Место Византии в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Византийская империя была образована при императоре Феодосии I в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную. Изначально Византия охватывала Малую Азию, Балканский полуостров южнее Дуная и юго-восточное Средиземноморье. Столицей Византийской империи являлся Константинополь. Населяли ее греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующим языком был греческий. В IX-начале VII в.в. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Особенностью византийского феодализма являлись сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины.

Содержание работы

История Византии 2 стр.

Вехи культурного развития Византии 3 стр.

Место Византии в мировой культуре 8 стр.

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура Византии.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

          Архитектурные  формы храмов второй половины  XI-XII в.в. становятся утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее. Их красочная ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аскетичным наружным обликом зданий предшествующего времени. До XIII в. византийскую архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в средневековом мире. 

          X-XII века – период нового подъема византийского монументального искусства и архитектуры – были ознаменованы также расцветом прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей.

          Художественное  творчество в Византии было  подчинено единой системе миропонимания,  философско-религиозного мировоззрения,  единым эстетическим принципам.  Поэтому все виды искусств  были тесно связаны между собой  единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. В Византии, как нигде в средневековом мире, наблюдался органический художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного искусства.

         Прикладное искусство в Византийской империи, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм. Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили императоры, высшие чиновники, духовенство – все эти украшения часто становились недосягаемым образцом для художников других стран.

          Высочайшего  уровня развития в эту эпоху  достигла византийская торевтика  – изготовление художественных  изделий из золота, серебра, бронзы  и других металлов. Предметы культа  – реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон и книг, а также множество видов церковной утвари, были истинными произведениями искусства.

          Расцвет  прикладного искусства в X-XII в.в. был связан с торжеством эстетики церемониала, парадности и  культа императора. Пышность церемоний, утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, ритуал процессий – все это рождало эстетику света, блеска и красоты. Отсюда особая любовь византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, торевтике, камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству дворцов и храмов.       

          С IX  века  в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

          В указанный  период оформлялось специальное  музыкально-поэтическое церковное  искусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация лаотональной системы – «октоиха» (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали каноны (музыкально-поэтические композиции во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, торжественным событиям и памятным датам.

          Прогресс  музыкального искусства привел  к созданию нотного письма и литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения. В книге «О церемониях византийского двора» сообщается почти о четырехстах песнопениях, что свидетельствует о том, что общественная жизнь также не обходилась без музыки.

          Как итог второго периода существования Византийской империи необходимо отметить, что Византия  в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.

          В виду  недостатка материала по третьему  периоду (XII-XIV в.в.) можно лишь отметить, что это наивысшая точка развития феодализма и развал Византийской империи, поскольку, несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она в XIV веке  была завоевана турками-сельджуками и в 1453 году пала.

 

 

Место Византии в мировой культуре.

 

          В истории  мировой культуры византийской  цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы.

          Процесс развития византийской культуры, разумеется, был отнюдь не прямолинейным. Он знал эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакции и мракобесия. Однако медленно, но неуклонно ростки нового, живого, передового прорастали почти во всех сферах идейной жизни византийского общества. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое  творческое начало. Она по своим главным тенденциям была более прогрессивной по сравнению с рабовладельческой культурой позднего времени.

          Византийская  культура – это закономерный  этап поступательного развития  европейской и всей мировой  культуры, этап, отличавшийся специфическими, неповторимыми типологическими особенностями.

          След, оставленный  Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей  день память о ней живет  не только на страницах исторических  сочинений, но и в произведениях  ее материальной и духовной  культуры.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. «Культура Византии» в трех томах. Изд. «Наука», Москва. 1989 г.

 

  1. Удальцова З.В. «Византийская культура». Изд. «Наука», Москва, 1988г.

 

  1. Поляковская М.А., Чекалова А.А. «Византия: быт и нравы». Свердловск,            

1989г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Место Византии в мировой культуре