Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:56, реферат
Она является философией диалектического материализма, с особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Марксистская философия подвергла пересмотру принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий грех.
Введение…………………………………….….......….3
Возникновение марксизма……………………..….….5
Черты и принципы в марксистской
философии……………………………………....……..8
Вопрос об истине в марксистской
философии……………………………………..…..….13
Понятие культуры в марксистской
философии………………………………………....….18
Список используемой литературы………..……..…..24
В марксистской философии утверждается идея о развитии как особой формы движения, как универсального способа бытия мира, как природного, так и общественного.
Во-первых, развитие есть всегда качественное изменение чего-либо.
Во-вторых, развитие является
«направленным и необратимым
процессом качественного
В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя в преобразованном виде более низшие. Они не простая сумма низших, а преобразованный их синтез.
В-четвертых, каждой форме движения и развития соответствует свой субстрат (материальный носитель), отличающийся по степени сложности строения. В связи, с чем в новом виде предстает иерархическое строение материального мира, которое стремится и к усложнению, и к изменению, и к самосохранению в форме повышения своей организации.
В связи с этими принципами основоположники марксистской философии на основе естественнонаучных данных и открытий в XIX веке выделили следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая (жизнь органических систем), социальная (развития общества, человеческой истории). Переход от одной формы движения, от низшей к высшей, носит скачкообразный характер, а процессу перехода от одной формы движения к другой присущи «переходные» формы движения, которые не всегда нам известны, но в ходе развития научного значения могут быть выявлены. И современная наука подтверждает гипотезу, высказанную основоположниками марксистской философии. Так, в современной науке утвердилось мнение, что самому объективному миру присущ принцип повышения своей организации. Этот принцип можно применить к анализу развития общественных систем. В связи с этим учение о законах диалектики, как универсальных законах развития, приобретает более богатое содержание. В марксистской философии иначе рассматривается и принцип детерминации, создается диалектико-материалистическое учение о причинно-следственных отношениях.
Для этого учения характерны следующие черты:
Во-первых, исключается наличие сверхъестественных причин развития мира.
Во-вторых, они противники механистического детерминизма, который обедняет представление о законах развития мира, придавая причинно-следственным связям и отношениям однозначный характер.
В-третьих, расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира.
Случайность – и форма
проявления закономерности, необходимости
и дополнение ее. Что позволило
преодолеть представление о наличии
предопределенности в бытие мира,
с одной стороны, а с другой
– преодолеть представление о
господстве случайности в бытие,
которая исключает всякую возможность
предвидения и прогностики в
развитии мира. В тоже время в
марксистской философии развивается
и углубляется идея Гегеля о противоречии
как всеобщем источнике развития,
который находится в самом
мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель
трактовал закон противоречия идеалистически.
В марксистской философии он трактуется
с позиций диалектического
Основываясь на принципах
диалектического материализма, в
марксистской философии по-иному
решается и такой фундаментальный
вопрос, как вопрос о природе и
сущности сознания. Возникновение сознания
рассматривается как
Важную роль в формировании сознания, с точки зрения марксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрел символически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, как орудийная деятельность, приобрел новое качество – изготовление орудий деятельности, которых нет в природе, но которые создаются на основе преобразования, переработки предметов природы, приспособляемые для преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновения сознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловлено социально-историческими условиями бытия людей.
В марксистской философии по-иному решается вопрос о содержании сознания. Не подвергая сомнению сложившиеся представления о знании как содержании сознания, его идеальности, основоположники диалектико-материалистической философии подчеркивали, что само идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею. Они подвергают критике идеалистическую концепцию имманентного происхождения знания. Знание не есть результат деятельности изолированного сознания познающего субъекта. Оно формируется в результате практического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающего мира. Преодолевается и представление метафизического материализма о знании как результате лишь отражательной деятельности человеческого мозга. Знание есть результат и отражение объективного мира, и результат мыслительной деятельности человека посредством понятий. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его. Таким образом, в марксистской философии по-иному понимается активный, творческий характер сознания, которое нацелено не только на познание объективного мира, но и на теоретическое его преобразование.
