Международные фестивали народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование фестивалей народного творчества в системе международных культурных связей.
Задачи исследования:
- определить понятие и структуру фестиваля;
- проследить историю становления фестивальных традиций в Беларуси;
-изучить деятельность Международной Организации по Народному Творчеству (IOV) как основную структуру в области фестивального движения;
- проанализировать деятельность Международного Фестиваля народной музыки «Звіняць цымбалы і гармоник»;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

 Фестивали народного  творчества выполняют различные  социальные функции. Их проведение  подчинено целям стимулирования  развития национальной культуры, пропаганды лучших образцов национальной  и мировой культуры, отдельных  видов и жанров народного искусства.

Такие фестивали играют важную роль в процессе выявления и поддержки талантливых личностей и коллективов, создают благоприятную атмосферу для их творческого самовыражения, активизируют обмен художественными идеями, содействуют налаживанию творческих контактов. В ходе фестивальной деятельности предоставляются возможности для самореализации тысяч участников художественного творчества, которые имеют природный талант и любовь к искусству. Посредством проведения фестивалей, смотров, конкурсов создается система стимулирования их творчества, среди которых основным является общественное признание. В этом заключается также психологический и педагогический эффект фестивальных мероприятий. Особое значение это имеет для творческой молодежи, которая находится на этапе профессиональной ориентации и выбора жизненного пути. Художественно одаренные дети и молодежь попадают в поле зрения специалистов. Победа в творческих конкурсах и лауреатские звания участников фестивалей предопределяют выбор профессии и предоставляют возможности для дальнейшей творческой самореализации, способствуют получению специального образования в области культуры и искусства. [21]

Художественными результатами фестивальной деятельности становится создание новых произведений, художественных программ, совершенствование профессионального  мастерства исполнителей, открытие новых  имен. Они становятся одним из способов торжественной демонстрации достижений в определенных областях художественной культуры и призваны способствовать ее восстановлению, обеспечению преемственности  и сохранению. [17]

 Массовые акции способствуют  привлечению внимания общественности  к проблемам развития народной  художественной культуры, расширяют  границы художественных интересов  на различные группы населения.  Фестивали способствуют формированию  эстетических вкусов местного  населения, его обращения к корневым формам народной культуры.                 [31]

Научно - образовательная  функция фестивалей народного искусства  заключается в том, что они  являются предметом культурологического исследования и анализа, стимулирует исследование проблем развития народного художественного творчества на научно-теоретическом уровне.   [14]

Фестиваль народного творчества является формой корпоративных отношений  специалистов сферы народного творчества: руководителей художественных коллективов, музыкантов, режиссеров, мастеров декоративно-прикладного  искусства. Он служит целям обобщения  и трансляции положительного опыта  и знаний.

 Образовательный компонент  реализуется путем организации  творческих лабораторий, школ  передового опыта для руководителей  художественных коллективов. В  ходе фестиваля организуются  научно практические конференции,  фольклорные чтения, семинары, практикумы, мастер классы, творческие лаборатории  и др. [8]

Таким образом, современный  фестиваль это - общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов  и жанров профессионального и  любительского искусства, характеризуется  комплексным решением эстетических, социальных, педагогических задач. Фестиваль  имеет широкую программу, которая  включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия. В эти  мероприятия вовлекаются разные группы населения, которым открывается  возможность свободного выбора форм участия в программе фестиваля: от простого наблюдения до непосредственного  участия.

 Фестивали подразделяются на различные виды искусства, одним из которых является фестиваль народного творчества. На сегодняшний день это форма сотрудничества между различными специалистами в сфере народного творчества, возможность обмена опытом и традициями. Он классифицируется по нескольким принципам, а также имеет различные функции. Это традиционная для Беларуси форма проявления творческих успехов и достижений, как отдельных участников, так и целых коллективов. Участие в фестивале даёт прекрасную возможность для выявления и поддержки талантливой молодёжи, совершенствования профессионального мастерства коллективов, уже имеющих высокий уровень профессионализма. Также фестиваль народного творчества - это способ стимулирования развития национальной культуры, пропаганды лучших образцов национальной и мировой культуры. Кроме этого фестиваль выполняет научно-образовательную функцию.

