Массовая культура и формы её проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Определить понятие массовой культуры
2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры

Содержание работы

Введение……...………………………………………………………....…………3
1. Становления массовой культуры…......…………….……………………..5
1.1. Понятие культуры………….………………………….……..……...5
1.2. Предпосылки появления массовой культуры…….……………..…5
1.3. Эпохи формирования массовой культуры…………..………………
2. Уровни массовой культуры………………………………….…...…………10
2.1. Кич-культура..……………………………………………………...10
2.2. Мид-культура.…………………………………….………………...11
2.3. Арт-культура……...……………………………………………...…12
3. Сферы проявления массовой культуры……..…………………..……..…..13
Заключение………………………………………...…………………….…….…24
Список литературы………………………………………………..………..........26

Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственная полярная академия

 

Кафедра философии, культурологии  и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Культурология »

 

Массовая культура и формы её проявления

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнилa: студентка 521 гр.

                            Евсеева Е.А.

                                                   Научный руководитель:

кандидат культурологии Веселова М.Н.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Введение……...………………………………………………………....…………3

  1. Становления массовой культуры…......…………….……………………..5
    1. Понятие культуры………….………………………….……..……...5
    2. Предпосылки появления массовой культуры…….……………..…5
    3. Эпохи формирования массовой культуры…………..………………
  2. Уровни массовой культуры………………………………….…...…………10
    1. Кич-культура..……………………………………………………...10
    2. Мид-культура.…………………………………….………………...11
    3. Арт-культура……...……………………………………………...…12
  3. Сферы проявления массовой культуры……..…………………..……..…..13

Заключение………………………………………...…………………….…….…24

Список литературы………………………………………………..………..........26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры. В современном  обществе особое значение приобрела  «массовая» культура.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний  день существует немало исследований,  теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

В настоящее время «массовая  культура» как один из видов идеологической угрозы часто упоминается в телевидении, в средствах массовой информации и в научных журналах.

О массовой культуре, как и о  культуре вообще, существуют самые  разные мнения и суждения. Интерес  к проблемам массовой культуры заметно возрос, что, несомненно, связано, в частности, с действием таких глобальных тенденций, как универсализация человеческого общения, через диалог культур, проявление взаимозависимости и целостности современного мира. В этой ситуации очень важно разобраться, какие ценности следует заимствовать, а какие отбросить, от каких отказаться, как от тупиковых, не способствующих развитию творческого, деятельностного потенциала личности. Дискуссии о массовой культуре находятся в русле общего движения нашей страны к общечеловеческому цивилизованному мировому порядку. 

Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Определить понятие массовой культуры

2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры

 

1.Становление  массовой культуры

 

1.1Понятие культуры

Особенности производства и  потребления культурных ценностей  позволили культурологам выделить две социальные формы существования  культуры: массовую культуру и элитарную  культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все  люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой  аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.[1] 

1.2Предпосылки появления массовой культуры

Когда же и как появилась  массовая культура? По поводу истоков  массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. 
Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе: 
      1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию. 
      2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком. 
      3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX—XX веков. [1]

1.3 Эпохи формирования  массовой культуры

Процесс возникновения и формирования массовой культуры можно делить на два этапа. Это пассивные и активные эпохи формирования массовой культуры, они делятся следующим образом:

– период пассивного распространения массовой культуры продолжался с доисторического периода до XIX–ХХ веков, т. е. до периода развития техники;

– период активного распространения продолжается с XIX–ХХ века до настоящего времени. Но этот период активности, продолжая развиваться, поставил себе цель отрицательную, то есть антиморальные качества и вследствие этого массовая культура, потеряв свою полную, форму превратилась в массовую культуру с массой отрицательных свойств.

Издревле народы разделились на страны с общей культурой и  обычаями. Это, конечно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции развивались по массовой структуре  культуры. Но это развивалось пассивным  образом.

