Методика организации конкурсных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:53, реферат

Описание работы

Воспитательное мероприятие – это совместная деятельность детей, организованная педагогом с воспитательной целью (А.Г. Кирпичник).
Все воспитательные мероприятия делятся на несколько видов, каждый вид подразделяется на несколько форм.:
Спортивные (соревнование, турпоход, военно-спортивная игра…)
Художественные (творческий конкурс, концерт, художественная выставка, игровая программа…)
Трудовые (помощь библиотеке, конкурс на лучший игровой уголок, созданный своими руками, трудовой десант…)
Интеллектуально-познавательные (викторина, познавательная игра, турнир знатоков…)
Организаторские (митинг, сбор, акция…)

Файлы: 1 файл

конкурсная пограмма контр.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Методика организации конкурсных программ

 

Воспитательное мероприятие –  это совместная деятельность детей, организованная педагогом с воспитательной целью (А.Г. Кирпичник).

Все воспитательные мероприятия делятся  на несколько видов, каждый вид подразделяется на несколько форм.:

    1. Спортивные (соревнование, турпоход, военно-спортивная игра…)
    2. Художественные (творческий конкурс, концерт, художественная выставка, игровая программа…)
    3. Трудовые (помощь библиотеке, конкурс на лучший игровой уголок, созданный своими руками, трудовой десант…)
    4. Интеллектуально-познавательные (викторина, познавательная игра, турнир знатоков…)
    5. Организаторские (митинг, сбор, акция…)

Любое воспитательное мероприятие, как  и любой другой вид человеческой деятельности, имеет форму, содержание и название.

Умение видеть в каждом мероприятии  его форму и содержание – это  определённый показатель методической грамотности.

На сегодняшний день существует несколько десятков форм работы с  детьми, а всё многообразие мероприятий  есть результат наполнения этих форм разным содержанием с последующим придумыванием новых названий.

Для успешного «придумывания» нового мероприятия необходимо:

      • знать существующие формы;
      • уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
      • уметь придумать полученному результату привлекательное и точное название

Все мероприятия одной формы  организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя  десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» – это  всё, что требуется от педагога для  проведения воспитательных мероприятий.

Одной из наиболее популярных форм организации  детского развивающего досуга являются конкурсные программы, игры, все они организуются одинаково, какие бы названия они не имели, как бы ни разнилось при этом их содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика игры.

 

   Спецификой  игры  в  социокультурной  сфере  является  то,  что  она  выступает  в  разных  качествах,  прежде  всего  как  игровая  форма  и  игровой  компонент.  Игровая  форма – это  игра  в  чистом  виде,  где  процесс  является  одновременно  и  результатом.  В  таком  виде  игра  выступает  в  социокультурной  работе  парков  культуры  и  отдыха,  клубов  любителей  игры  (шахматистов,  любителей  кроссвордов,  интеллектуальных  и  азартных  игр).  Игровая  форма  существует  «сама  по  себе»,  для  человека  привлекателен  процессуальный  характер  игры.  Кроме  того,  игровая  деятельность  характеризуется  специфическим  игровым  контекстом,  внутренним  «миром  игры»,  который  строится  и  поддерживается  с  применением  специальных  средств,  предполагает  наличие  позиций  или  ролей  участников и  особых  механизмов,  позволяющих  порождать  движение  игры,  ее  содержание.  Под  содержанием  игры  мы  понимаем:  сюжет,  правила  игры  и игровые  действия,  входящие  в  игру  для  достижения  цели.      

Сюжет – это  сфера  действительности,  которую  человек  отражает  в  игре.  Содержание – то,  что  игра  отображает,  то,  что воспроизводит играющий  в  качестве  центрального  характерного  момента.  Содержание  игры  отражает  ту  или  иную  сторону  жизни  людей  или  животных  (в  ролевых  играх),  сюжет  отражает  воспроизводимую  действительность.  Обратимся  к  психологическому  словарю.  «Сюжетом  игры  предстает  воспроизводимая  в  ней  область  действительности;  содержанием  игры  выступает то,  что  воспроизводится  в  качестве  главного  момента  деятельности  и  отношение  между  взрослыми,  их  трудовой  и  общественной  жизни».  Игра  процессуальна и то,  что дети  разных  возрастов используют  в ней одни  и те  же  сюжеты  не  означает,  что содержание  этих  сюжетов идентично.  С возрастом дети  значительно варьируют их  содержание.  Сюжет-компонент  преимущественно  ролевых  игр,  но  и  у  игр  с  готовыми  правилами  есть  свои  сюжеты.  Сюжеты  игр  черпаются  детьми  из  социальной  практики,  истории,  фантастики.  Ценность  игры – вечная  новизна  ее  сюжетов.  Сюжеты  игр  в  социокультурной  сфере  разнообразны:  профессиональные,  бытовые,  сказочные.  Сюжеты  игр  видоизменяются  в  зависимости  от  конкретных  условий  жизни  человека,  от  его  кругозора,  от  той  исторической  эпохи,  в  которой  он  живет.      

