Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:41, реферат
Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Определить понятие массовой культуры
2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры
Введение……...………………………………………………………....…………3
1. Становления массовой культуры…......…………….……………………..5
1.1. Понятие культуры………….………………………….……..……...5
1.2. Предпосылки появления массовой культуры…….……………..…5
1.3. Эпохи формирования массовой культуры…………..………………
2. Уровни массовой культуры………………………………….…...…………10
2.1. Кич-культура..……………………………………………………...10
2.2. Мид-культура.…………………………………….………………...11
2.3. Арт-культура……...……………………………………………...…12
3. Сферы проявления массовой культуры……..…………………..……..…..13
Заключение………………………………………...…………………….…….…24
Список литературы………………………………………………..………..........26
массовая общеобразоват
средства массовой информации,
транслирующие населению
система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, “патриотического” воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит, благонадежность и желат. электоральное поведение людей, “мобилизационную” готовность об-ва и т.п.;
массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. “патриотизм”, социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций (“наши — не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям (“мировой заговор”, “поиски инопланетян” и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рац. постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
массовые полит, движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит, акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит, программ, на поддежку к-рых их мобилизуют методом нагнетания коллективного полит, или националистич. психоза;
система организации и стимулирования массового потребит, спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы “элитных” образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования;
индустрия формирования имиджа и “улучшения” физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п), являющаяся специфич. областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеол. установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физич. подготовленностью;
индустрия досуга, включающая
в себя массовую худож. культуру (
Заключение.
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.
Список использованной литературы
[1] Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие.- 2000. С.43-48
[2] Каримов И. А. Высокая духовность – непобедимая сила. – Т. 2008. – С. 118.
[3] Федотова В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 3.
[4] Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6. – С. 138.
[5] Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000. – С.100.
[6] Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – С.190.
[7] Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших
учебных заведений. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.