Менталитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

В ряде работ по менталитету не проводится различия между менталитетом и ментальностью, хотя это различие существует. В отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета и не столько в умонастроении народа, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета. Поэтому в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью, нежели с менталитетом.

Файлы: 1 файл

КР Культурология 2 тема.docx

— 38.81 Кб (Скачать файл)

Ещё одна, возможно определяющая многое в жизни русского народа черта  менталитета – двойственность, сочетание  трудно сочетаемого, сочетание противоположного, взаимоисключающих свойств. Н.А. Бердяев  пишет о России, что «за ней  всегда стоит что-то тёмно-стихийное, хаотическое, дикое, пьяное», однако, одновременно русский народ совершенно искренне ищет защиты у Богородицы и других святых. В «Судьбе России» подобное явление называется сочетанием святости и свинства. «Положение на стыке» - это, пожалуй, наиболее существенная причина. В российской действительности постоянно присутствовали и оказывали воздействие на характер развития страны элементы не только различных, но зачастую противоположных, а то и враждебных культур.  Российское православие не только впитало в себя религиозную византийскую традицию, ни и органично сочетает в себе элементы языческих культов и коптской ортодоксии, земледельческой и кочевой культуры. В политическом устройстве переплелись восточная тирания с демократическим самоуправлением земств. Поэтому можно наблюдать в русском менталитете такую характерную черту, как двойственность и противоречивость.  Русская душа всё время колеблется и амплитуда всегда максимальна - между двумя противоположными полюсами. Наличие и ангельского, и демонического одновременно объясняет противоречивость и неоднозначность. Человек на Руси всегда боялся страдания и пытался обгородить себя от какого-либо лишнего переживанияСчастье и горе соединяются в русском человеке в одно целое: «потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всём», по мнению Ф.М. Достоевского, разрушающего до основания, и составляющего русское счастье, которое имеет свойство созидательное. Русская любовь – вот ярчайшее противоречие: сочетание такого тонкого чувства и грубой силы. Феноменологичность русского народа ещё и в том, что у русских людей сильно представлены духовные потребности, стремление к высокому и прекрасному и уживается всё это с абсолютно бескультурной речью, обезображивающей всю красоту языка. Отношение народа к власти – пример неопределённого настроения в народе, колебание от цивилизованного общества к первобытному племени, от анархии до тоталитарного режима. Из-за такого колебательного движения народ не знает, в какую сторону будет совершено новое колебание – в положительную ли, в отрицательную ли. Поэтому многократно прав Карамзин, утверждая, что сочетать трудно сочетаемое – свойство исключительно русское, свойство проявляющееся от того, что душа у русского человека тёмная и на свет вытащенная, к свету уже привыкшая и тянущаяся, но корнями всё же растущая из тёмной бездны и с ней на век соединённая.

 

«Менталитет русского народа как результат  историко-культурного процесса» прослеживается генезис формирования русского национального менталитета, выявляются его отличительные особенности на разных исторических этапах. Автор прослеживает эволюцию историко-культурного процесса с позиций осмысления сущности русского менталитета. Духовно-нравственные ценности русского народа складывались веками. Их предыстория – это культура славянских племен, одной ветвью которых и стал русский народ. Однако, при этом надо учитывать тот факт, что русская государственность и культура формировались на основе славянского язычества под воздействием по крайней мере трёх исторических сил. Таковыми являлись христианская Византия, исламский Хазарский каганат (а через него и Арабский халифат) и языческие викинги (И.Ф.Кефели, В.Т.Пуляев). Взаимодействие этих сил и этнических культур породило своеобразную цивилизационную структуру – Евразию. Русь-Россия – это историко-культурные эпохи нашей цивилизации, основные этапы развития русской национальной культуры.

