Место культурологии в системе социогуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть культурологию как науку и определить ее место в системе социогуманитарного знания.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемых источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлена цель, охарактеризованы пункты плана работы и источники информации.

Содержание работы

Введение с. 3
1. Культурология как наука с. 5
2. Предмет культурологии с. 10
3. Место культурологии в системе социогуманитарного знания с. 15
Заключение с. 1
Список используемых источников и литературы с. 1

Файлы: 1 файл

Культурология к.р.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Суть первого: признание равноценности всех культур на земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.

Суть второго: выявление специфических признаков  культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования  жизни какого-либо общества. При  этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.

Суть третьего. Данный подход к  культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность [12].

В философской  трактовке понятия культуры существует два подхода раскрытия ее сущности:

  1. Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека (В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
  2. Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции Х1Х - начала ХХ в. получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни [12, 6].

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

В зависимости от рода деятельности людей культуру делят: на материальную (культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.); на духовную (интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.).

Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют: на мировую (синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю); на национальную (синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества) [7].

В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.

Общепринятым считается выделение  народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему - экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.

Культура – это многофункциональная  система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры [1]:

  1. Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
  2. Трансляции (передачи) социального опыта или информационная. Это функция исторической преемственности;
  3. Познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
  4. Регулятивная (нормативная) - дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
  5. Семиотическая (знаковая) - дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык - важнейший знак культуры. Специфические языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;
  6. Ценностная (аксиологическая) - формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности - это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества .

Итак, приходим к выводу о том, что  культура имеет отношение буквально  ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и  всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время  их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система [7].

 

3. Место в системе социогуманитарного знания

Одним из важнейших направлений  образования является его культурологизация, то есть введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты, как общего, так и специального образования, а также подготовка специалистов-культурологов, ориентированных на решение соответствующих образовательных задач. В этом смысле примечательно появление культурологии. Культурология является наукой, точнее, группой наук с различным уровнем специализированности по предмету, изучающей культуру во всех смыслах и аспектах ее понимания.

Так, культурология (цикл культурологических наук) может быть определена, как одно из интегративных направлений в социально-гуманитарном научном знании, стоящее в одном ряду с историческими, социологическими и психологическими науками. Подобное определение строится на следующих основаниях. Среди наук о видах и формах человеческой деятельности могут быть выделены науки, сосредоточенные на изучении определенных специализированных отраслей, выделяемых по предмету этой деятельности. Это науки о технологиях социальной организации и регуляции человеческой деятельности и взаимодействия (политические, юридические, экономические, военные, этика и др.), науки о технологиях познания, социальной коммуникации и трансляции социального опыта (науковедческие, педагогические, филологические, эстетика и др.) и науки о технологиях производства материальных продуктов (технические, сельскохозяйственные и пр.). Однако, помимо наук, исследующих человеческую деятельность по ее предмету, существует и ряд наук, изучающих различные аспекты взаимодействия людей независимо от предмета ее деятельностного приложения. Это, прежде всего такие аспекты, как генетико-хронологический (исторические науки), мотивационный (психологические науки), структурно-функциональный (социологические науки), структурно-пространственный (социальная география) и, наконец, ценностно-нормативно-коммуникативный (культурологические науки) [14].

Примечательно, что в группе наук, исследующих человеческую деятельность в ее аспектных измерениях, явственно  выделяется несколько планов такого познания. Структурные планы культурологии  могут быть охарактеризованы следующим  образом: культурологический уровень изучения специализированных отраслей деятельности (предметно-функциональный принцип структурирования), на котором осуществляются исследования ценностно-нормативных параметров этой деятельности, нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления. Устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности, аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности. Формирующих "классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности, формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов и форм их практической работы. Создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания, а также разрабатывающих иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п. Культурологическое знание призвано решать целый комплекс специфических, образовательных и воспитательных задач в системе образования. В перечне задач общего образования основная функция культурологического знания, как представляется, связана с решением задачи общей инкультурации личности учащегося, введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ, а также систему языков и методов социальной коммуникации. Эта задача, разумеется, решается не только средствами культурологии, но и, в существенной мере, иными социально-гуманитарными и философскими дисциплинами (историей, религиоведением, литературой, искусствознанием, философией, т.п.). Однако, именно культурология может дать учащимся наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирования культуры. В рамках специального образования культурологическое знание должно стать естественным компонентом историко-теоретических представлений учащихся о социальных функциях изучаемой ими специальности, социальных нормах ее практикования, об определенных оценочных критериях ее продукции, профессиональной этике специалистов и прочем.

