Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:38, реферат
В названии эпохи – "Новое время" – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало «новое» как лучшее. Сущность же новизны заключалась в гуманизме новой культуры.
Особенность этого языка заключалась также в том, что это был язык публичного поведения. Частная повседневная жизнь, изнаночная, невидимая миру сторона бытия, полная случайных событий, наиболее значимые из которых тонут в массе которая более всего ценит в себе способность везде и во всем малозначащих, как бы не замечается эпохой Нового времени, постичь разумное и утвердить познанную закономерность. Придворная жизнь великосветского общества, наоборот, строилась как публичная во всем, включая личную жизнь королевской четы, и регламентированная во всех своих церемониалах – приемах, аудиенциях, обедах, балах, парадах, одежде, переписке и т.д.
Принципиально публичный характер жизни высшего сословия выразился также в анфиладной (последовательной) внутренней планировке королевских дворцов и усадеб аристократов, не оставлявшей фактически ни одного изолированного помещения, следовательно, как бы и не предполагавшей существования частной, интимной стороны индивидуального существования.
В этих условиях публичный образ человека вырастал не из его внутреннего содержания, а из правил и ролей, предписанных индивиду в соответствии с его общественным положением. Придворная и, говоря шире, общественная жизнь приобретала характер театральности, и в этом общественном театре непрерывно разыгрывались сценарии по классическим античным образцам. И театр, с другой стороны, стал в XVII-XVIII веках важнейшим средством воплощения антично-образной нормативности своего
времени, средством возвеличивания и воспитания, очищения душ и утверждения незыблемого авторитета абсолютного властителя. В юношеской трагедии Расина «Александр Великий» Луи Бурбон выступает в образе Александра Македонского, «актер, исполнявший эту роль, был облачен в пышную королевскую одежду и торжественно читал стихи, в которых легко было узнать влияние речей короля». Сближение великосветской жизни и покровительствуемого двором городского театра подчеркивалось еще и тем, что «вокруг героев трагедий», сюжет которых был заимствован из античной мифологии, тут же, прямо на сцене, восседали знатные господа, занимавшие часть театральных подмостков. Театр оказался наилучшим средством моделирования основных закономерностей эпохи Нового времени. Сценическая коробка – нейтральное вместилище действия пьесы, актеры, изображающие персонажей с определенными душевными свойствами, и законы морали, «естественные» и потому неизменные, управляющие ходом конфликтов и проявляющиеся в них – вот суть театра. Поэтому, точнее было бы сказать, что языком-интегратором Нового времени служила не просто система образов мифологизированной Античности, а система театрализованных образов мифологизированной Античности, представленных как в жизни, так и на театральной сцене и, далее, в других видах искусства. В живописи этого времени, т. е. XVII-XVIII вв. значительное место стали занимать все те же антично-мифологические сюжеты (Н.Пуссен. «Похищение Сабинянок», П.П.Рубенс. «Персей и Андромеда», Ж.-Л. Давид. «Ликторы приносят Бруту тело его сына», К. Брюллов. «Последний день Помпеи» и т.д.), имеющие более или менее ясные смысловые связи с современностью, либо образы современников, возведенные к антично-мифологическим прототипам. Аналогично обстояло дело в архитектуре гражданского значения и в скульптуре. Так, например, герцог де Ришелье в памятнике работы известного русского скульптора И.П.Мартоса (1754-1835) на Приморском бульваре Одессы одет в римскую тогу. Генерал-губернатор Новороссийского края, конечно, никогда не надевал тоги, но его высокое гражданское достоинство ясно подчеркнуто ролью римского патриция, которую он, согласно представлениям эпохи, с достоинством исполнил всею своею жизнью.
Список использованной литературы:
1. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М. 1987. – С. 314
2. Философия истории. Антология. - М.1995. - С.49.
3. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Глава I, строфы VIII-XII.
4. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980. – С. 267.
5. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979 – С.284.
6. Понятие «парадигма» см. I, 3.7.
7. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. - М. 1987. – С. 310.
8. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М.1987. – С.115.
9. "Иллюстрированная энциклопедия моды". – Прага, 1987.- С. 223.
10. Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. -М.,1991. – С.53.
11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
12. История западноевропейского театра. – М. 1941. – С. 327.
13. Internet Resourse: www.countries.ru
14. Internet Resourse: www.anthropology.ru
Информация о работе Место и роль человека в культуре Нового времени