Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:17, реферат
Первыми советскими праздниками и выходными памятными днями стали: Новый год (1 января), День 9 января 1905 года — «Кровавое воскресенье» (22 января, с 1924 года он станет днем двойного траура, также днем траура по В.И. Ленину), День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая) и, конечно, День Пролетарской революции (7 ноября). В 1927 году, в честь 10-летия революции, народу были «подарены» дополнительные праздничные дни ко Дню Интернационала — 2 мая и Дню Пролетарской революции — 8 ноября. Отсюда и пошло расхожее советское выражение «октябрьские праздники» и «майские праздники», или еще проще — «октябрьские» и «майские».
Введение…………………………………………………………..3- 4
Уличные шествия, театрализованные политические митинги,
демонстрации ……………………………………………………5 - 8
Первые Советские карнавалы………………………………….9 - 12
Праздники на площадях и стадионах………………………13 - 15
Заключение …………………………………………………..16
Список литературы ………………………………….…….…..17
Важную роль играли технические средства, подчеркивающие путем усиления света и звука основные места действия, которое происходило как на сценахплатформах, так и на мосту, перекинутом между ними, на земле, где раздавался звон колоколов, звучали гудки фабрик и заводов, и в воздухе, где летали аэропланы.
В этой театрализованной массовой
инсценировке участвовало свыше
шести
тысяч человек – артистов драмы, балета,
цирка, театральной школы
и студии, частей Красной Армии и моряков-балтийцев.
Говоря о массовых инсценировках,
нельзя не упомянуть инсценировки,
проводимые в Москве.
Так, например, 10 мая 1925 года своеобразным праздником явился общемосковский карнавал книги. Большая колонна разукрашенных автомобилей, являвшихся сценическими площадками для выступления чтецов, музыкантов и танцоров, медленно продвигалась по заполненным народом московским улицам. Карнавальная автоколонна была одновременно и выставкой книг, и своеобразным театром на колесах, показывавшим на ходу сценки, музыкальные и эстрадные номера.
Празднество закончилось карнавальным шествием по городу.
С середины 20-х годов повсеместно
проводятся массовые гулянья
трудящихся. Эта традиционная народная
форма отдыха удовлетворяет
потребность с массовом общении, в использовании
свободного времени в
обстановке веселья и жизнерадостности.
Массовые гулянья, с
организованными игровыми действиями,
всевозможными представлениями,
танцами и т.д. становятся комплексной
формой культурного отдыха
трудящихся.
Распространенным видом
называемые тематические гулянья. Во время
этих гуляний оформление
парка или стадиона и большинство культурных
мероприятий (выставки,
беседы, фильмы, художественные выступления)
подчинялись основной теме
праздника, будь то День книги, День кино,
День техники или День
физкультурника.
Праздники на площадях и стадионах
В 1930-е гг. в праздничные дни на Красной площади проходили парады физкультурников. Это были яркие театрализованные зрелища, в которых принимали участие тысячи юношей и девушек – представителей различных спортивных обществ и учебных заведений. Парады физкультурников должны были демонстрировать силу и здоровье советских людей.
Это было связано, с одной
стороны, с бурным развитием физической
культуры и спорта, огромным интересом
советской молодежи к ним как к
новой форме общения, возможности проявить
себя, с другой – со
сложившейся политической ситуацией в
стране.
Огромная массовость и
разнообразие контингента участников,
широта
тематики, появление новых выразительных
средств создали благоприятные
условия для творческого подъема.
В 1931 г. В Физкультурном
параде приняли участие 40 тысяч человек.
Физкультурные парады 30-х годов были народным
торжеством, которых
ждали, к которым готовились, в которых
активно участвовали не только
молодежь столицы, но и вся страна.
С накоплением выразительных
средств и опыта проведения Физкультурных
парадов постепенно возрастала и роль
режиссера как постановщика.
Физкультурные парады стали
носить тематический характер.
