Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:38, реферат
Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, "зацикливаясь" на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Понятно, что лечение без диагноза обрекает на худший исход. Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию.
1. Методы управления конфликтами
1.1 Внутриличностные методы
1.2 Структурные методы
1.3 Межличностные методы (стили поведения) в конфликте
1.4 Персональные методы
2. Переговоры - универсальный метод решения конфликтов
* ограниченность времени
* необходимость сохранить «свое лицо» и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.
При выборе данного стиля поведения
руководителем конфликт может быть
до конца не решен, а точка зрения
руководителя навязана подчиненному.
Особенность данного стиля
Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Данный подход возможен, если:
* вклад индивида не слишком
велик; а возможность
* предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида;
* сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;
* у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Такое поведение в конфликте используется руководителем, если он крайне заинтересован в сохранении хороших отношений с подчиненными, коллегами; уступает, считая, что не прав сам.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и:, свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если оппонентов есть время, а решение проблемы имеет дл всех существенное значение, то при таком подход возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интереса, у ник нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Стили избегания и уступчивости
не предполагают активного использования
конфронтации при решении конфликта.
При противоборстве и сотрудничестве
конфронтация является необходимым
условием выработки решения. Учитывая,
что решение конфликта
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Реальное поведение личности в
конфликте не сводится только к одному
из указанных стилей, а включает
элементы всех стилей поведения, но с
разными «весами». Для выяснения
этих «весов» поведения личности
в конфликте воспользуемся
Результаты работы с тестом позволили
выявить несколько типов
1- Эффективное поведение в
2 - Авторитарное поведение (10-12 баллов
по противоборству) показывает, что
индивид во всех случаях
3 - Уступчивое поведение (10 баллов по уступке) предполагает, что индивид все спорные ситуации старается разрешить миром, но часто это происходит за счет его собственных интересов.
1.4 Персональные методы
Персональные методы. Данную группу
методов выделил В.П. Пугачев, акцентируя
внимание на возможностях руководителя
активно противостоять
- использование власти, позитивных
и негативных санкций,
- изменение конфликтной
- убеждение участников
- изменение состава участников
конфликта и системы ик
- вхождение руководителя в
В результате применения любого из рассмотренных методов вырабатывается решение, последствия которых необходимо предусмотреть, а также просчитать требуемые затраты на его реализацию.
Поскольку решение конфликта связано с преодолением значительных эмоциональных переживаний, то любое из решений предполагает, кроме затрат традиционных ресурсов (информационных, материальных и временных), просчет затрат необходимого количества эмоциональных ресурсов. В каждом конкретном случае субъекты конфликта продумывают, хватит ли у них сил (психологических, физических) для предлагаемого выхода из конфликта.
Например. Частное предприятие « Фатом» принадлежит физическим лицам, которые работают здесь же. Положение фирмы на рынке довольно устойчивое, и владельцы регулярно получают приличные дивиденды на вложенный ими капитал (докризисный период). Главный бухгалтер этой организации, нанятый по контракту, не является собственником, за свою работу получает заработную плату и премии к отпуску. В результате успешной деятельности главного бухгалтера, его знаний налогового законодательства, инструкций, нормативов, умений «продираться» через особенности российского законодательства фирма получает немалую дополнительную прибыль. Претензий у контролирующих органов и инспекций нет.
Для выполнения возложенных на него обязанностей, обеспёчения дополнительной прибыли главному бухгалтеру приходится много работать сверх установленного по контракту рабочего времени. Поэтому ему стало казаться, что его затраты сил, времени не соответствуют уровню получаемой заработной платы, его доходы несравненно меньше доходов учредителей. У владельцев фирмы «Фатом» другая точка зрения: они выполняют условия контракта и повышать оклад главному бухгалтеру не собираются.
Главный бухгалтер решил потребовать
изменения оплаты своего труда и
получения определенного
В данном конфликте каждая из сторон
просчитывает последствия и затраты
на возможное решение. Изменение
системы оплаты труда главному бухгалтеру
повлекут снижение доходов ее учредителей.
Если жесистему оплаты не изменить,
то возможно: увольнение ценного специалиста,
обладающего информацией
2. Переговоры - универсальный метод решения конфликтов
Переговоры представляют широкий
аспект общения, охватывающий многие сферы
деятельности индивида. Как метод
решения конфликтов, переговоры представляют
собой набор тактических
Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
* существование
* отсутствие значительного
* соответствие стадии развития
конфликта возможностям
* участие в переговорах сторон,
которые реально могут
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько стадий на некоторых из них переговоры могут быть не восприняты, так как еще рано или уже поздно, и возможны только ответные агрессивные действия.
Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
· первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров,
· вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, ик действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.
Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько этапов:
* подготовка к началу
* предварительный выбор позиции
(первоначальные заявления
* поиск взаимоприемлемого
* завершение (выход из возникшего
кризиса или переговорного
Подготовка к началу переговоров.
Перед началом любых
Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель и возможные результаты участия в переговорах:
* в чем состоит основная цель проведения переговоров (табл. 4.);
* какие есть в распоряжении
варианты. Реально переговоры проводятся
для достижения результатов
* если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон;
* в чем состоит
Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры; какая атмосфера ожидается; важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом.
Опытные переговорщики считают: от правильно организованной данной стадии на 50% зависит успех всей деятельности.
Вторая стадия переговоров - первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете, определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше для себя места.
Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной: аргументации (например, «задачи компании», «общий интерес») стороны пытаются укрепить свои позиции.
Если переговоры проходят с участием посредника, то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все возможное, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.
Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы.
Здесь возможны различные тактики начала переговоров:
- проявление агрессивности для
оказания давления на
- для достижения
- для достижения небольшого
доминирования возможно
- установление позитивных