Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:05, реферат
Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Развитие материальной культуры, накопление позитивных и научных знаний………………………………………………………………………………………………………………………………………3
3 . Письменность, литература, искусство, архитектура……………………………………………………………………………………………………………………………………5
4. Материальные памятники древнеегипетской культуры…………………………………………………………………………………………………………………………………………11.
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………20
6. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………….20
15
С мусульманской культурой, воплотившейся прежде всего в строительстве мечетей, лучше всего ознакомиться в исламском Каире.
Для древних египтян жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм - только из камня. Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело. В эпоху Древнего царства (2880-2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб - узкая камера, где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью - узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего. Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах - пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды. Эти колоссальные гробницы стали символом вечности, свидетельством страстного стремления древних египтян к стабильности. В эпоху Среднего царства (2050-1700 до н.э.) фараонов хоронили в скальных гробницах в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных столбов; из капеллы к погребальной камере вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами настенных рельефов и росписей служили сцены из повседневной жизни покойного, его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся в мастабах, пирамидах и скальных гробницах, впоследствии притягивали грабителей. Строители эпохи Нового царства (1600-1100 до н.э.) создали глубокие подземные гробницы Долины Царей. Галереи длиной до 46 м проникали в толщу скал у их подножия и вели в помещения, выполнявшие функции сердаба и погребальной камеры. Вход тщательно маскировался строительным мусором. Хорошо скрытая от «посторонних» глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в.
16
Из письменных источников египтологи больше всего ценят списки фараонов, выбитые на стенах храмов в Карнаке, Абидосе и Саккара. Эти списки содержат не только имена фараонов, но и годы их царствования, что делает их незаменимыми для составления хронологии. К сожалению, в разных списках фараоны именуются по-разному и это создает дополнительные трудности для египтологов.
Ценную историческую информацию содержат также царские летописи, особенно "Палермский камень", "Анналы Тутмоса III", "Стелла Пианхи" ("Поэма о Кадетскую битву") и др. Однако к этой информации нужно относиться очень критически, потому что фараоны имели привычку приписывать себе военные, заслуги своих предшественников, "одалживали" друг в друга военные сюжеты и изображали себя победителями даже в тех случаях, когда для этого не было никаких оснований. В царских летописях находим также сообщение о другие народы Передней Азии.
Египтяне были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко цинилось; для их подготовки существовали специальные школы.
. Древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, с помощью которой могли выражать не только нужды производства и торговли, но и сложные образы, чувства, эмоции. Египетская письменность – иероглифика. В IV тыс. до н.э. были сделаны первые литературные записи, представляющие собою обработанные сказки, дидактические поучения, религиозные тексты, поэтические произведения. Наиболее полно в древнеегипетской литературе представлен дидактический жанр поучений и пророчеств. Одним из ранних образцов поучений является «Поучение Птахотепа»; известны поучения, в которых излагались правила управления государством, например, «Поучение фараона Аменемхета I», в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» говорилось о преимуществах должности писца. Подробное изложение правил житейской морали находится в «Поучении Ани» и «Поучении Аменемопе». Популярностью пользовались пророчества мудрецов, которые предсказывали наступления бедствий, если не будут соблюдаться нормы, установленные богами. Древнеегипетская литература отличается поразительным многообразием жанров, богатством тем и мотивов, удивительными художественными образами и глубочайшим символизмом. Все это делает ее одним из самых удивительных достижений Древнего мира.
Было найдено множество
17
чрезвычайно ценные сведения. Греческого историка Геродота Галикарнасского (середина V века до н.э.) назвали отцом историиы. Он интересовался историческим прошлым стран Ближнего Востока и Египта, с которым греки еще в VII в. до н.э. установили оживленные торговые отношения и пытались вмешиваться во внутренние и внешние политические события страны. II главу своей историии (о Египте) Геродот написал на основании материалов, собранных им самим2. Не зная восточных языков, он обращался за разъяснениями виденного им к греческим купцам, переводчикам, проводникам, дававшим ему не всегда правильные объяснения.
Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.
Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному западу". Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.
До сегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительно органической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции и роскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений, огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерам статуй божеств. Особый тип храмового комплекса – скальные храмы, вырубленные в толще скал, самый известный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствами отличалась и светская архитектура – царские дворцы-резиденции. Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организация внутреннего пространства – особенности резиденции Эхнатона в его новой столице Ахетатон. Изумительная гармония архитектуры и скульптуры – еще одна черта художественного развития Древнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработка древнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э. складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим на троне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпоху Среднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлением передать индивидуальные черты. В наибольшей степени индивидуализм и психологическая проработка персонажа характерны для скульптурных портретов вельмож и простолюдинов. Высочайшего расцвета в умении передавать внутренний мир персонажа искусство скульптуры достигло в период Нового царства, во время правления Эхнатона. Скульптурные изображения фараона, его жены Нефертити, членов семьи отличаются реализмом и глубоким психологизмом
Тутанхамон на охоте. Росписи гробницы. Новое Царство. XVIII династия
18
Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни, различные статуи, статуэтки, амулеты, украшения, оружие, а также украшать стены гробницы сценами из жизни умершего способствовал сохранению огромного количества памятников материальной культуры и искусства древних египтян. Эти памятники хорошо сохранились до наших дней благодаря сухому воздуху пустынных окраинных областей, где обычно устраивались кладбища, называвшиеся греками «некрополи» (города мёртвых). Около царских пирамид Древнего Царства, в Гизэ и в Саккара, были найдены огромные некрополи с многочисленными гробницами царских родственников, вельмож и чиновников. Многочисленные бытовые предметы и произведения искусства были обнаружены и в развалинах городов. Например, в развалинах Кахуна было найдено много орудий и оружия времени Среднего Царства, а в Ахетатоне было обнаружено внутреннее оборудование жилых зданий, стекольно-керамическая мастерская и мастерская скульптора, остатки складов и торговых помещений и большое количество произведений искусства и бытовых предметов (сосуды, бритвы, печати, детские игрушки и т. д.). Обнаруженные многочисленные орудия, оружие и другие предметы из меди и бронзы дают возможность тщательно изучить египетскую металлургию, которая в значительной степени основывалась на привозной руде и крайне медленно развивалась. Медные рудники на Синайском полуострове и каменоломни в различных местах Египта позволяют изучить технику горного дела в древнем Египте. Роскошные и высокохудожественные драгоценные украшения, золотые и серебряные ожерелья, кольца, браслеты и диадемы, богато орнаментированная мебель, наконец, различные сорта прекрасно выделанных тканей, от очень прочных до самых тонких, позволяют говорить о высоком развитии и специализации ремесла. Большое количество оружия и развалины крепостей, особенно сохранившиеся на южных границах Египта, дают возможность тщательно изучить технику военного дела и крепостного строительства древних египтян. Храмы, многочисленные гробницы, остатки дворцов и жилых зданий
19
позволяют подробно изучить замечательную древнеегипетскую архитектуру. Сохранившиеся солнечные и водяные часы, таблички расположения звёзд и визирные, пассажные инструменты указывают на уровень развития науки, в частности астрономии, в древнем Египте.
Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для опеделения времени в ночные часы.
Значительное развитие в Египте
получила медицина. Проводившиеся во
время мумификации вскрытия трупов
способствовали развитию медицины; египетские
врачи имели достоверные
20
5. Заключение.
В 19 в. в России интерес к Древнему Египту ограничивался собиранием коллекций и описанием раритетов; средоточием этого интереса стали музеи. Ситуация изменилась в начале 20 в. благодаря деятельности В.С.Голенищева (1856–1947) и, особенно, Б.А.Тураева (1868–1920), отца отечественной египтологии. В.С.Голенищев на свои средства организовал раскопки в Египте и создал внушительную коллекцию из более чем шести тысяч предметов; он осуществил комментированный перевод многих египетских литературных текстов (Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Путешествие Унуамона и др.); в 1915 он переехал в Египет и основал в Каирском университете кафедру египтологии.
6. Список литературы.
1. Культурология. История мировой культуры.. Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М. Юнити, 1995 г.
2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. Марковой А.Н. Изд. 3 – М: Юнити. 2000 г.
3. Н. А. Дмитриева, Н. А.
Информация о работе Материальные памятникидревнеегипетской культуры