Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 10:28, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем неоспоримым фактом, что массовая культура в наше время имеет большое влияние на общество путем литературы, рекламы, телевидения, радио, других видов СМИ. Знание специфики и основных механизмов управления массовой культурой позволяет формировать необходимое системе восприятие мира человеком и обществом в целом и, как следствие, контролировать такое общество и легко управлять им.
Введение 3
Глава 1. Массовая культура 5
Становление массовой культуры 5
Особенности, признаки, характеристики массовой культуры 7
Критика массовой культуры 8
Средства, составляющие, уровни и направления массовой
культуры 9
Глава 2. Массовое общество 13
Формирование массового сознания 13
Массовое общество 14
Черты массового общества 15
Глава 3. Управление массовой культурой 17
Определение культуры. Понятие «управление в культуре» 17
Функции массовой культуры (в контексте социального контроля масс) 18
Социальный заказ и художественный метод 20
Заключение 25
Библиографический список 26
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
факультет заочного обучения
Кафедра менеджмента социокультурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
УПРАВЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ
Исполнитель
Коваленко Н. Л.
гр.302
Научный руководитель
Преподаватель Комарова М. Б.
Допущен к защите
«___»_________________________
Минск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Массовая культура 5
культуры 9
Глава 2. Массовое общество 13
Глава 3. Управление массовой культурой 17
Заключение 25
Библиографический список 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем неоспоримым фактом, что массовая культура в наше время имеет большое влияние на общество путем литературы, рекламы, телевидения, радио, других видов СМИ. Знание специфики и основных механизмов управления массовой культурой позволяет формировать необходимое системе восприятие мира человеком и обществом в целом и, как следствие, контролировать такое общество и легко управлять им.
Массовая культура – сложный феномен, порожденный современностью и неподдающийся однозначной оценке. Проблеме массовой культуры посвящено необозримое количество научной и публицистической литературы – и отечественной, и зарубежной.
Один из авторов доктрины массового общества американский социолог Э. Шилз еще в 1960 г. утверждал, что индустриализация обеспечивает интенсивное развитие средств массовой информации, которые, в свою очередь, способствуют объединению индивидов в социальное и культурное целое – массовое общество.
Можно дополнить – контролируемое общество. Контролируемое потому, что средства массовой информации объединяют людей в социальное и культурное целое благодаря ценностям массовой культуры.
Общеизвестно, что управление культурой тесно связано с управлением обществом в целом, поскольку культура пронизывает все сферы общества.
Массовая культура играла и играет до сих пор колоссальную роль как в тоталитарных, так и в либерально-демократических обществах, обеспечивая политическую пропаганду. В конечном счете, продукция массовой культуры выражается в количестве и качестве художественных мифов, воплощенных в книгах, фильмах, музыкальных произведениях, театральных и концертных постановках. Массовая культура стала индустрией по производству мифов. Социальный заказ и художественный метод в сочетании с мифологическими единицами и общей мифологической концепцией – инструменты создания мифов в любом обществе.
Социальный заказ как метод управления массовой культурой существует во всех обществах, но действует он по-разному, в зависимости от типа общества. Массовая культура не может существовать без него, поскольку ее производство связано как с обеспечением политической пропаганды, так и с необходимостью привлечения немалых финансовых и материальных средств, которые имеются у государства и у частных компаний.
Своеобразие управления массовой культурой в разных обществах заключается, помимо особенностей социального заказа, и в том, что авторы при создании произведений этой культуры пользуются определенным художественным методом.
Он также не универсален для этих обществ, ибо связан не только с идеологической ориентацией, но и с традициями, историей, национальным характером.
Цель курсовой работы: изучение свойств, характеристик и признаков массовой культуры и массового общества, а также основных методов и особенностей управления массовой культурой и массовым обществом.
Задачи:
Объект исследования: массовая культура и массовое общество.
Предмет исследования: управление обществом посредством массовой культуры.
Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение и анализ СМИ и интернет-источников.
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
1.1 Становление массовой культуры.
Культура традиционных обществ имела ярко выраженный "сословный" характер. Различные социальные слои (сословия, касты и т.д.) заметно различались в культурном плане. Образ жизни предполагал разные нормы повседневного поведения, способы развлечений, особенности кухни, воспитания, одежды и т.д.
Принадлежность к тому или иному слою легко определялась по внешнему виду. Представители высших слоев в традиционных обществах имели определенные культурные привилегии. Доступ к письменной культуре также имели, как правило, лишь представители высших слоев.
Еще в начале ХХ века в обществах, вступивших в эпоху современности, прослеживались значимые культурные различия между слоями и классами. Однако процесс модернизации, становление современной экономики, индустриализация, урбанизация, распространение образования, демократизация политической жизни создавали предпосылки для постепенного размывания четких культурных различий между социальными слоями. На смену "расчлененной" стратификацией культуре традиционных обществ приходит массовая культура.
Массовая культура не формируется стихийно в процессе повседневного взаимодействия и не передается из поколения в поколение. Массовая культура создается "профессионалами", специализированными организациями. Её образцы предназначены для "потребления" самыми широкими слоями населения, она демократична и существует, главным образом, для развлечения, заполнения досуга. Человек не становится "носителем" массовой культуры в результате восприятия традиционного наследия или получения образования. Образцы массовой культуры (книга, песня, кинофильм, спортивное зрелище и т.д.) свободно выбираются человеком для того, чтобы получить удовольствие, эмоциональное удовлетворение, "разрядку" психического напряжения, заполнить свободное время. [2]
Для освоения "элитарной", "высокой" культуры, как правило, требуется определенная подготовка, накопленный "культурный капитал". Образцы же массовой культуры не требуют от "потребителя" подготовки и доступны, фактически, каждому. Но и этот критерий довольно условен.
Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества.
Начало массовой культуры отсчитывается с 1870 – 1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Вначале использовались технические возможности полиграфической промышленности – дешевые популярные газеты и журналы, дешевые книжки – беллетристика (любовные и детективные романы) и комиксы. Кинематограф, изобретенный в конце XIX в., до сих пор остается важнейшим средством массового искусства. Он доступен всем, не требует даже элементарной грамотности для своего восприятия. Тогда же появился граммофон, породивший легкую музыку – еще один раздел массовой культуры. Далее технические возможности массовой культуры многократно возрастали – телевидение, спутниковая связь, десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков, а теперь персональные компьютеры, сеть Интернет.
Появление массовой культуры означало не просто появление еще одного типа культуры наряду с уже сложившимися – изменился способ функционирования всей культуры.
Началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное – увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры.
Основная задача массовой культуры – развлекать и отвлекать.
Уровень экономического развития современных обществ сделал возможным высвобождение свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали. С другой стороны, современное общество – довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность социальных связей, переизбыток противоречивой информации – все это порождает потребность время от времени "отключаться", "расслабляться". И массовая культура позволяет удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и расслабления.
Существенная черта массовой культуры – ее промышленный и коммерческий характер.
Производство культурных образцов ставится на поток. В прошлом произведения искусства создавались как уникальные, неповторимые. К образцам массовой культуры эти термины неприменимы. Произведения массовой культуры изначально создаются как товар, предназначенный для массового потребителя этого товара.
Потребителями массовой культуры являются в современном обществе фактически все слои и группы.
Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. [2]
1.2 Особенности, признаки и характеристики массовой культуры
Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру.
Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:
– серийный характер предметов ее потребления;
– примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
– развлекательность, забавность, сентиментальность;
– натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;
– культ сильной личности, культ жизненного успеха.
В произведении массовой культуры потребителя волнует, прежде всего, сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни – отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.
Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.
Информация о работе Массовая культура. Управление массовой культурой