Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:12, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть культурологию как науку и определить ее место в системе социогуманитарного знания.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемых источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлена цель, охарактеризованы пункты плана работы и источники информации.
Введение с. 3
1. Культурология как наука с. 5
2. Предмет культурологии с. 10
3. Место культурологии в системе социогуманитарного знания с. 15
Заключение с. 1
Список используемых источников и литературы с. 1
Содержание
Введение с. 3
1. Культурология как наука с. 5
2. Предмет культурологии с. 10
3. Место культурологии в системе социогуманитарного знания с. 15
Заключение с. 1
Список используемых источников и литературы с. 1
Введение
Представленная работа посвящена теме «Культурология как наука и ее место в системе социогуманитарного знания».
Сегодня данная тема является актуальной, так как в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. В данной ситуации, большое значение имеют решения законодательных и правительственных органов РФ по развитию гуманитарного образования в высших, средних специальных учебных заведениях и школах. Таким образом, появилась и новая гуманитарная дисциплина - культурология.
Итак, культурология – это раздел социогуманитарного знания, охватывающий вопросы определения сущности, закономерностей развития и функционирования, типологии и морфологии культуры.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть культурологию как науку и определить ее место в системе социогуманитарного знания.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемых источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлена цель, охарактеризованы пункты плана работы и источники информации.
Глава первая раскрывает понятие культурологии как науки, которая имеет предмет, задачи, систему методов.
В главе второй уделено внимание предмету культурологи. Показано: значение и происхождение термина «культура», деление культуры на роды и виды, а также выделены ее основные функции.
Глава третья рассматривает место культурологии в системе социогуманитарного знания.
В заключении подведен общий итог работы по данной теме.
Таким образом, актуальность
данной проблемы определила
Источниками информации для написания работы по теме «Культурология как наука и ее место в системе социогуманитарного знания» послужили: базовая учебная литература, философские труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, работы видных отечественных авторов, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Культурология как наука
Культурология (лат. cultura + греч. Logos) – наука о культуре. Она изучает: культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов; закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающиеся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками; предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Сформировалась культурология как отдельная самостоятельная дисциплина уже в ХХ веке. Впервые термин «культурология» был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.
В настоящее время культурологию
рассматривают как
Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна.
В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука.
Социальная культурология предл
Метод культурологии есть единство
объяснения и понимания. Каждая культура
есть система смыслов, имеющая свою
внутреннюю логику, которая постигается
путем рационального
Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и
истории мировой культуры. Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс. Знакомство с мировой культурой - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально-экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.
Задачами культурологии является:
Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.
В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам.
Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними.
Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.
Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени.
Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.
Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии.
Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.
Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий [1].
В становление культурологии как теоретической дисциплины важный вклад внесли в последние годы Ю.Л. Лотман, М.С. Каган, П.С. Гуревич, В.М. Межуев, С.И. Иконникова, В.С. Библер, И.Ф. Кефели, В.М. Розин, Л.К. Круглова, Л.Г. Ионин, Э.А. Орлова, В.В. Сильвестров, Б.С. Ерасов и многие другие отечественные культурологи [10].
Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, то есть дает новое, целостное видение; наконец, немаловажное обстоятельство – культурологическое мышление и мироощущение весьма современны [11].
В настоящее время происходит формирование категориального аппарата, определение границ предметной области и внутренней структуры культурологии. Поэтому важнейшая задача культурологов заключается в анализе процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Таким образом, курс культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
2. Предмет культурологии
Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Это объясняется специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих позиций, с которых рассматривается культура [4].
Так, можно понимать под предметом культурологии типологию культуры в историческом пространстве и времени, либо определять его как комплекс ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов, которые обеспечивают коллективный характер форм жизнедеятельности людей.
При определении границ культурологического знания необходимо отталкиваться от понятия бытие культуры, которое фиксирует:
Во-первых, наличие вещей, процессов и явлений, возникших в результате человеческой деятельности, т.е. искусственных, отличных от естественных вещей, процессов и явлений. Тем самым проблема бытия культуры имеет такие грани, как культура и природа, природа и техника, экологическая культура, ценности и т.д.
Во-вторых, бытие культуры предстает как бытие человека в мире вещей, мире идей и мире людей. В этом случае речь должна идти о человеке культуры как творце культурных ценностей, либо их трансляторе, потребителе, хранителе.
В-третьих, следует говорить о духовном как особой форме бытия. Бытие культуры (и соответственно предмет культурологии) представлено здесь всем многообразием богатства духовной культуры, субъектом которой выступает человек.
В-четвертых, проблема культуры (как бытия социального) порождает еще один обширный круг исследовательских задач в области культурологии: закономерности развития культуры, культура и цивилизация, культура и этнос,
типология культур и т.д.
Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки [4].
Термин «культура» в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХУШ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало так - агрикультура. Он посвящён не просто обработке земли, а именно уходу за участком, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только способ обработки земли, но и почитание, даже поклонение. Не случайно существует и родственное слово «культ». Видимо, со временем слово «культура» перешло на обозначение всего комплекса традиций и жизненного уклада людей и общества. Мы приходим к выводу, что термин «культура» изначально многозначен. Необходимо знать главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе. Их три: антропологический, социологический и философский.
Информация о работе Место культурологии в системе социогуманитарного знания