Материальные памятникидревнеегипетской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………..3


Развитие материальной культуры, накопление позитивных и научных знаний………………………………………………………………………………………………………………………………………3

3 . Письменность, литература, искусство, архитектура……………………………………………………………………………………………………………………………………5

4. Материальные памятники древнеегипетской культуры…………………………………………………………………………………………………………………………………………11.

5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………20

6. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 112.68 Кб (Скачать файл)

15

С мусульманской культурой, воплотившейся прежде всего в строительстве мечетей, лучше всего ознакомиться в исламском Каире.

        Для древних египтян жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм - только из камня. Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело. В эпоху Древнего царства (2880-2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб - узкая камера, где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью - узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего. Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах - пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды. Эти колоссальные гробницы стали символом вечности, свидетельством страстного стремления древних египтян к стабильности. В эпоху Среднего царства (2050-1700 до н.э.) фараонов хоронили в скальных гробницах в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных столбов; из капеллы к погребальной камере вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами настенных рельефов и росписей служили сцены из повседневной жизни покойного, его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся в мастабах, пирамидах и скальных гробницах, впоследствии притягивали грабителей. Строители эпохи Нового царства (1600-1100 до н.э.) создали глубокие подземные гробницы Долины Царей. Галереи длиной до 46 м проникали в толщу скал у их подножия и вели в помещения, выполнявшие функции сердаба и погребальной камеры. Вход тщательно маскировался строительным мусором. Хорошо скрытая от «посторонних» глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в.

16

Из письменных источников египтологи больше всего ценят списки фараонов, выбитые на стенах храмов в Карнаке,     Абидосе и Саккара. Эти списки содержат не только имена фараонов, но и годы их царствования, что делает их незаменимыми для составления хронологии. К сожалению, в разных списках фараоны именуются по-разному и это создает дополнительные трудности для египтологов.

     Ценную историческую информацию содержат также царские летописи, особенно "Палермский камень", "Анналы Тутмоса III", "Стелла Пианхи" ("Поэма о Кадетскую битву") и др. Однако к этой информации нужно относиться очень критически, потому что фараоны имели привычку приписывать себе военные, заслуги своих предшественников, "одалживали" друг в друга военные сюжеты и изображали себя победителями даже в тех случаях, когда для этого не было никаких оснований. В царских летописях находим также сообщение о другие народы Передней Азии.

         Египтяне были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко цинилось; для их подготовки существовали специальные школы.

.     Древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, с помощью которой могли выражать не только нужды производства и торговли, но и сложные образы, чувства, эмоции. Египетская письменность – иероглифика. В IV тыс. до н.э. были сделаны первые литературные записи, представляющие собою обработанные сказки, дидактические поучения, религиозные тексты, поэтические произведения. Наиболее полно в древнеегипетской литературе представлен дидактический жанр поучений и пророчеств. Одним из ранних образцов поучений является «Поучение Птахотепа»; известны поучения, в которых излагались правила управления государством, например, «Поучение фараона Аменемхета I», в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» говорилось о преимуществах должности писца. Подробное изложение правил житейской морали находится в «Поучении Ани» и «Поучении Аменемопе». Популярностью пользовались пророчества мудрецов, которые предсказывали наступления бедствий, если не будут соблюдаться нормы, установленные богами. Древнеегипетская литература отличается поразительным многообразием жанров, богатством тем и мотивов, удивительными художественными образами и глубочайшим символизмом. Все это делает ее одним из самых удивительных достижений Древнего мира.

Было найдено множество деловых  документов, написанные демотическим письмом. Эти памятники дошли до нас на папирусах. Это разного рода счеты, приходно-расходные книги, дарственные записи. Многочисленны памятники богословской и религиозной литературы – ритуальные тексты, мифы, гимны богам, заклинания и сборники магических формул. Произведения дидактической литературы носят большей частью светский характер, представляя учебники хорошего тона. Большее значение к пониманию древнеегипетской культуры нам дают труды греческих и римских писателей, сообщающих

17

чрезвычайно ценные сведения. Греческого историка Геродота Галикарнасского (середина V века до н.э.) назвали отцом историиы. Он интересовался историческим прошлым стран Ближнего Востока и Египта, с которым греки еще в VII в. до н.э. установили оживленные торговые отношения и пытались вмешиваться во внутренние и внешние политические события страны. II главу своей историии (о Египте) Геродот написал на основании материалов, собранных им самим2. Не зная восточных языков, он обращался за разъяснениями виденного им к греческим купцам, переводчикам, проводникам, дававшим ему не всегда правильные объяснения.

    Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.

        Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному западу". Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.

          До сегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительно органической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции и роскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений, огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерам статуй божеств. Особый тип храмового комплекса – скальные храмы, вырубленные в толще скал, самый известный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствами отличалась и светская архитектура – царские дворцы-резиденции. Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организация внутреннего пространства – особенности резиденции Эхнатона в его новой столице Ахетатон. Изумительная гармония архитектуры и скульптуры – еще одна черта художественного развития Древнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработка древнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э. складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим на троне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпоху Среднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлением передать индивидуальные черты. В наибольшей степени индивидуализм и психологическая проработка персонажа характерны для скульптурных портретов вельмож и простолюдинов. Высочайшего расцвета в умении передавать внутренний мир персонажа искусство скульптуры достигло в период Нового царства, во время правления Эхнатона. Скульптурные изображения фараона, его жены Нефертити, членов семьи отличаются реализмом и глубоким психологизмом

Тутанхамон на охоте. Росписи  гробницы. Новое Царство. XVIII династия

18

 

 Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни, различные статуи, статуэтки, амулеты, украшения, оружие, а также украшать стены гробницы сценами из жизни умершего способствовал сохранению огромного количества памятников материальной культуры и искусства древних египтян. Эти памятники хорошо сохранились до наших дней благодаря сухому воздуху пустынных окраинных областей, где обычно устраивались кладбища, называвшиеся греками «некрополи» (города мёртвых). Около царских пирамид Древнего Царства, в Гизэ и в Саккара, были найдены огромные некрополи с многочисленными гробницами царских родственников, вельмож и чиновников. Многочисленные бытовые предметы и произведения искусства были обнаружены и в развалинах городов. Например, в развалинах Кахуна было найдено много орудий и оружия времени Среднего Царства, а в Ахетатоне было обнаружено внутреннее оборудование жилых зданий, стекольно-керамическая мастерская и мастерская скульптора, остатки складов и торговых помещений и большое количество произведений искусства и бытовых предметов (сосуды, бритвы, печати, детские игрушки и т. д.). Обнаруженные многочисленные орудия, оружие и другие предметы из меди и бронзы дают возможность тщательно изучить египетскую металлургию, которая в значительной степени основывалась на привозной руде и крайне медленно развивалась. Медные рудники на Синайском полуострове и каменоломни в различных местах Египта позволяют изучить технику горного дела в древнем Египте. Роскошные и высокохудожественные драгоценные украшения, золотые и серебряные ожерелья, кольца, браслеты и диадемы, богато орнаментированная мебель, наконец, различные сорта прекрасно выделанных тканей, от очень прочных до самых тонких, позволяют говорить о высоком развитии и специализации ремесла. Большое количество оружия и развалины крепостей, особенно сохранившиеся на южных границах Египта, дают возможность тщательно изучить технику военного дела и крепостного строительства древних египтян. Храмы, многочисленные гробницы, остатки дворцов и жилых зданий

19

позволяют подробно изучить замечательную  древнеегипетскую архитектуру. Сохранившиеся  солнечные и водяные часы, таблички расположения звёзд и визирные, пассажные  инструменты указывают на уровень  развития науки, в частности астрономии, в древнем Египте.

Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для опеделения времени в ночные часы.

 

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и  функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны  симптомы многих болезней, способы  их диагностики и лечения. В медицинских  текстах отмечается специализация  по отдельным видам болезней - гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху  Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

5. Заключение.

В 19 в. в России интерес к Древнему Египту ограничивался собиранием коллекций и описанием раритетов; средоточием этого интереса стали музеи. Ситуация изменилась в начале 20 в. благодаря деятельности В.С.Голенищева (1856–1947) и, особенно, Б.А.Тураева (1868–1920), отца отечественной египтологии. В.С.Голенищев на свои средства организовал раскопки в Египте и создал внушительную коллекцию из более чем шести тысяч предметов; он осуществил комментированный перевод многих египетских литературных текстов (Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Путешествие Унуамона и др.); в 1915 он переехал в Египет и основал в Каирском университете кафедру египтологии.

 

 

 

6. Список литературы.

1.     Культурология. История мировой культуры.. Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М. Юнити, 1995 г.

2.     Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. Марковой А.Н. Изд. 3 – М: Юнити. 2000 г.

3. Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова  «Искусство Древнего мира», М., 1986 год.


Информация о работе Материальные памятникидревнеегипетской культуры