Вопрос об истине в марксистской философии.
Центральной проблемой познания
в марксистской философии является
вопрос об истине как цели теоретико-познавательной
деятельности человека. Это является
главной проблемой и в любой
философской гносеологии. В рамках
марксисткой философии
Что же понимается в марксистской
философии под истиной? Под истиной
понимается знание, которое соответствует
содержанию объективных, вне нас
существующих явлений материального
мира, присущих ему законов. Это соответствие
как принцип истины, не исчерпывается
отражением, воспроизведением сущности
бытия мира, а является результатом
творческой деятельности познающего субъекта.
По форме истина есть идеальной явление,
а по содержанию – преобразованное
материальное явление. В марксистской
философии углубляется
Под абсолютной истиной в марксистской философии понимается неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия, в принципе достигаемое и достижимое в бесконечной деятельности человеческого рода. В этом аспекте абсолютная истина фиксирует в себе признание неисчерпаемых возможностей и способностей, присущих человеку, достигать достоверного знания. Без признания абсолютной истины исчезает позитивный момент в познавательной деятельности человека, оптимизирующая сторона познания.
В тоже время в объективной истине всегда присутствует момент, сторона относительной истины. Что же понимается под относительной истиной в марксистской философии? Под относительной истиной понимается достоверное знание о чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в той или иной степени неполное, неисчерпывающее. Она также фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д. Например, утверждение, что вода есть жидкость, истинно относительно определенных температурных параметров – от 0 до 100°. А за этими пределами она приобретает иные свойства и иное состояние.
Относительная истина, ее бытие
связано не только с невозможностью
исчерпывающим образом что-либо
познать, но и с тем, что познанием
занимаются конкретные люди, с конкретными,
индивидуальными
В силу этого в объективной истине всегда присутствует диалектика абсолютного и относительного знания, которая отражает диалектику единичного, отдельного и всеобщего, относительного и абсолютного, присущую самому объективном миру, никем не созданным и существующим сам по себе. Поэтому в марксистской философии диалектика истины и диалектика объективного мира рассматриваются как определенное тождество, единство, но тождество противоречивое. Тождество выражается в том, что и познанию, и объективному миру присущи одни и те же законы диалектики. А противоречивость связана со своеобразием проявления законов диалектики в познании и в бытие объективного мира. В познании оно проявляется идеально, а в объективном мире – материально. С точки зрения марксистской философии единство субъективной диалектики (сознание, познание) и объективной диалектики (бытие материального мира) возможно, потому что субстратом мышления является мозг, как материальная субстанция мышления. А несовпадение субъективной и объективной диалектики связано с тем, что сам процесс познания есть идеальный процесс, идеальной преобразование материального мира. Вот почему мышлению и познанию присуща относительная самостоятельность, свобода, которая в идеализме нередко абсолютизировалась и мистифицировалась.
Если целью познания является
достижение истины (истинного знания),
которая представляет собой идеальное
преобразование мира, а в конечном
итоге человек на основе ее стремится
и практически предметно
Второй уровень познания
представляет теоретическое познание.
Как мы помним из предыдущих лекций
– это сфера действия ума, мышления,
которое оперирует понятиями. Действию
ума нередко приписывался чисто
идеалистический характер, а нередко
нерационалистически-
Понятие культуры в марксистской философии.
Характерным для идей западного марксизма было то, что они развивались в тесной связи с процессами, происходившими в западной культуре – философии, политике, искусстве, религии и т.д. Работы Гуссерля, Дильтея, Риккерта стимулировали развертывание критики буржуазной цивилизации, способствовали выяснению понятий “культура”, “цивилизация”, развитию “культурной критики”..
Информация о работе Марксизм как явление европейской культуры