Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:07, реферат
По мнению И.Ф.Кефели, культура процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и познания.
Введение........................................................................................................................................3.
1. Культура Древней Греции...........................................................................................................5
2. . Культура Древнего Рима ..........................................................................................................7
3. Античная наука........................................................................................................................11
Заключение.....................................................................................................................................14
Литература.....................................................................................................................................15
Содержание
Введение......................
1. Культура Древней Греции.......
2. . Культура Древнего Рима ..............................
3. Античная наука................
Заключение....................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
Во многовековой истории
развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду,
что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую
В научной литературе существуют
различные определения
Понятие "цивилизация"
происходит от латинского civilis (гражданский,
государственный, политический) и во
многом совпадает по смыслу с понятием
"культура". Первое понятие возникло
и вошло в русскую мысль
в 18 веке. Оно означало окультуривание
человека в системе государственного
устройства, разумно устроенного
общества. Второе понятие еще со
времен античности означало формирование,
воспитание человеческой души, обуздание
человеческих страстей. То есть, понятие
"цивилизация" в определенном
смысле поглотило понятие "культура",
оставив за ним то, что относится
к формированию личного, творческого
начала в человеческой деятельности.
В то же время за понятием "цивилизация"
в качестве одного из его определений
закрепилась характеристика материальной
стороны человеческой деятельности.
Социальные преобразования и научные
достижения 20 века внесли много нового
в понимание цивилизации, которую
стали рассматривать как
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы к понятию "культура".
В отечественной литературе
еще в начале 19 века понятие "культура"
вообще не использовалась, заменяя
его рассуждениями о
В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако из этого не следует, что один термин может полностью заменить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилизация",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.
Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояснения какую культуру мы имеем ввиду".
По мнению И.Ф.Кефели, культура
процесс активной деятельности человека,
направленной на освоение, познание и
преобразование мира, совокупность достигнутых
в процессе освоения мира материальных
и духовных ценностей, отражающих уровень
достижений человека в освоении мира.
Большинство современных
Таким образом, под культурой
современная наука понимает все
то, что создается людьми, в отличии
от того, что существует в природе
помимо человека, другими словами, всю
творческую деятельность людей во всем
ее многообразии, во всей ее многогранности.
Под цивилизацией же мы понимаем один
из периодов истории культуры. Периоды
эти следующие: дикость-"период преимущественно
присвоения готовых продуктов природы"
(Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся
изобретением глиняной посуды, общим
усложнением орудий труда, начатками
животноводства и земледелия (в обычном
словоупотреблении "варварство"
сделалось обозначением грубости, жестокости,
культурной отсталости и реакционности);
цивилизация-эпоха, начинающаяся с
изобретения алфавитной письменности
и характеризующаяся
В истории человечества принято различать следующие основные типы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.
Следовательно цивилизация античности один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился
в Афинах на высоком уровне развития:
там умели необыкновенно
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями ахейцами.
Около 1700 г. до н. э. в Греции
формируется микенская
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде центре власти микенских правителей стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах. До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма А (XVII XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV XIII вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли
с собой немало открытий в области
истории религии. В длинном списке
богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон,
Афина и Артемида. Неожиданностью
для ученых оказалось существование
женских соответствий: Посейдону
богине Посидеи, и Зевсу богини Девии,
которых классическая Греция не знала,
подобно тому, как не было в классический
период "жрицы цветов", упоминаемой
в кносских текстах. Но самым большим
открытием явилось
Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению
к смерти как естейственной
Античная культура это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное невежество "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры
было стремление сделать культуру способом
жизни (мы это видели на примере Сократа).
Это относилось не только к философам,
но и к искусству, поэзии. Греческая
культура во многом основала дальнейшее
развитие культуры. Основными символами
ее были два бога: Аполлон и Дионис,
породившие, как считали древние
греки, два противоположных
Информация о работе Место античности в истории мировой культуры