Миф и его место в истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Миф и культура 4
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 8
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 10
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального образования

«Калининградский  государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО  «КГТУ»)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине « Культурология»

 

На тему: «Миф и его место в истории культуры»

 

 

 

                 Выполнил:

    Студент 1 курса, группа № 12-ЗЭК

                                 Янчевская Александра Александровна      

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград     2013

Содержание

Введение 3

Глава I. Миф  и культура 4

1. 1. Понятие  мифа и мифологии и их значение  в жизни человека 4

1. 2. Основные  тематические циклы мифов и  их содержание. 6

1. 3. Выражение  общечеловеческих ценностей и  социальных норм в мифологии 8

Глава II. Соотношение  мифологии с другими философскими понятиями 10

Список использованной литературы 13

 

 

 

 

 

Введение

Миф есть не только исторически  первая форма культуры, но и изменения  душевной жизни человека, сохраняющееся  и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что  он представляет собой бессознательное  смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

В обыденном понимании  мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически  сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость  изучения мифологии всесторонне  во взаимосвязи ее с другими науками  и философскими понятиями и категориями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Миф и культура

1. 1. Понятие мифа  и мифологии и их значение  в жизни человека

Миф - наиболее древняя система  ценностей. Считается, что в целом  культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане  в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное  значение. Развитие науки и цивилизации  часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций  и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и  ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой  гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной  конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых  простых способов упорядочивания его  деятельности. В ранних и примитивных  культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который  можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах  уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание  животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские  мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом  и более широкой публике оказались  доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического  развития более или менее развитая мифология существовала практически  у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются  в мифологических циклах разных народов.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания  и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей  в осознании окружающей его природной  и социальной стихии, сущности человека.

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Основные тематические  циклы мифов и их содержание

Среди всего множества  мифических преданий и рассказов  принято выделять несколько важнейших  циклов. Назовем их:

  • космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной(космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения;
  • антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества (антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя);
  • мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ (мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь;
  • эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен (эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы  подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной  потребности людей объяснить  происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический  характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и  анализа мира. Какие же особенности  отличают мифологическое сознание?

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной  стихии: природа, общество и человек  слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных  понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее  за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном  времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет  эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и  мифотворчество в истории человеческого  общества и человеческой культуры?

Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

Они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливали  связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.

Они являлись каналом, по которым  одно поколение передавало другому  накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

 

 

 

 

 

 

1. 3. Выражение общечеловеческих  ценностей и социальных норм  в мифологии

Мифология выполняет функцию  объяснения и легитимации социальных норм. Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный, естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его происхождения, идеологического оправдания его  существования и неизменного  сохранения.

Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные  для мифологии представления  о божественном первоисточнике правил человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об обусловленности  норм человеческого общения (дозволений и запретов) более широкими и глобальны  ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами и порядками (с теми или  иными изменениями и модификациями) сохраняют свое значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.

Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил поведения божественным началам  является само собой разумеющимся моментом общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах, создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное (природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.

Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и  наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства  в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей  от божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные  между собой представления о  божественной справедливости, правила  религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и  судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после  смерти - за те или иные прегрешения  или проступки. Этот страх успешнее всего культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и загробный суд богов.

Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на источники древнего права - нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.

Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика  полностью вытесняется из жизни.

Миф выступает способом существования  права. Закон фундируется мифом, а миф настраивает на веру в  правосудие.

В специфичном контексте  мифологической интерпретации победа добра над злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.

Политико-правовые умения и  знания людей возводятся к некоторому нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В ряде мифологических сказаний и гимнов в  качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям неминуемая и суровая кара.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Соотношение мифологии  с другими философскими понятиями

Мифология находится в  тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что  основой здесь является культовая  система, т. е. система обрядовых  действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.

Информация о работе Миф и его место в истории культуры