и развитии государств прошлого, а в частности Древнего Рима. Сельское хозяйство определяло направление развития как экономического, политического, социального, так и культурного. Это в свою очередь отразилось на характере некоторых праздников, проходивших в Италии. И хотя многие из них не были посвящены именно земледелию, они так или иначе были с ним связаны (Цералии, Розалии, Парилии, и др.)
Введение3
Зарождение Сатурналий 4
Проведение Сатурналий5
Значение Сатурналий8
Луперкалии: происхождение и цели праздника 9
Влияние Сатурналий и Луперкалий на совеременную культуру15 Заключение17
Список использованной литературы18
Римская мифология подразумевала восприятие царя (rex) как божественного посланника, представителя солнца на земле. Отсюда происходит культ «борьбы» rex с «мертвым сезоном» в период зимних холодов. Двухмесячное сражение царя с силами космического хаоса давали свой результат, начиналась весна. Первого марта поднаторевший в магическом искусстве правитель объявлял о победе солнца и сил добра над зимней тьмой и силами зла и, таким образом, о начале (наконец-то) нового года. Римская историческая традиция относила учреждение такого рода состязаний к периоду пребывания Ромула и Рема в юношеском возрасте, когда они с другими сверстниками жили в пастушеском (эвфемизм инициационного) лагере на Палатине. Это состязание вошло в состав празднества Луперкалии, которое обычно рассматривается как древнейший очистительный обряд.
Выделяются две мифологические версии возникновения Луперкалий(Овилием): В первой, явно эллинизированной, фигурирует переодевание Геркулеса и его конфликт с Фавном, во второй, выглядящей более римской , Луперкалии возводятся к Ромулу и Рему. В ней описывается соревнование в беге двух команд, победители в котором допускались к потреблению жертвенного мяса.
Мифологические рассказы о соревновании луперков, сохраненные Овидием , позволяют предположить, что за ними скрывается древний ритуал. Зимний двухмесячный «мертвый сезон» был временем растущей (в ином мире) солнечном активности, которая должна была достигнуть уровня, необходимого для начала вегетативного сезона. На этой стадии, когда все общество с нетерпением ждало приближения весны, в середине февраля разыгрывался спектакль, имевший магическое значение. Ритуал соренования, утративший всякое значение в исторических Луперкалиях, в раннюю эпоху должен был служить магическим средством, помогавшим новому солнцу набрать необходимую силу. Два зимних месяца по-видимому осмыслялись как период борьбы символизировавших между новым и ста-
рым, начинавшийся после зимнего солнцеворота. Соревнование двух команд луперков, состоявших каждая из 12 бегунов (видимо, персонифици-ровавших месяцы года), символизировало победу нового солнца над старым. В древнейший период, возможно, царь сам участвовал в этом ритуале.
Процесс праздника.
Плутарх цитирует Гая Ацилия, воспроизводившего другую версию, в которой опущен элемент соревнования двух групп (коллегий) Луперков в честь Фавна:
«Они закалывают коз, затем к ним подводят двух подростков знатного родацелер и одни луперки касаются окровавленным мечом их лба, а другие немедленно стирают кровь шерстью, смоченной в молоке. После этого мальчики должны рассмеяться. Располосовав козьи шкуры, луперки пускаются бежать, обнаженные, в одной лишь повязке вокруг бедер, и своими ремнями бьют всех, кто попадается им на пути. Молодые женщины не стараются увернуться от ударов, веря, что они способствуют легким родам и вынашиванию плода. Особенность праздника состоит в том, что луперки приносят в жертву собаку».
Луперкалии включали хаотический бег луперков у подножия Палатинского холма вдоль Священной дороги на Форуме, как считается, за пределами померия Ромула. Исследователи полагают, что некогда это была долина с по- гребениями архаических времен, и бег луперков отмечал границу между ми- ром мертвых и миром живых. Однако их хаотический бег мог относиться к какому-то позднему ритуалу на Форуме, независимому от гипотетического померия Ромула. Бегущие луперки хлестали людей шкурами козы, предвари- тельно освященными, с целью сообщить им плодовитость. Вслед за Фрэзером многие считают это хлестание и отношение к плодородию и плодовитости поздним элементом обряда, включенным в Луперкалии только в 276 г. до н.э., потому что именно на это время пришелся острый демографический кризис, связанный с показанием рождаемости. Однако думается, дело обстояло как раз наоборот, обеспечение плодовитости было наиболее древней частью ритуала. В описании Плутарха подчеркивается, что в обеспечение плодовитости особенно нуждались женщины, готовившиеся к рождению. Весь вид луперков символизировал плодоносную силу – в луперки выбирались молодые люди примечательных физических достоинств, они выступали в обнаженном виде, они использовали шкуру козы, известной своей плодовитостью. А приносимая ими в жертву собака, домашнее животное и родственник волка одновременно, играла роль символического проводника в иной мир. Луперки начинали бешено стегать все попадавшееся под руку с целью сообщения людям, животным и предметам животворящей силы, принесенной ими в мир, пока она не растаяла в его энтропии. Таким образом, они способствовали плодовитости женщин и жизненной активности мужчин.
По мнениюАнжес Мичелс, название ‘lupercus’ имело значение ‘человек-волк’ поскольку он мог контролировать волков, так же как «ковбой» (пастух) или «машинист» контролировали объект своей деятельности (коров или поезда), а не были идентичны с ними. Мичелс имеет ввиду, что луперки ассоциировались с реальными волками, от которых следовало защищать скот и людей. Однако в данном случае речь скорее должна вестись о «волках» как обозначении членов молодежных союзов в период инициаций. Двенадцать луперков вероятно были не всей группой инициируемой олодежи, а лишь ее лучшими представителями, которых позволено выступать во время Луперкалий. Они были лидерами молодежного союза, которые могут считаться именно такими «человеко-волками», способными контролировать своих «волков». В двух знатных юношах из описания ритуала у Плутарха можно усмотреть лидеров двух групп луперков. А сам этот ритуал выглядит как утративший значение инициационный обряд, имевший отношение к смерти и возрождению.
