Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель работы: исследование фестивалей народного творчества в системе международных культурных связей.
Задачи исследования:
- определить понятие и структуру фестиваля;
- проследить историю становления фестивальных традиций в Беларуси;
-изучить деятельность Международной Организации по Народному Творчеству (IOV) как основную структуру в области фестивального движения;
- проанализировать деятельность Международного Фестиваля народной музыки «Звіняць цымбалы і гармоник»;
Фестивали народного
творчества выполняют
Такие фестивали играют важную роль в процессе выявления и поддержки талантливых личностей и коллективов, создают благоприятную атмосферу для их творческого самовыражения, активизируют обмен художественными идеями, содействуют налаживанию творческих контактов. В ходе фестивальной деятельности предоставляются возможности для самореализации тысяч участников художественного творчества, которые имеют природный талант и любовь к искусству. Посредством проведения фестивалей, смотров, конкурсов создается система стимулирования их творчества, среди которых основным является общественное признание. В этом заключается также психологический и педагогический эффект фестивальных мероприятий. Особое значение это имеет для творческой молодежи, которая находится на этапе профессиональной ориентации и выбора жизненного пути. Художественно одаренные дети и молодежь попадают в поле зрения специалистов. Победа в творческих конкурсах и лауреатские звания участников фестивалей предопределяют выбор профессии и предоставляют возможности для дальнейшей творческой самореализации, способствуют получению специального образования в области культуры и искусства. [21]
Художественными результатами
фестивальной деятельности становится
создание новых произведений, художественных
программ, совершенствование
Массовые акции способствуют
привлечению внимания
Научно - образовательная функция фестивалей народного искусства заключается в том, что они являются предметом культурологического исследования и анализа, стимулирует исследование проблем развития народного художественного творчества на научно-теоретическом уровне. [14]
Фестиваль народного творчества является формой корпоративных отношений специалистов сферы народного творчества: руководителей художественных коллективов, музыкантов, режиссеров, мастеров декоративно-прикладного искусства. Он служит целям обобщения и трансляции положительного опыта и знаний.
Образовательный компонент
реализуется путем организации
творческих лабораторий, школ
передового опыта для
Таким образом, современный фестиваль это - общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров профессионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением эстетических, социальных, педагогических задач. Фестиваль имеет широкую программу, которая включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия. В эти мероприятия вовлекаются разные группы населения, которым открывается возможность свободного выбора форм участия в программе фестиваля: от простого наблюдения до непосредственного участия.
Фестивали подразделяются на различные виды искусства, одним из которых является фестиваль народного творчества. На сегодняшний день это форма сотрудничества между различными специалистами в сфере народного творчества, возможность обмена опытом и традициями. Он классифицируется по нескольким принципам, а также имеет различные функции. Это традиционная для Беларуси форма проявления творческих успехов и достижений, как отдельных участников, так и целых коллективов. Участие в фестивале даёт прекрасную возможность для выявления и поддержки талантливой молодёжи, совершенствования профессионального мастерства коллективов, уже имеющих высокий уровень профессионализма. Также фестиваль народного творчества - это способ стимулирования развития национальной культуры, пропаганды лучших образцов национальной и мировой культуры. Кроме этого фестиваль выполняет научно-образовательную функцию.
1.2 Становление
фестивальных традиций в
Коллективные формы
Формообразующей основой
коллективных праздничных отношений
является их строгое целевое назначение.