Большое значение для раскрытия избранной
темы в этот период
приобретают: форма построения колонны;
предмет для выполнения
упражнения в движении; оригинальность
самих массовых упражнений;
различные конструкции, способствующие
раскрытию темы.
Особая роль отводилась художественному
оформлению колонны и костюмам участников.
Музыка Физкультурных парадов в тот период
была общей для всех. В
основном это были марши, главной задачей
которых было обеспечить
четкое прохождение колонн по площади
без каких-либо нарушений общего
потока движения. Поэтому особого значения
для раскрытия тематики и
выполнения массовых упражнений в движении
музыкальное сопровождение не
имело, а служило лишь фоном.
В 1933 году впервые в Физкультурный
парад были введены массовые
гимнастические выступления.
В последующие годы включение
массовых гимнастических выступлений
в
Физкультурные парады стало традиционным. Начиная с 1931 года на протяжении
ряда лет ежегодно в День Красной Армии
23 февраля в московском Центральном парке
культуры и отдыха проводится большой
зимний парад-праздник, в котором участвуют
и воины Красной Армии и гражданское население.
Строительство новых площадей, спортивных объектов, общее стремление советского человека стать лучше, достойней, быстрей, сильней – занятия физкультурой и художественной самодеятельностью, общая политическая идея – всё это способствовало к проведению массовых мероприятий, шествий, гуляний и карнавалов на новом высокоорганизованном, государственном уровне.
Заключение
В крупнейших празднествах
Советской России в 20-30-е годы
определились отличительные черты советских
массовых праздников,
представлений, концертов и фестивалей.
Основными из этих черт были:
революционное содержание и политическая
актуальность, грандиозный
размах, широкое привлечение тысяч участников
из красноармейских и
рабочих художественных и физкультурных
кружков, вовлечение зрителя в
театрализованное действие.
Совместная работа спортивных
режиссеров с профессиональными
режиссерами, балетмейстерами, художниками
и композиторами
способствовала взаимному творческому
обогащению. Результатом этого
замечательного содружества было появление
прекрасных композиций
массовых гимнастических выступлений
и спортивных праздников, вошедших
в сокровищницу массового искусства. Этот
творческий союз отдельных
постановщиков продолжается до сегодняшнего
дня.
Подводя итоги предвоенного
периода в развитии массового
спортивно-художественного театра, можно
сказать, что спортивная
режиссура тех лет добилась определенных
успехов, особенно в постановке
отдельных массовых гимнастических выступлений.
Развитию жанра способствовало развернувшееся
в годы первых пятилеток строительство
масштабных культурных сооружений — парков
культуры и отдыха, открытых театров, стадионов.
Конечно, в организации
новых массовых празднеств и представлений
были
и недостатки: сказывалось отсутствие
опыта и традиций, не всегда
удачными были и некоторые эксперименты,
проводившиеся в поисках
нового. Но, бесспорно, в целом эти праздники
и представления были
большим достижением в деле приближения
искусства к народу, вовлечения
масс в активный культурный отдых. Чувство
коллективной силы, впервые
открывшееся народу в революционной практике,
получило новую жизнь в
массовых празднествах и представлениях.
Список литературы
1.Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые
театрализованные праздники и
представления . М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985
2. Глан Б.Н. Праздник всегда с нами М.: Союз
театральных деятелей
РСФСР, 1988
3.Конович А.А. – Театрализованные праздники
и обряды в СССР.
М.: Высш.школа, 1990
4.Тульцева Л.А. Современные праздники
и обряды народов СССР. М.:
Наука, 1985
5.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных
представлений.
М.: Просвещение, 1981
6. БСЭ, Луначарский А. В., О народных празднествах, "Вестник театра", 1920, №62; Цехновицер О., Празднества революции, 2 изд., Л., 1931; Массовые праздники и зрелища, М., 1961: Режиссура массовых зрелищ. [Сб.], М., 1963.