Место человека в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

В культурологии в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований. В третьем случае, цивилизация интерпретируется как ценность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Понятие «культура»............................................................................4
ГЛАВА II.Функции культуры……………………………………………………8
ГЛАВА III. Человек как творец и творение культуры………………………...16
ГЛАВА IV. Диалог культур……………………………………………………..18
ГЛАВА V. Духовная жизнь общества как мера развития культуры…………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

Файлы: 1 файл

реферат по культуралогии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новый гуманитарный институт»

 

Факультет дизайна

 

 

Реферат по культурологии на тему:

«Место человека в культуре»

 

 

 

 

 

  Работу выполнил:

Азаров Александр Алексеевич

    студент3 курса

                                                                                   

                                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                                  Юдов С.В.

 

 

Электросталь 2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Понятие «культура»............................................................................4

ГЛАВА II.Функции культуры……………………………………………………8

ГЛАВА III. Человек как творец и творение культуры………………………...16

ГЛАВА IV. Диалог культур……………………………………………………..18

ГЛАВА V. Духовная жизнь общества как мера развития культуры…………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В культурологии в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований. В третьем случае, цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер. В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок. В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий «руда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура как проявление духовной сущности человека. Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. Поэтому необходимо разобраться в том, что же составляет основное содержание культуры.


ГЛАВА I. Понятие «культура».

 

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура  отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую  духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную  социальную реализацию свободы. Без первого культура просто  не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека  к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным  отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами,  изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы  или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только  новым знанием, но и новым творческим опытом.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит  любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено  смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником  в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смысл надо отличать от значения, т.е. предметно выраженное образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, там по себе он вовсе необязательно является предметным. Например,  один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Выделяется два исходных (базисных) типа ценностного отношения - мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой  души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы  все-силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих  открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание  начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей  на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через  полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой  жизни в  соотнесённости его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную  или профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается  из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения  людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий  смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.  При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность  всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным форме его воплощения.

Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. Но сами по себе символические формы - это внешняя сторона культуры. Символы становятся выражением культуры не сами по себе, а лишь через творческую активность человека. Если же человек отворачивается от этих символов, то символический мир превращается в мертвую предметную оболочку. Поэтому нельзя определять понятие культуры только через символы, нельзя явно или неявно отождествлять культуру и символический мир.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Функции культуры.

       Культура  представляет  собой  многофункциональную  систему.  Главная функция феномена  культуры  человеко-творческая,  или  гуманистическая.  Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

       Функцию  трансляции  социального  опыта  нередко  называют   функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной  памятью  человечества.  Она  опредмечена  в  знаковых  системах: устных  преданиях,  памятниках  литературы  и  искусства,  “языках”   науки, философии,  религии  и  других.  Однако  это  не  просто   “склад”   запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших  ее образцов. Отсюда  всякое  нарушение  данной  функции  чревато  для  общества серьезными,  подчас  катастрофическими  последствиями.   Разрыв   культурной преемственности приводит  к  анемии,  обрекает  новые  поколения  на  потерю социальной памяти.

       Познавательная   функция    связана    со    способностью    культуры

концентрировать социальный опыт множества поколений  людей.  Тем  самым  она имманентно приобретает способность накапливать  богатейшие  знания  о  мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его  познания  и  освоения. Можно утверждать, что общество  интеллектуально  на  столько,  насколько  им используются  богатейшие  знания,  содержащиеся   в   культурном   генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются,  прежде  всего,  по этому признаку.

       Регулятивная функция культуры связана, прежде всего,  с  определением

различных сторон, видов общественной и личной деятельности  людей.  В  сфере труда, быта, межличностных отношений культура,  так  или  иначе,  влияет  на поведение людей и регулирует их поступки, действия  и  даже  выбор  тех  или иных  материальных  и  духовных  ценностей.  Регулятивная  функция  культуры

опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

       Семиотическая или знаковая функция,  представляя  собой  определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение  ею.  Без  изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть  достижениями  культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет  собой важнейшее средство овладения  национальной  культурой.  Специфические  языки нужны для познания мира музыки,  живописи,  театра.  Собственными  знаковыми системами располагают и естественные науки.

       Ценностная,   или   аксиологическая   функция   отражает    важнейшее

качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует  у человека вполне определенные ценностные  потребности  и  ориентации.  По  их уровню и качеству люди чаще всего судят  о  степени  культурности  того  или иного человека. Нравственное и  интеллектуальное  содержание,  как  правило, выступает критерием соответствующей оценки.

       Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура  по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих  (практикующих)  ее в  своих  интересах;  совокупность   селектированных   историческим   опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям  способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности  людей.  При  этом все функции культуры социальны, то  есть  обеспечивают  именно  коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют  почти

все формы индивид, активности человека в силу его связанности  с социальным окружением.  Число  такого  рода  функций  весьма  велико.  Они  могут  быть выстроены в  иерархическую  структуру  от  наиболее  общих  до  сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.

       Наиболее общей и универсальной  функцией  культуры  следует  признать обеспечение  социальной  интеграции   людей:   формирование   оснований   их устойчивого  коллективного  существования  и  деятельности  по   совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня  их групповой консолидированности  и  эффективности  взаимодействия,  накопление социального  опыта  по  гарантированному  социальному   воспроизводству   их коллективов как устойчивых сообществ.

       Ко второму уровню рассматриваемой  иерархии  можно  отнести  функции, обеспечивающие  основные  формы  интегрированного  существования   сообществ людей:

      организация  людей  в  их  совместной  жизнедеятельности  посредством  их структурной    дифференциации    на    различного    рода    относительно самодостаточные  группы:   социально-территориальные   соседские   общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные   и   прочие   коллективы,   специальности,   профессии,    проф. констелляции,  классы),  социально-бытовые  (семьи,   кланы,   социальные страты,  сословия),  коммуникативные  (по  диалектам,  языкам,   языковым семьям),   религиозно-конфессиональные   (религиозные   общины,    секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

 

Информация о работе Место человека в культуре