История Руси – России как государственного образования, как страны и цивилизации  дает богатый материал для выявления  устойчивого и подвижного в менталитете  русского народа (евразийцы Н.Н. Алексеев, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой). Закономерно  поэтому обращение к исследованию потаенных пластов сознания русских  людей – пластов, которые скрыты за намерениями и волей людей. В диссертационном исследовании отмечается, что архетипы закладывают  в сознание человека определенную систему  ценностей, что ценностные ориентации вырастают из культурно-исторического  архетипа, что духовные ценности по своему содержанию более всего близки к социальному архетипу, а ценностная структура личности «погружена»  в ее архетипы. В диссертации в  ряду важных признаков в формировании ментальности русского человека выделены его духовные ценности. Проблема исследования духовно-нравственных ценностей, доминирующих в обществе, выдвинулась в число  наиболее важных и актуальных в философии  культуры и философской антропологии. Связь ценностных ориентаций с миром  человеческих ценностей является предметом  анализа как зарубежных ученых (А. Маслоу, М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Э. Шпрангер), так и отечественных (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Б.Ф. Ломов и др.). Ценности и ценностные ориентации анализируются в диссертациии и используются в качестве ведущего критерия построения типологии культуры личности.

Традиционная русская личность, подчеркивается в работе – это  человек, почитающий родителей, молящийся  об их здоровье и благополучии. Русские  этнокультурные ценности и нормы  поведения – это сострадание  и любовь к другим, вера, духовность, мудрость, психологическая и интеллектуальная восприимчивость и врожденный анархизм, чувство национального самосохранения, правда и истина. И для народа, и для ментальности отдельного человека наиболее существенным является этническая культура, роль которой в выборе ценностной ориентации огромна. Этнический «Я – Образ» хранится в сознании людей – этнофоров, в культурных памятниках, в традициях, нормах морали, ритуалах и т.д. Этнокультурная картина мира обозначается и исследуется через понятия культурных ценностей и ценностных ориентаций. Попытка эмпирического изучения этнической картины мира через описание базовых ценностных ориентаций была предпринята за рубежом Ф. Клакхоном и Ф. Стродбеком. В нашей работе мы исследуем ценностные ориентации как компоненты культурно-национального менталитета и личностной ментальности на материалах трансформаций русского менталитета на Дальнем Востоке.

«Ментальность в контексте социокультурного пространства России» посвящен осмыслению состояния феномена ментальности с опорой на этнографические, этнологические, этнопсихологические и социо-культурологические исследования по вопросам сущности русского этноса и отечественной культуры. В настоящее время Россия оказалась в сложной ситуации социальной и культурной трансформации. Долговременные социальные перемены в обществе, межнациональные конфликты заставляют по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как фактор стабильности и народного согласия. Возрождение нашей многонациональной страны возможно только на основе культуры мира, согласия и взаимопонимания.

Содержание понятия отечественная  ментальность неразрывно связано с  полем этнологических исследований по вопросам сущности этноса и этнической культуры. Современные подходы к  пониманию этих феноменов могут  быть разделены на две группы –  онтологические (примордиалистские, изначальные) и процессуальные. В свою очередь внутри онтологического подхода обнаруживаются расхождения по вопросу соотношения биологического и социального в существовании этнической общности. Это исследования С.А.Арутюнова, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева,  М.Б.Ешича, В.И.Козлова, Н.Н.Чебоксарова и др. Процессуальный подход представлен в работах зарубежных авторов Б.Андерсона, Б.Барта, З.Баумана, Э. Геллнера, Э.Смита и др. Отечественные исследователи отмечают ряд культурных особенностей и специфику социально-исторического фона этнических исследований в России по сравнению с Западом. Поэтому выход на антропо-философский и культурфилософский аспекты при анализе этнической проблематики обусловлен методологически. Обобщая данные подходы, автор апеллирует к результатам исследований, проведенных отечественными учеными: «культура наиболее полно раскрывается  в своей этнической ипостаси» (т.е. в плане универсализации человека, выработки и трансляции культурного опыта)» (Н.В.Исакова); являясь ценностным образованием, культура сама придает целостность этнической общности, оказывает активное интегрирующее действие (Г.Гачев); культура выражает интегрированность, сплоченность, самобытность этнической группы (М.О.Мнацаканян). В этом смысле менталитет можно назвать организующим началом, способствующим культурно-исторической преемственности. В условиях системного кризиса возникает особый кризисный (дезинтегрированный) менталитет, отличающийся мозаичностью, ситуативностью, внутренней противоречивостью. Именно с таким менталитетом в России мы имеем дело сегодня.