Таким образом, позволительно говорить в отношении культурологии как об универсальной, интегративной научной дисциплине, мощном стержне любого профессионального знания, необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности, поскольку поиск и  принятие адекватных решений, их оптимальная реализация требуют анализа и учёта всего комплекса социокультурных факторов с необходимой рефлексией на историю их становления и развития. Разработка стратегии деятельности в любой области должна базироваться на интегративном гуманитарно-ориентированном знании. Сама жизнь настоятельно требует от специалистов решения не изолированных познавательных и практических задач, а комплексных, находящихся на пересечении различных областей научного знания и сфер социокультурной практики. Эффективное решение проблем оптимизации отдельных сфер человеческой жизнедеятельности невозможно сегодня без учета основных взаимосвязей этих сфер с другими. Это требует соответствующей научно-образовательной базы, отличной от узкоспециальной профессиональной подготовки. Овладеть способами оптимального управления социокультурным развитием можно лишь, основываясь на знаниях о системных, структурных, функциональных и динамических свойствах культуры. Явившись результатом осознания человечеством рубежа истории, культурология становится одной из важнейших сил, поскольку, обращаясь к прошлому культуры и человека, она стремится предвидеть и осмыслить грядущие социокультурные перемены.[1]

 

Заключение

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации.

Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно  обнаружить новые неистощимые импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям.

Это объясняет появление обостренного интереса современной науки и  философии к культуре как к  фактору социального развития. Ведь именно   духовные черты, социокультурные  признаки конкретного общества, региона   мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику.

Не случайно многие ученые связывают  судьбу мира с постижением всей   современной культуры каждой страны, каждого конкретного народа. Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Возникает    разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять,   откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков   конечный результат современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и роль в этом процессе.

Необходимость изучения феноменов  культуры диктуется и разрушением  экологической среды. Источение  озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океанов  и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: «Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизовать их отношения?»

В 1983 г. в Монреале состоялся ХVIII Всемирный философский конгресс, который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии. В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров? [10]

В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии, как сложной

и многоплановой науки.

 

Список используемых источников и  литературы

  1. Белик А.А. Культурология: Антропологич теории культур: Учеб. пособие / А.А. Белик. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1998. – 234 с.
  2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 411 с.
  3. Введение в культурологию: Учеб.пособие / Отв. ред. Е.В.Попов. – М.: ВЛАДОС, 1995. - 335с.
  4. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. Пособие / П.С. Гуревич. – М.: «Знание», 1996. – 286 с.
  5. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: NOTA BENE, 2001. - 351 с.
  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств  / Н.А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс: Галарт, 2000. – 623 с.
  7. Кармин, А.С. Основы культурологии: Морфология культуры: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 1997. – 509 с.
  8. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие для вузов / С. И. Левикова. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – 607 с.
  9. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1991. – 524 с.
  10. Пивоев В.М. Философия культуры / В.М. Пивоев. – СПб.: Издательство Юридического института, 2001. – 350 с.
  11. Розин В.М. Введение в культурологию / В.М. Розин. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 102 с.
  12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
  13. Кефели И.Ф. Культурология [Электронный ресурс] / И.Ф. Кефели. – Режим доступа: http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1875 – Данные на 25.01.2010
  14. Культурология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru/res/other/kulturolog/lec1.html  - Данные на 20.01.2010

Информация о работе Место культурологии в системе социогуманитарного знания