Идея, что происхождение Луперкалий было связано с древним институтом мужских союзов, достаточно популярна среди исследователей. В этом смысле история взросления Ромула и Рема выглядит примером анти- общественной жизни римской молодежи до наступления возраста взрослости и принятия в общину. В этом состоянии в период инициаций молодые люди обычно не могли появляться в родной общине и считались ритуально мертвыми или находящимися в ином мире. Лишь во время специального праздника, когда граница между мирами стиралась, они могли показаться в Риме в своем диком обличье. Ритуал Луперкалий приходился на иды февраля, когда начинались Паренталии приходящиеся на 13-22 февраля. В цивилизованном мире их архаический диковатый ритуал был приспособлен к идее почитания родителей и предков. Так как последние ныне населяли иной мир, то связь с ним Луперков получала вполне приемлемое объяснение.
Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали эти записки в огромную урну, а затем каждый мужчина вытягивали из урны эти записки. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств.
В 494 году н. э. Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии.
Влияние Сатурналий и Луперкалий на современную культуру.
В связи с тем, что Сатурналий и Луперкалий базировались на таких важных моментах общественной жизни как сельскохозяйственные работы, то они были приняты другими цивилизациями, обществами в видоизменённом варианте. В пространственной категории происходили изменения по мере распространения праздника с севера на юг, а именно менялась дата проведения: чем севернее, тем раньше происходило торжество первое, и позже второе. Также свой вклад в видоизменение привнесла ментальность той или иной местности. Огромное влияние оказал прогресс на состояние и вид данных праздников. Скачок в развитии экономическом, техническом, социальном аспекте жизни позволил взаимопроникновение культур, и как следствие перенятие черт одной, от другой. Таким образом, можно провести параллели между существующими и еще не столь давно существовавшими праздниками.
Папа Геласий I в 494 году попытался запретить Луперкалии. И празднику, который пришел на замену Луперкалиям, был назначен небесный покровитель — Святой Валентин, коего в 269 году н. э. римский император Клавдий II приказал убить за его проповедническую деятельность среди молодежи. То есть праздник сохранял свою фунцию, своё предназначение, но обретал при этом более сдержанную, «церковную» форму. Этот факт признается и церковью. В Православной энциклопедии отмечается, что «более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля»
Например, День дурака имеет корни прямиком из Древнего Рима. Дни дурачеств воспринималось как одно из очередных веселых календарных празднеств. Это был день в конце декабря, главным достоинством которого была вседозволенность, назывался он Сатурналии. Все жители Древнего Рима в этот день предавались чрезмерным возлияниям и могли совершать самые безрассудные поступки. Правил в этот день в городе Сатурналициус Принцепс, или Повелитель Увеселений, — король-шут. И здесь невозможно не провести параллели со Всешутешим (…)Собором Петра Первого. Если взять основу праздника римского и петровского, то различий между ними будет крайне мало: сцены с переодеванием, стирание социальных рамок, вседозволенность, унижение и насилие, создание временного выборного развлекательного органа…
Но помимо прочего Сатурналии породили такой направление как карнавал. То же стирание социальных слоёв, вседозволенность и т.д.
Вследствие принятия Римской империей христианства Сатурналии и Луперкалии породили ряд обычаев в праздниках Этой религии. Особый толчок к развитию получили Сатурналии. В 4 веке этот праздник, как и Луперкалии, приобрёл «церковную» оболочку. Теперь этот праздник известен под видом Рождества, соединившись с праздником Sol invicta («Солнца побеждающего») праздновавшегося в те же дни. Роль Сатурна исполняет Дед Мороз (у финнов до сих пор Дед Мороз называется «Йоулупукки», что переводится как «козел Йоля-солнцестояния»). В современном детском спектакле «Новогодняя ёлка» сохранилось театральное представление древних времён, свечи, подарки и поздравления. Люди той эпохи были тесно связаны с сельским хозяйством: Иисус родился в яслях, в его Учении люди повсеместно сравниваются со стадом (лат. «паства»), а сам он с агнцем, ряженые в сатиров похожи на зверюшек присутствующих при рождении Иисуса. Звезда ёлки — это Вифлеемская звезда. Волхвы, пришедшие с дарами при рождении Иисуса — одни из прообразов Деда Мороза. Интересно, что святой Николай, прототип Деда Мороза, тоже жил именно в IV веке. Таким образом в Риме синкретизировались все соседствующие национальные мифологии того времени, и впоследствии мифологии всей Европы.
С козлом видимо связан
и праздник ряженых в сатиров/
Заключение
Пожалуй, отыскивать схожие черты среди праздников современности и праздников античности можно бесконечно долго. Культура, как и человек, не стоит на месте, она постоянно развивается, оставляя в себе только самое необходимое. Огромный вклад этого «необходимого» внесла именно культура Древнего Рима. Обычаи древней цивилизации приспособились под современное общество, они влились в нашу жизнь, остаются естественными, и не веют кровавыми временами древности. Но если искать истоки современным праздников, их настоящее значение, первопричину весьма порой странных действий нынешних культов, то следует обратиться к миру Древнего Рима, потому что «все дороги ведут в Рим», и именно там следует искать ответы.
Список использованной литературы: