Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:41, реферат
Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Определить понятие массовой культуры
2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры
Введение……...………………………………………………………....…………3
1. Становления массовой культуры…......…………….……………………..5
1.1. Понятие культуры………….………………………….……..……...5
1.2. Предпосылки появления массовой культуры…….……………..…5
1.3. Эпохи формирования массовой культуры…………..………………
2. Уровни массовой культуры………………………………….…...…………10
2.1. Кич-культура..……………………………………………………...10
2.2. Мид-культура.…………………………………….………………...11
2.3. Арт-культура……...……………………………………………...…12
3. Сферы проявления массовой культуры……..…………………..……..…..13
Заключение………………………………………...…………………….…….…24
Список литературы………………………………………………..………..........26
Федеральное агентство по образованию
Государственная полярная академия
Кафедра философии, культурологии и истории
Реферат
по дисциплине «Культурология »
Массовая культура и формы её проявления
Выполнилa: студентка 521 гр.
Евсеева Е.А.
кандидат культурологии Веселова М.Н.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение……...……………………………………………
Заключение………………………………………...……
Список литературы…………………………………
Введение
В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры. В современном обществе особое значение приобрела «массовая» культура.
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.
В настоящее время «массовая
культура» как один из видов идеологической
угрозы часто упоминается в
О массовой культуре, как и о культуре вообще, существуют самые разные мнения и суждения. Интерес к проблемам массовой культуры заметно возрос, что, несомненно, связано, в частности, с действием таких глобальных тенденций, как универсализация человеческого общения, через диалог культур, проявление взаимозависимости и целостности современного мира. В этой ситуации очень важно разобраться, какие ценности следует заимствовать, а какие отбросить, от каких отказаться, как от тупиковых, не способствующих развитию творческого, деятельностного потенциала личности. Дискуссии о массовой культуре находятся в русле общего движения нашей страны к общечеловеческому цивилизованному мировому порядку.
Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Определить понятие массовой культуры
2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры
1.Становление массовой культуры
1.1Понятие культуры
Особенности производства и
потребления культурных ценностей
позволили культурологам
1.2Предпосылки появления массовой культуры
Когда же и как появилась
массовая культура? По поводу истоков
массовой культуры в культурологии
существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера наиболее
часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки массовой
культуры формируются с момента рождения
человечества, и уж, во всяком случае, на
заре христианской цивилизации. В качестве
примера обычно приводятся упрощенные
варианты Священных книг (например, «Библия
для нищих»), рассчитанные на массовую
аудиторию.
2. Истоки массовой культуры
связаны с появлением в европейской литературе
XVII—XVIII веков приключенческого, детективного,
авантюрного романа, значительно расширившего
аудиторию читателей за счет огромных
тиражей. Здесь, как правило, приводят
в качестве примера творчество двух писателей:
англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора
широко известного романа «Робинзон Крузо»
и еще 481 жизнеописания людей так называемых
рискованных профессий: следователей,
военных, воров, проституток и т. д. и нашего
соотечественника Матвея Комарова (1730—
1812) — создателя нашумевшего бестселлера
XVIII—XIX веков «Повести о приключениях
английского милорда Георга» и других
не менее популярных книг. Книги обоих
авторов написаны блестящим, простым и
ясным языком.
3. Большое влияние на
развитие массовой культуры оказал и принятый
в 1870 году в Великобритании закон об обязательной
всеобщей грамотности, позволивший многим
освоить главный вид художественного
творчества XIX века — роман. И все-таки
все вышеизложенное — это предыстория
массовой культуры. А в собственном смысле
массовая культура проявила себя в США
на рубеже XIX—XX веков. [1]
1.3 Эпохи формирования массовой культуры
Процесс возникновения и формирования массовой культуры можно делить на два этапа. Это пассивные и активные эпохи формирования массовой культуры, они делятся следующим образом:
– период пассивного распростране
– период активного распространен
Издревле народы разделились на страны с общей культурой и обычаями. Это, конечно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции развивались по массовой структуре культуры. Но это развивалось пассивным образом.
Затем, с XIX–ХХ веков, в результате развития техники, появления многочисленных действующих на мозг читателей детективных романов и бестселлеров массовая культура из периода образования перешла в период развития. В результате развития информации и техники началось более активное развитие этих процессов. Теперь кроме обычаев и традиций наблюдаются другие процессы. Вследствие этого культурные процессы превратились в культуру в кавычках. Воспользовавшись этим процессом, некоторые корыстные политические силы поставили себе цель внедрить такую «культуру» в сознание людей и обратить мир в нечто стандартное. По этому поводу президент Узбекистана И. А. Каримов высказался так: «…под маской «массовой культуры» распространять идеи эгоцентризма, индивидуализма, насилия и моральную испорченность, и если надо, вследствие этого обогащаться, с пренебрежением относиться к многовековой культуре многих народов, стараться подрывать их основы – всё это не может не волновать людей. В настоящее время антимораль принимать за культуру, и наоборот, с неуважением смотреть на истинные духовные ценности, считая их пережитками прошлого, серьёзно угрожает современному развитию человеческой жизни, устоям семьи и воспитанию молодёжи, и многие сегодня во всём мире борются с этим злом». Действительно, борьба с идеологической угрозой под маской «массовая культура» является очень важной в воспитании молодёжи.[2]
Вывод: Если человеку подрезать корни, им можно свободно манипулировать, и сам не понимая того, он бросит себя в течение «массовой культуры». По этому поводу можно выразиться словами русского учёного В. Г. Федотовой, что массовая культура формирует «индивидов без корней». Она приходит к мнению о том, что «с помощью СМИ возникнет масса индивидов «без корней» и в результате общество впадёт в состояние аномии (потеря традиций и дисциплины)»[3]
2.Уровни массовой культуры
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
-кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
-мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
-арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Рассмотрим подробнее каждый из них.
2.1 Кич-культура
Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского.[5]Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:
- упрощенную подачу проблематики;
- опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
-ориентированность на
Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.[6]
2.2 Мид-культура.
Мид как некая «золотая» середина трудно поддается понятийной репрезентации, тем более границы, существующие между уровнями, отличаются размытостью. Мид можно представить как грань между артом и китчем. Этот уровень массовой культуры можно рассмотреть на примере вкусов современной общественности, тяготеющих к околонаучной литературе.
В качестве примера мид-культуры можно привести большинство продукции американского кинематографа. Несмотря на недостаточно обоснованную критику американских фильмов многие из них отличаются невоспроизводимостью благодаря наличию дорогих и качественных спецэффектов, что уже выводит их за рамки китча. С одной стороны, характер этой кинематографии отличается бедностью духовной, интеллектуальной и моральной составляющих, с другой, трудно согласиться с отсутствием этих качеств в таких известных фильмах, как «Зеленая миля», «Контакт», «Форрест Гамп», «Пианист», «Трасса 60» и т.д. К веяниям
мид-культуры также относится адаптация классики к «экранной» культуре. Например, экранизация «Войны и мира» как проявление моды на высокохудожественные произведения. Для мид-культуры характерно соединение образцов популярной и высокой культуры.[7]
2.3 Арт-культура
Наиболее высокий уровень
Арт-культура направлена на формирование субъекта с присущими ему творческими и интеллектуальными качествами. Когда человек творчески проявляет свою индивидуальность, креа-тивные потенции своего индивидуального стиля, он, выходя за границы дозволенного, занимает место над культурой и перестает быть ее пассивным потребителем; перерастая культуру, он сам начинает ее развивать. Подтверждение этой мысли можно найти, например, в работе А.С. Шарова, который называет творчество взаимопереходом ценностей человека в ценности культуры
Арт-культура направлена не только на формирование богатого внутреннего мира, но и на появление его глубокого осмысления и рефлексивного отношение к нему. Арт актуализирует субъекта как систему, обладающую устойчивой целостностью своего мировоззрения. Причем такая устойчивость остается открытой для обогащения идеями и ценностями, поступающими извне, но при этом она благодаря собственной автономности и сознательности способна делать осознанный выбор относительно того, что стоит принимать, а от чего целесообразнее отказаться, что соответствует уровню развития самой системы, а что не соответствует. Вернее, благодаря своим атрибутивным качествам субъект наделяется способностью к глубокому осмыслению действительности, к осуществлению осознанного выбора и к поиску настоящих путей самореализации.
3. Сферы проявления массовой культуры.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие: