Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель работы: исследование фестивалей народного творчества в системе международных культурных связей.
Задачи исследования:
- определить понятие и структуру фестиваля;
- проследить историю становления фестивальных традиций в Беларуси;
-изучить деятельность Международной Организации по Народному Творчеству (IOV) как основную структуру в области фестивального движения;
- проанализировать деятельность Международного Фестиваля народной музыки «Звіняць цымбалы і гармоник»;
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день поддержка,
развитие и популяризация национальной
культуры являются важными задачами
культурной политики многих стран мира.
Международные фестивали
Цель работы: исследование фестивалей народного творчества в системе международных культурных связей.
Задачи исследования:
- определить понятие и структуру фестиваля;
- проследить историю становления фестивальных традиций в Беларуси;
-изучить деятельность Международной Организации по Народному Творчеству (IOV) как основную структуру в области фестивального движения;
- проанализировать деятельность Международного Фестиваля народной музыки «Звіняць цымбалы і гармоник»;
- ознакомиться с особенностями Международного Фестиваля народного творчества «Венок Дружбы»;
- изучить деятельность Открытого фестиваля-конкурса молодёжных творческих работ «КРОКІ»;
Объект исследования:
международные фестивали народного творчества.
Предмет исследования:
деятельность фестивалей народного творчества в системе международных культурных связей.
Анализ литературы по теме:
были исследованы работы Сивуровой Л.П., Мазура В.Я и Макарова Е.А. по фестивальному менеджменту, публикации Скороходова У.П. и диссертация Гуда П.А. на тему народного творчества, информация с сайтов фестивалей народного творчества. Материалов по этим темам вполне достаточно. Однако в целом тема фестивалей народного творчества с точки зрения международных культурных связей не разработана.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- сбор информации из глобальной компьютерной сети;
- непосредственное участие и наблюдение за фестивалями;
- интервьюирование организаторов фестиваля.
Базы исследования работы:
- государственное учреждение культуры «Октябрьский центр досуга», г.п. Октябрьский, Гомельская область;
- районный методический центр народного творчества, г.п. Октябрьский, Гомельская область.
Выражаю благодарность в помощи сбора материала Сарнавскому Александру Яковлевичу, организатору фестиваля молодёжных творческих работ «Крокі» и Лойко Ирине Францевне, заместителю начальника отдела культуры Поставского района.
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1. Понятие и структура фестиваля
В современном обществе возрастает роль культурной деятельности в вовлечении человека в социум, в социализации и социальной адаптации личности, в укреплении общественных связей между людьми, решении проблем их совместного существования. Универсальную систему включения человека в процессы социализации, инкультурации и культурной коммуникации представляет собой празднично-фестивальная деятельность. Фестиваль является эффективной технологией, которая помогает решать художественно-эстетические, социально-педагогические и экономические задачи, реализует личностно-развивающую, социально-организующую, креативную функции культуры. [28]
Фестивальное движение исторически
сложилось и динамично
В отечественной литературе
до середины 1990-х годов сохранились
следующие трактовки понятия «
Фестиваль - это праздничная демонстрация достижений в каком-либо виде искусства. [4]
Несколько иное определение данного понятия даётся в толковом словаре Ушакова:
Фестиваль - это периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства. [30]
Более современное значение данного термина приводит Меньшиков А.М:
Фестиваль - это праздничное действо, которое состоит из цикла концертов, спектаклей и других мероприятий, объединенных тематически. Они происходят в торжественной обстановке. [15]
Однако я считаю эти понятия несколько односторонними. Современная социокультурная практика значительно расширяет границы этого явления и выявляет в нем многочисленные общественно-культурные ценности. Исходя из выше сказанного, возможно следующее определение данного понятия, которое более глубоко раскрывает его социокультурную сущность:
Фестиваль - это общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров профессионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением эстетических, социальных, педагогических задач. [13]
Само слово "фестиваль" происходит от латинского "festivus", что в переводе означает веселый, праздничный. Считается, что понятие "festival" возникло во Франции и обозначало "праздник", а затем попало в другие языки. [33]
Как форма социально-культурной деятельности фестиваль отличается от других видов культурных мероприятий (праздник, концерт, показ, шоу, смотр, конкурс и др.) наличием общехудожественных и научных целей и задач, масштабностью, разнообразием программы, широтой состава участников и др.
Программа фестиваля всегда носит комплексный характер. Его структура традиционно состоит из праздничного шествия участников по улицам города, торжественного открытия, разнообразных фестивальных мероприятий (концертных, конкурсных выступлений, выставок, презентаций, пресс-конференций и другие) и заключительного гала-концерта с награждением победителей. [2]
Программа фестиваля также включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия:
Мероприятия для зрительской аудитории - это массовые зрелища для разных категорий населения, направленные на удовлетворение их культурных потребностей и получение коммерческой прибыли. К ним относятся:
Мероприятия для участников, смысл которых - знакомство с социокультурной средой региона. Как правило, это мероприятия –
Мероприятия для специалистов сферы, руководителей творческих коллективов, администрации, направленные на формирование и развитие корпоративной культуры, стимулирование креативного потенциала, установление творческих контактов. В познавательном ключе это:
Мероприятия для представителей средств массовой информации, которые должны содействовать формированию имиджа фестиваля, пропаганде его идей среди широких кругов населения, популяризации творчества артистов-участников, получению организаторами экономической выгоды. Для эффективной работы прессы организуется пресс-центр, готовится специальная программа работы и отдыха представителей средств массовой информации. Программа работы с прессой включает пресс-конференции с организаторами фестиваля, представителями местной администрации и специалистами органов управления, знаменитыми артистами и участниками фестивальных мероприятий. [1]
Классифицировать современные фестивали можно по многим аспектам, одним из которых является вид искусства, который представляет определённый фестиваль:
Так как объектом моего исследования является последний из перечисленных видов искусства, то его я хочу рассмотреть более подробно.
Фестиваль народно творчества - общественно-культурная, художественная акция, которая отражает культурные интересы и традиции определенных этнических общностей. Такой фестиваль проводятся в целях сохранения, развития, популяризации, обеспечения преемственности фольклорного искусства как основной части (ядра) национальной культуры. Фестиваль народного творчества подчёркивает синкретический (неделимый на виды и жанры) характер традиционной народной культуры, демонстрируют степень сохранности элементов календарных и семейных обрядов, виды и формы, стили и направления освоения произведений народного искусства в современной музыкальной культуры, актуализируя ее роль в современной социально-культурной действительности (практике).[22]
Фестивальное движение народного творчества в Беларуси - это особая страница культурного развития нашей страны. Как и любое другое явление культуры, он проявляется в разных пространственно временных измерениях, имеет свою историю, теорию и практику. По вертикали ему присущи качественные жанрово-видовые характеристики, по горизонтали - территориально-количественные. Указанные трансформации отражают динамику определенных культурных процессов в нашем обществе, социодинамику белорусской культуры в целом. [26]
В фестивальной деятельности
принимают широкое участие
В основу классификации фестиваля народного творчества может быть положен социально-демографический принцип.
По возрастным характеристикам участников фестивали могут подразделяться на:
по роду основного занятия, профессиональной принадлежности –
по национально-культурной принадлежности представителей национальных меньшинств, проживающих на территории Беларуси:
По административно-
Информация о работе Международные фестивали народного искусства