Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:15, контрольная работа
Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.
Введение
Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права, защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.
Но что же такое
наука управлять государством? Многие
задумывались над этим. В древней
Греции, где полис стал основой
общества, осью государственности,
Аристотель и Платон –
Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.
Его труды по-разному
оценивались современниками и
исследователями нашего
Возрождение (Ренессанс) - эпоху
духовного и культурного
Эпоха Возрождения, начавшаяся ХIV - ХV вв. в Италии, а позже, в других странах Западной Европы, сопровождалась централизацией власти и формированием королевского абсолютизма. Вследствие этого многие политические деятели той эпохи пытались найти пути достижения данного результата, ибо централизованная политическая власть сулила укреплению позиций государства, как в глазах своего народа, так и по отношению к другим государствам. Порой, как уже говорилось выше, данные пути разрешения проблемы централизации строились в противовес нормам морали, в частности, в произведении Н. Макиавелли «Государь» можно встретить множество моментов, которые подтверждают вышесказанное. В объяснении этого еще раз хотелось бы повториться, что политика, как способ управления объективной реальностью, порой может расходиться с данными нормами, так как в действительности все происходит не всегда по положительному сценарию.
В подтверждении того, что мысль о централизации являлась доминирующей, можно в качестве примера привести труды Ж. Бодена, так как на основе разработанной им концепции суверенитета до сих пор удается поддерживать целостность государства, даже в том случае, когда на территории данного государства проживают народы различных национальностей, различных традиций и т.д., но все же сплоченных, по мнению Ж. Бодена, идеей «общего».
(Н. Макиавелли, Ж. Боден)
XVI век - век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.
К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.
Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.
Представители гуманизма
противопоставляли церковно-
Гуманизм XV- XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени - латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых, в свою очередь, признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.
Важное значение для широкого распространения и религиозных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.
2 Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Одним из первых теоретиков
новой эпохи был итальянец
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли
долгое время был должностным
лицом Флорентийской
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал, как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.
В центре внимания
Макиавелли - реальная способность
правительства повелевать
После написания трактата
"Государь" (1512) Макиавелли становится
европейской знаменитостью.
В истории, по его мнению, три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.
Основные черты его учения:
1. Гуманизм: "Человек может
все: изменить волю бога, изменить
свою судьбу, человек может быть
великим даже в злодеянии.
2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.
3. Реализм. Описывал то, что есть.
Суть трактата "Государь" - учение о политике.
А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.
Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.
В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.
Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.
Д) Политика автономна по отношению к религии.
Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.
Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.
Основы власти:
1. Материальные основания
- сила. Многочисленная преданная
армия. Сам политик должен
2. Власть должна иметь
социальную опору - народ. (Макиавелли
рекомендует опираться на
3. Психологические основания
(чувства). Народ должен любить
и (больше) бояться правителя.
Есть психологические чувства,
которые вредны для власти - ненависть
и презрение. Нельзя грабить
народ. Презрение вызывает
Целью государства
и основой его прочности
Макиавелли воспроизводит
идеи Полибия о возникновении
государства и круговороте
Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус.
3 Теория государственного суверенитета. Политическое учение
Ж. Бодена
Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.
С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.
Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.
Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от Папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет, как верховная власть, включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.
Государство Боден определяет, как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.