 

1.2 Становление  фестивальных традиций в Беларуси 

 

Коллективные формы праздничного отдыха, как значительная составляющая часть социально - культурной жизни  общества, ярко демонстрируют устойчивые взаимосвязи с его экономической  и политической сферами. В своем  историческом развитии они отражают не только эти аспекты существования  общества, различные стороны его  массового сознания, а также и  менталитет народа. Формирование и  трансформация этих культурных норм у белорусов происходило в  рамках общеевропейского социально-экономического процесса. Анализируя как пути становления  форм праздничной деятельности, так  и их современные формы, можно  обнаружить их взаимовлияние и общее  содержание, а также национально-культурную специфику.

Формообразующей основой  коллективных праздничных отношений  является их строгое целевое назначение. Немаловажны факторы общественной поддержки - пути формирования социально-культурной инициативы, соответствие национальным религиозным традициям, удобные  территориальные условия. [2]

Одной из наиболее распространенных форм коллективного праздника является фестиваль. Историю его становления в Беларуси можно проследить с далёких времён. В то время популярными формами праздничного отдыха в городах и деревнях Беларуси  были фесты и ярмарки. При всей схожести друг с другом они были явлениями разного порядка.

 Фесты, как правило, проводились в честь христианских святых на протяжении всего года. Причем существовала устойчивая традиция их приурочивания не только к конкретному дню, но и к конкретной местности. "Хвэст спраўляюць і маюць свой асабісты ў самай маленькай вёсачцы", - отмечал А.Сержпутовский []. П.В. Шейн пишет следующее: "Фэст азначае мясцовае храмавае свята, царкоўную ўрачыстасць у гонар таго святога, імем якога названыя царква ці касцёл». [32]

По сравнению с ярмаркой, фест носил более торжественный  характер. Он обязательно начинался  богослужением с участием религиозных  лиц, а при их отсутствии - коллективным молебном. К этому дню жители деревни  готовились особенно: "Дзе-небудзь  на канцы вуліцы, на ўзгорачку пад  каржакаватым дрэвам з гняздом бацяна ставяць каплічку або цэркаўку і  там жа на дрэве ці на слупе вешаюць  маленькі звон. На хвэст яшчэ зрана  пачыпаюць званіць. Потым прыязджае  поп з дзяком, служыць там малебство, а калі папа няма, то старыя мужчыны  збіраюцца і самі моляцца, як умеюць" [20]

После торжественной части  начинались празднования с участием всех жителей деревни и гостей. "На хвэст збіраюцца людзі з  суседніх вёсак: сябры, родныя, знаёмыя. Прыходзіць моладзь людзей паглядзець і сябе паказаць, ды паскакаць на ігрышчах ці пашуткаваць і пажартаваць з дзяўчатамі. У гэты дзень пяюць усе — і старыя, і малыя. Да вечара доўжацца песні, скокі, дужанкі і розныя гутаркі, як звыкло ў хвэст". [20]

Ярмарка - это праздничный базар, который проходил в определенное время года и также сопровождался народными гуляниями, забавами и другими потехами. "Звычайна ў час кірмашоў у горадзе давала спектакль трупа вандроўных акцёраў, у балаганах выступалі камелыянты і штукары, калі–нікалі прыязджаў перасоўны цырк, цыгане вадзілі мядзведзяў, пацяшаючы публіку рознымі фокусамі і скокамі. Тут жа працавалі шынкі, чайныя, каруселі, уразнос гандлявалі бублікамі, пернікамі, арэхамі, цукеркамі і іншымі ласункамі. Усё гэта ўносіла навізну і разнастайнасць у жыццё гараджан" [5]

 Местами проведения  ярмарок были населенные пункты  городского типа, которые находились  на перекрестке торговых путей.

Появление ярмарок на белорусской  территории Великого княжества Литовского связано с бурным ростом городов  и выделением в их среде ремесленного и купеческого сословий. Слово «кірмаш» ("kirmes"), немецкого происхождения. Считается, что оно было завезено немецкими купцами в ХIV– XV вв. Первоначально оно означало храмовый праздник по случаю освящения церкви. В связи с тем, что торговые площади, как правило, находились перед храмовым зданием, то именно они с течением времени стали местом заключения деловых операций, торговли и увеселений. Позже вследствие негативного отношения духовенства к атмосфере праздничных торгов и народных гуляния во время ярмарок, где нередкой явлением было неприкрытое богохульство в выступлениях скоморохов, танцах, песнях, шутках, других забавах, церковь перестала принимать участие в ярмарочных акциях. [6]

Таким образом, ярмарки, главной  чертой которых была торговля, товарообмен, стали прочной формой экономических  связей и в значительной степени  компенсировали недостаточную развитость стационарной торговли в белорусских  городах вплоть до конца XIX в.

