Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.

Файлы: 1 файл

МИКИАВЕЛЛИ.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Со времен существования  организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим  в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике  и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные  формы и виды. Строились новые  теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права, защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.

 Но что же такое  наука управлять государством? Многие  задумывались над этим. В древней  Греции, где полис стал основой  общества, осью государственности,  Аристотель и Платон – проповедники  демократической мысли, считали  демократию лучшей из форм  правления, предоставляющую свободу  людям самим устраивать жизнь.  Руссо развил эту теорию, расширив  рамки определения представительной  демократии, снова отдавая исполнительную  власть в руки монарха либо  ограниченному кругу лиц. 

Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные  деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего времени. Неуправляемая толпа –  самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать  достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

 Его труды по-разному  оценивались современниками и  исследователями нашего времени,  но за пять веков они отнюдь  не потеряли интереса к себе  и не утратили актуальности. Управлять  ли государством с позиции  силы или использовать более  либеральные подходы, как вести  себя во внешней политике, общаясь  с соседними государствами, как  устраивать армию и казначейство, как процветать и добиваться  могущества во всех сферах  деятельности – все эти аспекты  чрезвычайно подробно рассматривал  и указывал в своих работах  Макиавелли. В современном мире  эти вопросы, безусловно, уже хорошо  проработаны и имеют вид вполне  определенный с позиций устоявшихся  политических норм. Однако для  того чтобы понять, что есть  государство теперь и каким  оно было, какие эволюционные  ступени госаппарата оставили  четкие следы в устройстве  современных государств, нужно знать  труды Макиавелли.

Возрождение (Ренессанс) - эпоху  духовного и культурного преобразования Западной Европы - отличали в первом раннем периоде, прежде всего, гуманистический  характер и естественно научная  направленность. Такое течение как  гуманизм возникло как в искусстве, так и в литературе и представляет собой идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, характеризовавшееся  интересом к изучению и распространению  античных языков, литературы, искусства  и культуры. Однако реальная политическая обстановка в странах, в эпоху  зарождения гуманизма еще оставалась довольно сложной. Политика, как явление, по сравнению с искусством более  приближенное к объективной реальности требовала применения мер для разрешения задач, которые подчас расходились с нормами морали, что противоречило принципам гуманизма.

Эпоха Возрождения, начавшаяся ХIV - ХV вв. в Италии, а позже, в других странах Западной Европы, сопровождалась централизацией власти и формированием  королевского абсолютизма. Вследствие этого многие политические деятели  той эпохи пытались найти пути достижения данного результата, ибо  централизованная политическая власть сулила укреплению позиций государства, как в глазах своего народа, так  и по отношению к другим государствам. Порой, как уже говорилось выше, данные пути разрешения проблемы централизации  строились в противовес нормам морали, в частности, в произведении Н. Макиавелли «Государь» можно встретить множество  моментов, которые подтверждают вышесказанное. В объяснении этого еще раз  хотелось бы повториться, что политика, как способ управления объективной  реальностью, порой может расходиться  с данными нормами, так как  в действительности все происходит не всегда по положительному сценарию.

В подтверждении того, что  мысль о централизации являлась доминирующей, можно в качестве примера  привести труды Ж. Бодена, так как  на основе разработанной им концепции  суверенитета до сих пор удается  поддерживать целостность государства, даже в том случае, когда на территории данного государства проживают  народы различных национальностей, различных традиций и т.д., но все  же сплоченных, по мнению Ж. Бодена, идеей  «общего».

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв.

(Н. Макиавелли, Ж. Боден)

XVI век - век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских  городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи  обусловили глубокие изменения в  идеологии западноевропейского  общества.

Представители гуманизма  противопоставляли церковно-схоластической учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали  не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при  этом не схоластически применяемый  силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм XV- XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени - латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых, в свою очередь, признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Важное значение для широкого распространения и религиозных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.

 

 

 

2 Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

 

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец  Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным  лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных  тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося  упадка Италии, до XVI в. бывшей самой  передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных  ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях  участников политической жизни.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал, как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

 В центре внимания  Макиавелли - реальная способность  правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других  сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных  на его представлении о страстях  и стремлениях людей и социальных  групп, на примерах истории  и современной ему практики  итальянских и других государств.

 После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится  европейской знаменитостью. Весьма  двусмысленная слава преследует  его: с одной стороны, Н. Макиавелли  сформулировал предмет политической  науки, но его осуждают за  создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

 В истории, по его мнению, три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

 Основные черты его  учения:

1. Гуманизм: "Человек может  все: изменить волю бога, изменить  свою судьбу, человек может быть  великим даже в злодеянии. Человек  может изменить ход истории".

2. Антифатализм: стремление  изменить свою судьбу.

3. Реализм. Описывал то, что есть.

 Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная  наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков  он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера  аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться  моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную  оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

            Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор  средств зависит от ситуации.

 Основы власти:

1. Материальные основания  - сила. Многочисленная преданная  армия. Сам политик должен обладать  началами полководца.

2. Власть должна иметь  социальную опору - народ. (Макиавелли  рекомендует опираться на народ,  аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания  (чувства). Народ должен любить  и (больше) бояться правителя.  Есть психологические чувства,  которые вредны для власти - ненависть  и презрение. Нельзя грабить  народ. Презрение вызывает бездеятельность  правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель  должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель  должен казаться великим человеком.

 Целью государства  и основой его прочности Макиавелли  считал безопасность личности  и незыблемость собственности.  Самое опасное для правителя,  неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных  - это неизбежно порождает ненависть  (а ведь никогда не ограбишь  так, чтобы не осталось и  ножа). Незыблемость частной собственности,  как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы,  считал целью и основой прочности  государства. 

 Макиавелли воспроизводит  идеи Полибия о возникновении  государства и круговороте форм  правления; вслед за античными  авторами он отдает предпочтение  смешанной (из монархии, аристократии  и демократии) форме.

Религия должна быть одним  из атрибутов государства, должна иметь  государственный статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Теория государственного суверенитета. Политическое учение

Ж. Бодена

Религиозные войны существенно  мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма  и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат  третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском  языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал  и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет - это абсолютная и  постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.

Власть государства постоянна  и абсолютна; это - высшая и независимая  власть как внутри страны, так и  в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от Папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет, как верховная власть, включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве  Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и  мистифицированному средневековой  схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей  истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет, как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных  лиц; если они не будут соединены  в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений  феодальной зависимости там, где  они еще сохранялись.

Информация о работе Макиавелли