Место Византии в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Византийская империя была образована при императоре Феодосии I в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную. Изначально Византия охватывала Малую Азию, Балканский полуостров южнее Дуная и юго-восточное Средиземноморье. Столицей Византийской империи являлся Константинополь. Населяли ее греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующим языком был греческий. В IX-начале VII в.в. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Особенностью византийского феодализма являлись сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины.

Содержание работы

История Византии 2 стр.

Вехи культурного развития Византии 3 стр.

Место Византии в мировой культуре 8 стр.

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура Византии.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

П Л А Н:

 

 

  1. История Византии                                                                           2 стр.

 

  1. Вехи культурного развития Византии                                        3 стр.

 

  1. Место Византии в мировой культуре                                          8 стр.

 

  1. Список использованной литературы                                         10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История Византии.

 

          Византийская империя была образована  при императоре Феодосии I в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную. Изначально Византия охватывала Малую Азию, Балканский полуостров южнее Дуная и юго-восточное Средиземноморье. Столицей Византийской империи являлся Константинополь.  Населяли ее  греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующим языком был греческий. В IX-начале VII в.в. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения).  Особенностью византийского феодализма  являлись сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины.

          Византийская империя пережила  и период Великого переселения народов, и падение Западной Римской империи, сохранив свое положение в мире. Особого могущества она достигла в VI в. при Юстиниане I. В этот период были присоединены Северная Африка, Италия, часть Испании.

           Кодексом Юстиниана утверждены нормы правовой системы (равенство церковной и светской власти). В этот период  развиваются искусства, ремесла, торговля, идет широкое строительство укреплений и храмов.  К началу VII в. рабовладение сменилось феодализмом.

          Захват в 1204 году участниками четвертого крестового похода Константинополя  спровоцировал распад Византийской империи на Латинскую империю и несколько государств, пока в 1261 году Михаил VIII  не вернул ей прежний статус. Вторжение турок в XIV в. привело к падению в 1453 году  Константинополя и империи в целом.

          Всю историю Византии можно  условно разделить на три периода: 

первый – середина IV – первая половина VIIв.в. – период разложения рабовладельческого строя и становления  средневекового общества;

второй – середина VII – начало XIII в.в. – появление и развитие феодализма;

третий -  XII – середина  XV в.в. – последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

          В эпоху раннего средневековья  Византия, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным, сильным и наиболее экономически развитым европейским государством. По стилю выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди  всех стран средневековой Европы, оставаясь центром своеобразной и воистину блестящей культуры.

 

 

Вехи Культурного  развития Византии.

 

         Если пытаться  отделить византийскую культуру  от культуры Европы, то наиболее  важными будут следующие факторы: языковая и религиозная общность (основным языком являлся греческий, а основной религией – христианство в форме православия), наличие устойчивой государственности и централизованного управления, а также существование этнического ядра, состоящего из греков.

          Культура  ранней Византии была городской  культурой. Крупные города империи,  и в первую очередь Константинополь,  являлись не только центрами  торговли и ремесел, но и  очагами высочайшей культуры  и образованности.

           В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех  сферах духовной жизни Византии. Рождается новая система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека. На смену античной культуре приходят патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием.

          Меняется и сам человек той  эпохи, его видение мира, его  отношение к вселенной, природе,  обществу. На смену античному  представлению о героической  личности, античному пониманию мира, приходит мир страждущего, раздираемого  противоречиями, маленького, греховного человека. Христианство  интенсивно выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья – идея союза христианской церкви и «Христианской империи».

          Духовная жизнь того общества отличается драматической напряженностью. В литературе и искусстве наблюдается смешение языческих и христианских идей, образов, представлений.

          Расцвет византийского искусства  раннего периода связан  с укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы, появляется новый тип церковных сооружений – под куполом.  Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии, в котором была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного тем же самым куполом. Другим шедевром византийской культуры является церковь св. Виталия, воздвигнутого в Равенне. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера.

          Церковное богослужение превратилось  в пышную мистерию.  В полумраке  сводов  сияло множество свечей  и лампад, озарявших таинственными  отблесками золото мозаик, темные  лики икон, многоцветные мраморные  колоннады, великолепную драгоценную утварь.

          В живописи VI-XII в.в. кристаллизуется византийский образ, очищенный от инородных влияний, в основе  которого  лежит опыт мастеров Востока и Запада. В новом искусстве появляются уже различные направления и школы. Например, столичная школа отличалась великолепным качеством исполнения, живописностью, трепетностью и красочным разнообразием. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

          Музыка занимала особое место  в византийской цивилизации. Она обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отражая богатую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю.  Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового,  индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал.