Вместе с тем, их распространенность в то время и популярность среди  людей объясняется возможностями  для реализации во время ярмарки  не только материальных, но и духовных, культурных потребностей. Современники писали, что "людзі наведваюць ярмарку, каб паспяваць, паскакаць, пакачацца  на арэлях"; "кірмаш ― гэта месца  збліжэння моладзі, куды з'яўляюцца дамарошчаныя музыканты, дудары, пад  музыку якіх моладзь скача мясцовыя танцы, а также "высматривают женихов и невест" [6]

Таким образом, фесты и ярмарки отражали праздничный, так называемый "досуговый" ​​быт людей. Они были направлены на сближение людей в общение и отдых, организовывали время, свободное от основных промысловых и земледельческих занятий. Устойчивая приуроченность к определенному времени и месту, ясность и естественность задач, которые они выполняли, открытый и нерегламентированный доступ к участию в них были главными условиями жизнеспособности фестов и ярмарок.

Развитие этих форм коллективного  отдыха, хотя и видоизменённых, мы наблюдаем  и в наше время. Но в своём современном  виде фестивали больше напоминают не местную, а заимствованную традицию. Она берет начало в олимпийских  и других играх Древней Греции и соревнованиях средневековых  трубадуров. Сначала они носили характер торжественных шествий, потом превратились в театрализованные представления, приуроченные к определенным событиям. [33]

В отличие  от аналогичных  мероприятий, связанных с профессиональным искусством, фестивали народного творчества наиболее соответствуют своему традиционному прототипу. Места их проведения приближаются к крестьянскому быту и природной среде. Происходят эти мероприятия чаще всего в небольших городках или деревнях, для которых республиканский или областной праздник становится значимым событием.

Традиционно фестивальные культурные акции в Беларуси базировались на мощном фундаменте -  христианской религиозности  и опирались на тщательно выстроенный  земледельческий календарь, который  был близок и понятен каждому  крестьянину. Нормы культурной жизни  земледельца вырабатывались и закреплялись на протяжении веков, культурная традиция аккумулировала в себе опыт, необходимый  для воспроизводства человека как  биологического вида. [ 21]

Разумеется, стремительное  и противоречивое время XX века внесло свои коррективы. Эти годы стали  переломным этапом не только в экономическом, политическом, но и культурном развитии нашей страны. Здесь, как и в  других сферах, происходит постепенный  переход к принципам демократии, кардинально меняются общественные идеалы. Характерной особенностью нового этапа развития белорусского общества с середины 90-х гг. ХХ в. стали изменения  культурологического порядка, которые  проявились в динамике форм социально-культурной активности. Движение народного творчества как явление наиболее массовое отражало эволюцию общественного сознания в направлении ее многомерности, обнаружило в ней процессы углубления и расширения национально-культурных интересов.

Этому способствовала деполитизация  культурной жизни белорусского народа, освобождение творческой инициативы населения. В отличие от советской системы  организации общественно-культурной жизни теперь стала очевидной  разнонаправленность  векторов социально-культурной инициативы. Наличие в ней одновременно центробежных и центростремительных  тенденций привела, во-первых, к перемещению  акцентов фестивальной активности из центра на периферию, а во-вторых, к  множественности культурных интересов  и вариативности форм их проявления, которые базируются на объединении усилий творческих личностей и властных структур при общественной поддержке творческой инициативы. [24]

В это время наметился  процесс обновления фестивальной деятельности. Со сменой политико-идеологических постулатов белорусского государственности, произошло  расширение культурных границ, активизировалась культурное взаимодействие с зарубежными  странами, стало возможными проведение международных фестивальных мероприятий  с участием представителей других стран  и выезд белорусских коллективов  на международные мероприятия. [25]

Информация о работе Международные фестивали народного искусства