Правила  игры – это  положения,  в которых отражена  закономерность,  постоянное  соотношение  каких-нибудь  явлений.  Правила  игры – это  одно  из  важных  организующих  ее  элементов.  Они  определяют  последовательность  действий,  взаимоотношение  партнеров.  Правила  игры  есть  негласные  предписания,  устанавливающие  логический  порядок  игры. Правила  игры – образ  игры,  ее  интрига,  ее  нравственный  и  эстетический кодекс.  Для  организатора  игр,  правила – то,  через  что  он  доводит  до  играющих  свои  педагогические  требования,  ибо,  по сути,  правила,  отражают  общее  моральное  требование  к  человеку.  Если  правила  слишком  просты  или  слишком  сложны,  игра  становится  для  участников  неинтересной,  являясь  деятельностью  свободной от  каких-либо  ограничений,  игра  дает  возможность модернизировать правила,  «подгонять  под себя», что играющие  постоянно и делают.  Абсолютное  подчинение  правилам  может привести  к упразднению игры  как таковой,  если  они восстанавливают  принуждения  и  ограничения  в  сфере  детского  суверенитета.  Через  условные  или  реальные  правила  дети  предъявляют  к  себе  все  требования,  обращенные  к  ним  в  неигровой  деятельности.  Именно  это  делает  игру  мощной  сферой  самовоспитания.  Следует  отметить,  что  правила  игры,  даже  четко  дидактически  разработанные  не  могут  предсказать  ее  результата,  как  показывает  практика,  игра  всегда  построена  на  случайности.  Менять  правила  игры  следует  осторожно,  именно  потому,  что  создавались  они  в  течение  тысячелетий.      

Игровое  действие  реализует  сюжет  игры  и  включает  такие  элементы,  как  неожиданность,  загадку,  соревнование,  лаконичную  фразу.  А. Н. Леонтьев  отмечает:  «Благодаря  тому,  что  игровое  действие  носит  обобщенный  характер,  сами  способы  действия,  а,  следовательно,  и  предметные  условия  игры  могут  изменяться  в  очень  широких  пределах».     

Игровой  компонент – это  группа  игр,  выступающая  составной  частью  других  форм  деятельности  человека.  Он  является  частью  клубных  объединений,  праздников,  обрядов,  школьных  уроков,  кружковых  занятий  и  проявляется  в  разных  формах:  это  могут  быть  разнообразные  шуточные  соревнования,  ритуалы  посвящения в члены  объединения.  Кроме того,  игровой  компонент  может  быть  выражен  в  виде  «сквозной  игры»  типа  «Почта»,  «Поиск  пары»,  «Поговорим  по  телефону»,  на  балах,  карнавалах,  праздниках,  презентациях,  шоу-программах.     

Игровой  компонент  в  социокультурной  сфере  используется  также  как  средство  учебно-воспитательной  работы,  выступая  в  форме  учебной  игры.  Особое  значение  в  воспитании  тех  или  иных  качеств  имеют  учебные  игры,  направленные  на  развитие  творческой  фантазии,  культуры речи,  ритма,  пластики,  силы,  ловкости.  Учебная  игра – лучшее  средство  непринуждённого  и результативного развития  музыкального  слуха,  мимики,  пантомимики,  невербального  общения,  выносливости,  коррекции  негативных  психических  состояний.      

Игровая  программа – это  комплекс  разнообразных  игр,  объединенных  единым  сюжетом.  В  одном  случае  она  выступает  как  самостоятельная  часть  праздников,  обрядов,  вечеров  отдыха,  школьных  балов,  дискотек,  в  другом – в  качестве  конкретной  формы  социокультурной  деятельности.     

Драматургию  игровых  программ  составляют:  разнообразные  игры, хороводы,  игры-танцы,  массовое  пение,  литературные  тексты,  шуточные  монологи,  художественно – музыкальное  оформление  программы,  предметы – символы,  или  реквизит,  а  также  оригинальные  призы.      

