Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:38, реферат
В названии эпохи – "Новое время" – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало «новое» как лучшее. Сущность же новизны заключалась в гуманизме новой культуры.
1. Место и роль Человека в культуре Нового времени
В названии эпохи – "Новое
время" – отразилось чувство обновления,
сознание того, что произошло открытие
нового периода в истории, который
наступал по мере утверждения в жизни
новых, взамен шатких уже старых, оснований
коллективной веры. Впервые после
распространения Нового завета европейское
человечество осознало себя живущим
в обстоятельствах новой
Слово «гуманизм» родственно
древнему латинскому слову homo (человек).
В наше время понятие «гуманизм»
имеет разнообразные
Культура XIX в. является культурой
сложившихся буржуазных отношений.
К концу XVIII в. капитализм как система
полностью сформировался. Он охватил
все отрасли материального
Для культуры этого периода
характерно отражение внутренних противоречий
буржуазного общества. Столкновение
противоположных тенденций, борьба
основных классов — буржуазии
и пролетариата, поляризация общества,
стремительный взлет
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в существо, зависимое от машины. В условиях интенсифицирующейся механизации, человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
Различные ценностные ориентации
основывались на двух исходных позициях:
установлении и утверждении ценностей
буржуазного образа жизни. Отсюда —
появление столь несходных
Разумеется, нет и не может
быть такой культуры, которая не
предполагала бы за человеком определенного
и к тому же важного места в
своей системе мироздания. Уже
архаические культуры оставляли
решающую роль человеческому коллективу
в поддержании
Поставить человека в центр
культуры – значит увидеть в нем
главное действующее лицо истории.
Но человек – не Бог, он не может
действовать совершенно произвольно.
Возомнивший себя носителем неограниченной
воли Человек страшен и
Кроме того, тот же опыт показал,
что свободно действующий человек
может продуктивно творить
Наконец, самоответственно действующий человек стал перед необходимостью самопознания и самооценки.
2. Роль Бога в культуре Средневековья
Культура Средних веков
тоже была культурой людей и для
людей. И все же принципы этой эпохи
не согласуются с понятием гуманизма,
потому что творцом мироздания и
человека в нем, творцом всех смыслов
и целей, которыми руководствовались
люди в мире средневековой культуры,
был признан один исключительный
субъект – Бог, называемый также
Творцом или Создателем. До поры
до времени вера в Бога, предполагающая
в нем единый и единственный источник
всякой созидающей воли, как бы поглощала
массу частных человеческих желаний.
Лишь на поздней границе Средневековья
эта вера и противоречащая ей реальность
повседневной жизни достигли нестерпимого
раздвоения. К этому времени своеволие
человека успело наглядно доказать свою
созидательную силу – в постройках
небывалых городов (особенно на северо-западе
Европы и в Италии), в быстрых
хозяйственных успехах в
Например, события, описанные
в Библии. Библейские сказания утрачивали
свою священную исключительность, становясь
поучительными примерами
отмечая существенные черты их общественного поведения.
Образы Давида, Самсона, Иуды Маккавея взывали к справедливой борьбе, Мария-мать, казалось, несла в себе горе и утешение всех скорбящих матерей, Иуда Искариот был вечным знаком-клеймом предателя, апостол Павел – примером прозрения, Блудный сын символизировал надежду на прощение. В сознании эпохи Библия была разобрана на сотни сюжетов, трактованных как примеры легко узнаваемых проявлений неизменной человеческой натуры.
Таким же было отношение
Нового времени к единственно
известной тогда из древних –
греко-римской мифологии и
Продемонстрировать публично поведение, похожее на то, что известно по римско-греческим образцам, значило, согласно представлениям Нового времени, заявить о себе как о совершенном, на все времена верно устроенном человеке. «Принципы свободы и равенства, римской гражданственности, чести и героизма для них перестали быть книжными абстракциями. Подражание Бруту или Гракхам сделалось нормой каждодневного поведения» – писал Ю.М.Лотман о людях второй половины XVIII века.
После этого уже трудно было верить, что мир - есть нечто раз и навсегда данное, а человек в нем лишь исполнитель замысла Творца. Однако опыт и чувства подсказывали другое, и европейцы начали создавать культурную систему в согласии с этим новым опытом и новыми чувствами.
Еще с XV века в Европе постепенно
складывался новый облик
Эти и другие проблемы эпохи
Нового времени (проблемы смысла истории,
власти, свободы личности, проблема
Бога и мира – в свете новых
представлений) интенсивно разрабатывались
рядом блестящих ученых и мыслителей
из разных стран Европы. В целом
культура Нового времени сложилась
как общеевропейская в
В культуре Нового времени мир мыслится ее носителями как пространство, в котором события происходят сами по себе, по собственной причине. И нет такой внешней воли, которая могла бы в этот порядок вмешаться. С этой точки зрения не так уж важно, как это пространство возникло, существует ли оно изначально, как говорят, «от века», или создано некогда Богом, который снабдил его всеми необходимыми свойствами, а затем «умыл руки». Не «как произошел наблюдаемый мир?», а «каков он?» – вот тот практический вопрос, который эпоха Нового времени считает важнейшим. Пространство, сохраняющее свой неизменный и правильный порядок «само по себе», без Божественного вмешательства, называют «естественным», т.е. «природно-данным». Это определение относится в данном случае и к сфере человеческих взаимодействий: порядок отношений, складывающихся между людьми, тоже должен быть правильным, соответствующим естественной природе человека и общества. Но он может быть и неправильным, если люди по неведению или по злому умыслу игнорируют те принципы взаимоотношений, которые изначально, по природе вещей, положены человеку. Вот почему, согласно представлениям эпохи, открытие или осознание людьми этих принципов («естественных социальных законов», «законов естественной морали») и следование им – верный путь к установлению наилучшего и счастливейшего человеческого общежития.
3. Культура Нового
времени, как механическое
В общем виде основные принципы
организации пространства культуры
Нового времени можно увидеть
на примере механического
Результаты этих взаимодействий
зависят от исходных качеств взаимодействующих
индивидов, их общественного
Проблема несправедливости
общественного устройства осмысливалась
так: считалось, что люди, в силу присущей
их природе «свободе воли», по незнанию,
злому умыслу или унаследованным
предрассудкам, на протяжении истории
были склонны устанавливать законы
общества, противоречащие естественной
природе человека. Эти законы порождали
несправедливость, рабство, страдания.
Эпоха Нового времени полагала своей
важнейшей задачей
4. Искусство культуры Нового времени
Даже мода в одежде XVIII
века постепенно воспринимает античные
мотивы. «Общество любителей
Художник Джошуа Рейнольдс, член Общества и директор Академии художеств в Лондоне, даже принимал участие в работе над драпировкой торжественной тоги. В 1793 году французский художник Жак-Луи Давид в качестве национального костюма героической Французской революции предлагает костюм в античных традициях. По той же причине сравнение современника с персонажем древности звучало как высший комплимент.
На известном портрете
работы Д. Левицкого «Екатерина II –
законодательница» русская
Исключительно высокий авторитет
Античности для Нового времени имел,
конечно, мало общего с подлинно историческим
знанием древнегреческого или древнеримского
способа жизни. В те времена его
еще не могло быть. Но в том
и не было нужды. Мы сталкиваемся в
этом случае с основанным на греческой
и римской мифологии
Информация о работе Место и роль человека в культуре Нового времени