Миф и его место в истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Миф и культура 4
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 8
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 10
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Вера - свойство человеческого  сознания, есть вера в идеалы в любом  мировоззрении. Основная функция религии  состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и  миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к  основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся  в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии  часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании  смысла жизни, в миропонимании и  т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в  сверхъестественное, в чудо, что  непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются  все ценности религии. Культура, как  правило, модифицирует становление  религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.

Параллельно с мифом и  религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство  есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении  и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает  для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации  автором явлений окружающего  мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы  о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано  с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит  Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к  анализу этих вопросов от мифологического.

В самом деле - уже в  мифах, как известно, были предприняты  попытки ответить на вопросы о  происхождении Вселенной (космогонические  мифы), человека и человеческого  общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену.

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим:

  • миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества;
  • миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях;
  • миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа;
  • миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями;
  • миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кун Н., Легенды и мифы Древней Греции— Спб.: Паритет, 2009 г.- 448 с.
  2. Культурология. Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. Разд.2 Гл.1. «Миф как форма культуры».
  3. Загробный мир. Мифы разных народов: Владимир Петрухин — Спб.: АСТ, Астрель, 2010 г.- 416 с.
  4. Мир античных мифов: — М.:, Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2009 г.- 348 с.
  5. Разрушители научных мифов. 250 удивительных фактов из мира науки: Крис Смит — М.:, Поколение, 2007 г.- 336 с.
  6. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 


Информация о работе Миф и его место в истории культуры