Место человека в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

В культурологии в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований. В третьем случае, цивилизация интерпретируется как ценность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Понятие «культура»............................................................................4
ГЛАВА II.Функции культуры……………………………………………………8
ГЛАВА III. Человек как творец и творение культуры………………………...16
ГЛАВА IV. Диалог культур……………………………………………………..18
ГЛАВА V. Духовная жизнь общества как мера развития культуры…………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23

Файлы: 1 файл

реферат по культуралогии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

      регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством  исторической селекции,  нормирования  и  стандартизации  наиболее  удачных   элементов социального опыта в этой области и реализации их  в  работе  регулятивных механизмов    конвенционального    (ценностные    ориентации,     мораль, нравственность, обычаи, этикет  и  пр.)  или  институционального  (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;

 

      консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и  защищенности им,  удовлетворенности  действующими  нормами  и  правилами   совместного общежития  и  взаимодействия,  формирования  системы  образов   групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов  коллектива  в  его социальном  воспроизводстве  как  процессе,  отвечающем  их  индивид,   и групповым интересам.

       Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие  основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

      культуру   демографического   и   социального   воспроизводства   членов сообщества,  функционирующую  посредством  выработки   норм   сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных  обязательств,  норм  соседского общежития,  стандартов  физического  развития  индивида  и   охраны   его репродуктивных   возможностей,   а   также   системы   форм   и   средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта  (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы  и  пр.),  выработки норм и стандартов социализации;

 

      культуру адаптации сообщества к природным  и  историческим  условиям  его обитания, реализуемую посредством накопления опыта  и  воплощения  его  в нормах, правилах  и  формах  непосредственного  жизнеобеспечения  (прежде всего  в  обеспечении  продовольствием,  теплом,  жильем,  в  методах   и традициях  охраны   здоровья   и   межличностной   взаимопомощи   людей), обеспечении коллективной безопасности  сообщества  (оборона)  и  индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);

 

      культуру  развития  искусственной   материально-пространственной   среды обитания  сообщества  и  обеспечения  его  членов  социальными   благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов  и  их внутреннюю  структуры,  транспортных  коммуникаций,  размещения  наиболее важных производств и иных функциональных зон  и  пр.),  развития  системы энергообеспечения и производства средств  производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления  и  услуг  и т.п.;

 

      культуру собственности, власти и  социальной  престижности,  связанную  с развитием  приемлемых  для  сообщества   технологий   и   форм   властно-собственнических претензий и  отношений,  способах  обретения  богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка  статусного роста и его символической маркировки (титулатура,  регалии,  престижные  образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

 

      культуру  социального  патронажа,  проявляющуюся  в  традициях  оказания материальной   и   иной   поддержки   людям,   оказавшимся   в   ситуации неконкурентоспособности  (по  возрасту,  увечью,  врожденным   физическим недостаткам, пострадавшим от  войны  или  стихийного  бедствия  и  т.п.), благотворительности,  милосердия,  помощи  терпящим  бедствие,  идеологии гуманизма  и  абсолютизации  ценности   человеческой   жизни,   мифологии социальной справедливости,  “уравниловки”,  патронажа   коллектива   над личностью и т.п.;

 

      культуру познания  и  мировоззрения,  накопления  и  кумуляции  социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука  и  обыденные наблюдения),  иррациональных  (религия,  мистика,  эзотерика,  суеверия), логико-метафизических  (философия,  здравый  смысл,  народная  мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и  суждений,  игровые  формы поведения и пр.);

 

      культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом  между людьми, реализуемую в виде процессов:  символизации  объектов  и  явлений (формирование  обозначающих  понятий,  слов,  знаков,  символов  и  пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных”  устных  и  письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков  служебных и технических символов — математических,  компьютерных,  топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых  сигналов, знаков   различия,   функциональной   атрибутики,    языков    цифрового, графического и  звукового  кодирования  объектов  и  продуктов  и  т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной  форме),  ее  тиражирования  и  трансляции,  а   также   институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к  социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки  данных, картотеки и пр.);

 

      культуру физической и психической  реабилитации  и  релаксации  человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья  и  личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха  (системы  выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту  и  состоянию здоровья),  традиции  физической  культуры  и  спорта,   оздоровительного туризма  и  иных  форм  активного  отдыха,  традиции  общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых  гуляний,  разнообразные  формы развлекательного,  игрового  и интеллект,  досуга,  систему институтов организованного досуга и т.п.

 

Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного  результата  (созданию продукта потребления), а о социальных нормах,  регулирующих  допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

       Четвертый  и  последующие  уровни  функций  культуры  связаны  уже  с

дифференциацией  культуры  на  специализированные  функциональные   сегменты (“экономическая  культура”,   “военная   культура”,   “культура   торговли”, “религиозная  культура”,  “педагогическая  культура”  и  т.п.)   и   системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций  (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура  научного мышления”, “культура художественного творчества” и  пр.).  В  обоих  случаях здесь  имеется  в  виду  прежде  всего  уровень   соответствия   применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в  той  или  иной сфере    жизнедеятельности    общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в  процессе  исторической  селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости  с  точки зрения социальной цены и  долговременных  социальных  последствий  (критерий утилитарной эффективности в данном случае  менее  значим)  и  закрепились  в ценностных комплексах  специфического  свойства,  называемых  обычно  “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.

       Таким образом, во всем многообразии функций культуры  можно  выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное,   рекреационное и оценочное.

 

 


ГЛАВА III. Человек как творец и творение культуры.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. Однако сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в уже готовом виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей. Поэтому справедливо будет сказать, что и культура творит человека. Однако эта формула будет верна постольку, поскольку мы помним, что культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства - творение культуры.

Здесь есть не только научная, но и этическая проблема: что самоценно - человек или культура? Иногда говорят о самоценности культуры, но это справедливо лишь в том смысле, что вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Но в конечном счете ценность культуры есть производное от самоценности человека.

Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа.

Безусловно, в обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее налицо обратная зависимость. Культура  является основанием человеческого творчества, но она же и удерживает его в своих смысловых рамках, в плену своих символических  образцов. Но в переломные моменты, в эпохи великих культурных  переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы уже перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух вырывается из плена старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества.  Такой переход к новым смысловым основаниям есть дело гения;  талант же решает лишь те проблемы, которые не требуют выхода  за пределы имеющегося культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям, ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать  большинство людей. Но шагнуть за пределы - это удел лишь гения. «В гениальности - всегда безмерность. (...) Гениальность от «мира иного», - писал Бердяев.

Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством,  они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается  в опыте других людей, иногда «редактируется», чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами  старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе  не означает счастливой судьбы для его творца.

ГЛАВА IV. Диалог культур

Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся  в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую  рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур  и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры,  а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих  перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых  исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек  способен найти способ диалога между различными культурами.

Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Но тогда как оценить степень развития культуры? Может быть, признать все культуры абсолютно равноправными? Многие культурологи выступают с такой точкой зрения. Однако, на наш взгляд, есть критерии оценки культуры. Эти критерии вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности.

 

 

ГЛАВА V. Духовная жизнь общества как мера развития культуры.

 

Важной стороной функционирования и развития общества  является его духовная жизнь. Она может быть наполнена бога­тым содержанием, что создает благоприятную духовную атмо­сферу жизни людей, хороший морально-психологический кли­мат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различ­ными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.  К ее основным элементам можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духов­ного общения.

Информация о работе Место человека в культуре