Современное русское массовое сознание, хотя и отличается чертами кризисного менталитета, все еще сохраняет  ряд социокультурных ценностей, которые препятствуют окончательному разрушению. К ним, в первую очередь, относятся эгалитаризм, патернализм и этатизм. В завершение автор обращает внимание на значение социализации, роль и значение современных социокультурных институтов в воспитании патриотизма и гражданственности молодого поколения. На социализацию и институционализацию большое влияние оказывают ментальные особенности – духовный склад этноса. Условия, господствующие в определенный отрезок времени в обществе, придают процессу социализации его граждан определенные черты одинаковости, что закономерно приводит к возникновению в обществе соответствующего типа личности. Личности определенного типа значительно влияют на развитие общества. Последнее начинает развиваться в зависимости от положительных или негативных свойств типа личности. Современная российская действительность характерна разнотипностью, отсутствием преобладающего типа личности среди граждан, что выступает одной из причин социального напряжения в обществе.

Во втором параграфе «Антропо-культурные основы ценностной структуры русского менталитета» рассматривается категория традиционных ценностей, раскрываются основные исследовательские парадигмы, связывающие понятие культуры с ментальностью и духовной жизнью русского человека. В настоящее время проблема исследования духовных, нравственно-этических, культурных ценностей как таковых, доминирующих в обществе, выдвинулась в число наиболее важных и актуальных в философии культуры, культурантропологии, философской антропологии. В работе среди основных признаков, характеризующих ментальность русского человека, проанализированы его духовные ценности. Аксиологический подход выделяется как один из ведущих в философии культуры.

Целостность русскому менталитету  придает множественность его  духовно-нравственных ценностей. Автор разделяет позицию Н.А.Бердяева, выраженную в осмыслении идеи И.Канта о различии представлений о должном, ценностях и нормах. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия человека (Б.Г.Ананьев, Р.А.Зобов, В.Л.Обухов).

Концептуальный анализ идей и подходов к проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности показывает, что  в сложной системе этих важнейших детерминант человеческой жизнедеятельности достаточно весомое место занимают религиозно-духовные ценности. Н.А.Бердяев писал, что в национальном сознании есть религиозная основа и  глубина. В данной работе мы рассматриваем категорию традиционных ценностей как ведущую в формировании личностной культуры. Традиционные ценности русского человека – это представления, что привычный, детерминированный традиционной культурой, предшествующими поколениями образ жизни, мышления, цели существования, способы поведения предпочтительнее других. Для более целостного рассмотрения традиционных ценностей русского народа автор обращается к методологии антропоцентризма. Антропоцентризм в понимании детерминации национального менталитета заключается в подчеркивании решающей роли национального воспитания и социализации в семье, в исследовании особенностей эмоциональных отношений между детьми и взрослыми и т.д. В культуре русских людей  – это почитание старших, родителей, стремление к доверительному разговору « по душам», приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения. Русские ментальные характеристики – это сострадание и любовь к другим, вера, духовность, мудрость, психологическая и интеллектуальная восприимчивость, чувство национального самосохранения, правда, истина и красота. Философская антропология исходит из того, что мир человека и есть мир культуры. Человек как творец, деятельностный подход к человеку – вот основные составляющие философии человека. Человек не просто есть, но он определенным образом относится к своему бытию; его сознание – есть обращенность на самого себя. А важнейшим аспектом бытия человека в этом плане и выступает ментальность как онтология и бессознательного и осознанного, социально и культурно обозначенного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Еромасова А.А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей: Монография/А.А.Еромасова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. –178с.- 11,3 п.л. – 300 экз. – ISBN 5-8290-0532-8.
  2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: 1998.
  3.   Культурология. Гуревич П.С. Учебное пособие. - М.: Знание, 1996.
  4. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / А.Н. Макарова, Л.А. Никитич.
  5. Культурология. Малюга Ю.Я. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. и испр. 1998.
  6. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Изд. «Феникс». 1995.

 


Информация о работе Менталитет