          Подводя итог по первому периоду  существования Византии, можно сказать,  что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. В первую очередь к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям, получаемым извне. Однако в ранний период они синтезировались с главной, ведущей греко-римской культурой.

          Определяющей чертой духовной  жизни империи второго этапа  развития культуры, стало безраздельное  господство христианского мировоззрения

Роль церкви возрастала. Стремительно увеличивалось сословие монахов, росло число монастырей. Как никогда расцвел культ святых. Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение.

          В X-XII в.в. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый канон художественных образов, стабильная  иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов.

           Однако, как всякая идеологическая система, христианство нуждалось в развитии. Данную необходимость церковная элита сознавала. Систематизация богословия становилась первейшей задачей. Для этого предстояло снова прибегнуть к духовным сокровищам античности – без ее идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были бы невыполнимы.

          Поиски оригинальных философских  и богословских решений предпринимались  уже во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиеся труды в этой сфере были созданы в следующем столетии.

          Значительный шаг вперед в  развитии богословской науки,  в разработке новых идей, касающихся  проблем соотношения духа и  материи, выражения мысли и  ее восприятия, отношения бога  и человека, был сделан во время  ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями. Но в целом вплоть до середины IX в.  философы и богословы оставались в кругу традиционных идей позднеантичного христианства.

          Общий упадок творческой активности  в «темные века» с особой  силой отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация, отсутствие литературного вкуса, «темный» стиль, шаблонные характеристики и ситуация  - все  это утвердилось  надолго как господствующие черты произведений литературы, созданных во второй половине VII – первой половине IX столетия. Подражание античным образам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи  были и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига  стали главным  идейным содержанием литературы этого рода.

          Религиозная тематика доминировала  в эту эпоху и в поэтических   произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился опоэтизировать монашеские идеалы и распорядок монастырской жизни.

           Возрождение литературной традиции, заключающейся в ориентации на  шедевры античности и в их  переосмыслении, особенно заметным  стало в XI- XII в.в., что сказалось на выборе сюжетов, жанров и художественных форм. В этот период смело заимствуются сюжеты и формы восточной, и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются поэтические сочинения на народном языке. Впервые постепенно стал расширяться цикл народоязычной литературы.

          XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Центром  создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в Константинополе. Здесь по заказу императоров создавались настоящие шедевры книжной миниатюры. К их числу относятся рукопись  «Слов» Иоанна Златоуста, выполненная для императора Никифора Вотанина. Другой жемчужиной искусства столичных мастеров миниатюристов является рукопись Нового Завета, созданная для императора Михаила II. Крохотный по размерам кодекс, украшенный изысканной живописью, изящными заставками и инициалами – подлинный шедевр книжного искусства.  

          В XI-XII в.в. наблюдается подъем в искусстве иконописи. В связи с постоянными войнами и усилением военной знати сильно поднялась популярность святых – защитников и покровителей военного сословия. На мозаиках, фресках, иконах все чаще появляются изображения святых-воинов: Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата, Федора Тирона и особенно св. Георгия. Иконографические образы этих персонажей милитаризируются. Иконографический тип св. Георгия претерпевает эволюцию. Если в X-XI в.в. он изображался в виде пешего воина с копьем в правой руке, опирающегося левой на щит, то в XII в. получает распространение конный образ Георгия без дракона или иногда поражающего змея. 

          В сфере изобразительного искусства VII-IX в.в. кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными. Развитие религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось после победы иконопочитания, т.е. после 843 года. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой – все более устойчивые рамки приобретал в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, подбора красок и т.п. Создание живописного трафарета сопровождалось  усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи.

          К X веку в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон – строгие правила изображения сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый  канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и сюжеты почти не изменялись в течение столетий. В искусстве Византии человек оставался в центре художественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.  

          В IX-X  в.в. возникает новый архитектурный стиль. В этот период возводится много храмов и монастырей. Появление нового стиля в архитектуре связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности.

          Прежде  всего, происходит сокращение  масштабов храма. Грандиозные  храмы для народа уходят в  прошлое. Распространение получают  сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского  квартала, сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно высота храмов увеличивается: изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей, устремление в высь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству. Если раньше главную роль играла внутреннее пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную, то в XI-XII в.в. все большее значение приобретает значение внешний вид храма. Украшение фасада здания теперь входило в общий, архитектурный замысел, в единую композицию. Вместо замкнутых, с широкими песчаными, гладкими плоскостями закрытых фасадов и стен теперь появляются новые архитектурные формы экстерьера: фасады украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов, впервые появляется асимметрия. Внешний декор  здания становится самодовлеющим элементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность. Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма, усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций. Колонны в храме делаются тоньше, удлиняется барабан купола – он становится легким, стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающими эффект освещения.

Информация о работе Место Византии в мировой культуре