Затем, с XIX–ХХ веков, в результате развития техники, появления многочисленных действующих на мозг читателей детективных  романов и бестселлеров массовая культура из периода образования  перешла в период развития. В результате развития информации и техники началось более активное развитие этих процессов. Теперь кроме обычаев и традиций наблюдаются другие процессы. Вследствие этого культурные процессы превратились в культуру в кавычках. Воспользовавшись этим процессом, некоторые корыстные политические силы поставили себе цель внедрить такую «культуру» в сознание людей и обратить мир в нечто стандартное. По этому поводу президент Узбекистана И. А. Каримов высказался так: «…под маской «массовой культуры» распространять идеи эгоцентризма, индивидуализма, насилия и моральную испорченность, и если надо, вследствие этого обогащаться, с пренебрежением относиться к многовековой культуре многих народов, стараться подрывать их основы – всё это не может не волновать людей. В настоящее время антимораль принимать за культуру, и наоборот, с неуважением смотреть на истинные духовные ценности, считая их пережитками прошлого, серьёзно угрожает современному развитию человеческой жизни, устоям семьи и воспитанию молодёжи, и многие сегодня во всём мире борются с этим злом». Действительно, борьба с идеологической угрозой под маской «массовая культура» является очень важной в воспитании молодёжи.[2]

 

Вывод: Если человеку подрезать корни, им можно свободно манипулировать, и сам не понимая того, он бросит себя в течение «массовой культуры». По этому поводу можно выразиться словами русского учёного В. Г. Федотовой, что массовая культура формирует «индивидов без корней». Она приходит к мнению о том, что «с помощью СМИ возникнет масса индивидов «без корней» и в результате общество впадёт в состояние аномии (потеря традиций и дисциплины)»[3]

2.Уровни массовой культуры

Итак, массовая культура – явление  далеко не однородное. Оно имеет  свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

-кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

-мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

-арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Рассмотрим подробнее каждый из них.

2.1 Кич-культура

Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского.[5]Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:

- упрощенную подачу проблематики;

- опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

-ориентированность на обывателя,  чья жизнь протекает скучно  и однообразно.

Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.[6]

2.2 Мид-культура.

Мид как некая «золотая» середина трудно поддается понятийной репрезентации, тем более границы, существующие между уровнями, отличаются размытостью. Мид можно представить как грань между артом и китчем. Этот уровень массовой культуры можно рассмотреть на примере вкусов современной общественности, тяготеющих к околонаучной литературе.

В качестве примера мид-культуры можно привести большинство продукции американского кинематографа. Несмотря на недостаточно обоснованную критику американских фильмов многие из них отличаются невоспроизводимостью благодаря наличию дорогих и качественных спецэффектов, что уже выводит их за рамки китча. С одной стороны, характер этой кинематографии отличается бедностью духовной, интеллектуальной и моральной составляющих, с другой, трудно согласиться с отсутствием этих качеств в таких известных фильмах, как «Зеленая миля», «Контакт», «Форрест Гамп», «Пианист», «Трасса 60» и т.д. К веяниям

мид-культуры также относится адаптация классики к «экранной» культуре. Например, экранизация «Войны и мира» как проявление моды на высокохудожественные произведения. Для мид-культуры характерно соединение образцов популярной и высокой культуры.[7]

 

 

2.3 Арт-культура 

Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арткультуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Арт-культура направлена на формирование субъекта с присущими ему творческими и интеллектуальными качествами. Когда человек творчески проявляет свою индивидуальность, креа-тивные потенции своего индивидуального стиля, он, выходя за границы дозволенного, занимает место над культурой и перестает быть ее пассивным потребителем; перерастая культуру, он сам начинает ее развивать. Подтверждение этой мысли можно найти, например, в работе А.С. Шарова, который называет творчество взаимопереходом ценностей человека в ценности культуры

Арт-культура направлена не только на формирование богатого внутреннего мира, но и на появление его глубокого осмысления и рефлексивного отношение к нему. Арт актуализирует субъекта как систему, обладающую устойчивой целостностью своего мировоззрения. Причем такая устойчивость остается открытой для обогащения идеями и ценностями, поступающими извне, но при этом она благодаря собственной автономности и сознательности способна делать осознанный выбор относительно того, что стоит принимать, а от чего целесообразнее отказаться, что соответствует уровню развития самой системы, а что не соответствует. Вернее, благодаря своим атрибутивным качествам субъект наделяется способностью к глубокому осмыслению действительности, к осуществлению осознанного выбора и к поиску настоящих путей самореализации.

 

 

3. Сферы проявления массовой культуры.

Сейчас  массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:

Информация о работе Массовая культура и формы её проявления