Как в  любом  драматургическом  произведении  при  разработке  сценария  игровой  программы  присутствуют  следующие структурные компоненты:  выбор  темы,  воплощение  которой  осуществляется  викторинами, играми,  песнями,  танцами;  композиция  (экспозиция,  завязка,  развитие  действия,  кульминация,  развязка).     

Важное  значение  в  драматургии  игровой  программы  играет  конфликт.  Суть  игрового  конфликта – это  противоборство  сил,  умений,  сноровки  и  эрудиции.      

Эпизод  является  первоначальным  компонентом  сценария  программы,  который  состоит  из  текста  ведущего,  игры,  хоровода,  массового  танца  и  момента  окончания  игры,  т.  е.  выход  участников  из  игровой  ситуации.  Эпизодов  в  программе  может  быть  несколько.  Они  должны  быть  логично  связаны  между  собой  и  отвечать  общему  замыслу  игровой  программы. 

 

 

 

 

Алгоритм организации  конкурсных программ.

 

    Для того чтобы вычислить алгоритм организации конкурсных программ, нужно определить значение слова «конкурс». В основе любого конкурса лежит принцип соревновательности, значит,  специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.

Практически любой вид  деятельности может лечь в основу конкурса, это может быть:

      • профессиональная и  близкая к профессиональной деятельность;
      • деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства;
      • деятельность, во время которой используется природный или синтетический материал;
      • деятельность, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, произведения искусства или литературы.

То есть всё, что человек  умеет делать, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Развиваться, можно  только сравнивая себя с окружающими, поэтому конкурсные программы позволяют  ребёнку:

      • сформировать адекватную самооценку;
      • развить свои волевые качества;
      • самоопределиться в мире своих увлечений;
      • воспитать свой эстетический вкус и т. д.

Эти воспитательно-развивающие  возможности конкурсных программ могут  остаться нереализованными из-за небрежной  или безграмотной организации.

Организация конкурсных программ – процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учёт многих деталей, проблем и вопросов. Вопросы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурса, можно уложить в список из 10 слов:

    1. Участники
    2. Задания
    3. Критерии оценки
    4. Жюри
    5. Призы
    6. Ведущий
    7. Реквизит
    8. Техника
    9. Помещение
    10. Зрители

Организация любого конкурса начинается с принятия решения о  необходимости соревнования в том  или ином виде деятельности. Далее, до того как участники узнают о  конкурсе, организатор должен:

      • придумать конкурсу яркое название;
      • сформулировать конкурсные задания
      • разработать условия и критерии конкурса

Количество заданий в программе  зависит от вида конкурсной деятельности (в конкурсе рисунков задание одно, в конкурсе юных туристов заданий  может быть и 10). Задания должны соответствовать идее конкурсной программы (в чём соревнуемся) и возрасту участников, оно должно быть чётко и понятно сформулировано.

В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут  входить или не входить следующие  пункты:

      • время на подготовку конкурсного задания;
      • срок предварительной демонстрации предварительного результата;
      • размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах…)
      • возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;
      • возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей;
      • перечень разрешённых и неразрешённых материалов, приспособлений, инструментов…

 

Условия конкурса обязательно  должны быть зафиксированы в письменном виде  - «Положении о конкурсе», в  котором указывается название, цели проведения конкурса, возраст и количество участников, чётко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После составления «Положения», работа организатора должна быть направлена на решения сразу нескольких задач:

    1. Необходимо найти будущих участников конкурса (индивидуалов или команд), для этого нужно организовать рекламно-разъяснительную работу (приглашения, объявления, радио, телевидение…)
    2. Позаботиться о наличии необходимых материалов (краски, мелки, реквизит…), если часть материалов должны обеспечить сами участники, то об этом сообщается в «Положении»
    3. Пригласить компетентное жюри. В отличии от спортивных и познавательных программ, где результат определяется по количественным показателям (время, расстояние, кол-во правильных ответов…), в конкурсе победитель выявляется по качественным показателям (изящество, остроумие, уровень технического мастерства…), определение которых зависти от  субъективного мнения и личного вкуса. Чтобы снизить эту опасность нельзя:
        • доверять судейство одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7 человек;
        • приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
        • полагаться на людей, лично заинтересованных в результате

Информация о работе Методика организации конкурсных программ