Немаловажны факторы
Одной из наиболее распространенных
форм коллективного праздника
Фесты, как правило, проводились в честь христианских святых на протяжении всего года. Причем существовала устойчивая традиция их приурочивания не только к конкретному дню, но и к конкретной местности. "Хвэст спраўляюць і маюць свой асабісты ў самай маленькай вёсачцы", - отмечал А.Сержпутовский []. П.В. Шейн пишет следующее: "Фэст азначае мясцовае храмавае свята, царкоўную ўрачыстасць у гонар таго святога, імем якога названыя царква ці касцёл». [32]
По сравнению с ярмаркой, фест носил более торжественный характер. Он обязательно начинался богослужением с участием религиозных лиц, а при их отсутствии - коллективным молебном. К этому дню жители деревни готовились особенно: "Дзе-небудзь на канцы вуліцы, на ўзгорачку пад каржакаватым дрэвам з гняздом бацяна ставяць каплічку або цэркаўку і там жа на дрэве ці на слупе вешаюць маленькі звон. На хвэст яшчэ зрана пачыпаюць званіць. Потым прыязджае поп з дзяком, служыць там малебство, а калі папа няма, то старыя мужчыны збіраюцца і самі моляцца, як умеюць" [20]
После торжественной части начинались празднования с участием всех жителей деревни и гостей. "На хвэст збіраюцца людзі з суседніх вёсак: сябры, родныя, знаёмыя. Прыходзіць моладзь людзей паглядзець і сябе паказаць, ды паскакаць на ігрышчах ці пашуткаваць і пажартаваць з дзяўчатамі. У гэты дзень пяюць усе — і старыя, і малыя. Да вечара доўжацца песні, скокі, дужанкі і розныя гутаркі, як звыкло ў хвэст". [20]
Ярмарка - это праздничный базар, который проходил в определенное время года и также сопровождался народными гуляниями, забавами и другими потехами. "Звычайна ў час кірмашоў у горадзе давала спектакль трупа вандроўных акцёраў, у балаганах выступалі камелыянты і штукары, калі–нікалі прыязджаў перасоўны цырк, цыгане вадзілі мядзведзяў, пацяшаючы публіку рознымі фокусамі і скокамі. Тут жа працавалі шынкі, чайныя, каруселі, уразнос гандлявалі бублікамі, пернікамі, арэхамі, цукеркамі і іншымі ласункамі. Усё гэта ўносіла навізну і разнастайнасць у жыццё гараджан" [5]
Местами проведения
ярмарок были населенные
Появление ярмарок на белорусской территории Великого княжества Литовского связано с бурным ростом городов и выделением в их среде ремесленного и купеческого сословий. Слово «кірмаш» ("kirmes"), немецкого происхождения. Считается, что оно было завезено немецкими купцами в ХIV– XV вв. Первоначально оно означало храмовый праздник по случаю освящения церкви. В связи с тем, что торговые площади, как правило, находились перед храмовым зданием, то именно они с течением времени стали местом заключения деловых операций, торговли и увеселений. Позже вследствие негативного отношения духовенства к атмосфере праздничных торгов и народных гуляния во время ярмарок, где нередкой явлением было неприкрытое богохульство в выступлениях скоморохов, танцах, песнях, шутках, других забавах, церковь перестала принимать участие в ярмарочных акциях. [6]
Таким образом, ярмарки, главной чертой которых была торговля, товарообмен, стали прочной формой экономических связей и в значительной степени компенсировали недостаточную развитость стационарной торговли в белорусских городах вплоть до конца XIX в.
Вместе с тем, их распространенность
в то время и популярность среди
людей объясняется
Таким образом, фесты и ярмарки отражали праздничный, так называемый "досуговый" быт людей. Они были направлены на сближение людей в общение и отдых, организовывали время, свободное от основных промысловых и земледельческих занятий. Устойчивая приуроченность к определенному времени и месту, ясность и естественность задач, которые они выполняли, открытый и нерегламентированный доступ к участию в них были главными условиями жизнеспособности фестов и ярмарок.
Развитие этих форм коллективного отдыха, хотя и видоизменённых, мы наблюдаем и в наше время. Но в своём современном виде фестивали больше напоминают не местную, а заимствованную традицию. Она берет начало в олимпийских и других играх Древней Греции и соревнованиях средневековых трубадуров. Сначала они носили характер торжественных шествий, потом превратились в театрализованные представления, приуроченные к определенным событиям. [33]
В отличие от аналогичных мероприятий, связанных с профессиональным искусством, фестивали народного творчества наиболее соответствуют своему традиционному прототипу. Места их проведения приближаются к крестьянскому быту и природной среде. Происходят эти мероприятия чаще всего в небольших городках или деревнях, для которых республиканский или областной праздник становится значимым событием.
Традиционно фестивальные культурные акции в Беларуси базировались на мощном фундаменте - христианской религиозности и опирались на тщательно выстроенный земледельческий календарь, который был близок и понятен каждому крестьянину. Нормы культурной жизни земледельца вырабатывались и закреплялись на протяжении веков, культурная традиция аккумулировала в себе опыт, необходимый для воспроизводства человека как биологического вида. [ 21]
Разумеется, стремительное
и противоречивое время XX века внесло
свои коррективы. Эти годы стали
переломным этапом не только в экономическом,
политическом, но и культурном развитии
нашей страны. Здесь, как и в
других сферах, происходит постепенный
переход к принципам
Этому способствовала деполитизация
культурной жизни белорусского народа,
освобождение творческой инициативы населения.
В отличие от советской системы
организации общественно-
В это время наметился
процесс обновления фестивальной деятельности.
Со сменой политико-идеологических постулатов
белорусского государственности, произошло
расширение культурных границ, активизировалась
культурное взаимодействие с зарубежными
странами, стало возможными проведение
международных фестивальных мероприятий
с участием представителей других стран
и выезд белорусских
Информация о работе Международные фестивали народного искусства