Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.
Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция.

Содержание работы

Введение. – стр. 2
Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа. – стр. 3
Функции мифа. – стр. 6
Современные мифы и их роль в культуре. – стр. 8
Заключение. – стр. 11
Список литературы. – стр. 12

Файлы: 1 файл

Культурология - Мифология как явление духовной культуры (Реферат).docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение. – стр. 2
  2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа. – стр. 3
  3. Функции мифа. – стр. 6
  4. Современные мифы и их роль в культуре. – стр. 8
  5. Заключение. – стр. 11
  6. Список литературы. – стр. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного  производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают  как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся  культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.

Различия материальной и  духовной культуры исторически обусловлены  конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают  составными частями целостной системы  культуры; во-вторых, происходит все  большая их интеграция.

Следует заметить, что под  материальной культурой понимается не столько создание предметного  мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого  существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных  человеческих потребностей, позволяющих  людям адаптироваться к биологическим  и социальным условиям жизни.

Эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью  его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека –  это не простой обмен веществ  как у какой-нибудь амебы. Жизнь  человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком  человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс  их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять  духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.

Таким образом, духовная культура — это система знаний и мировоззренческих  идей, присущих конкретному культурно-историческому  единству или человечеству в целом.

 

 

 

  1. Миф как явление культуры. Культурологические

концепции изучения мифа.

 

Исторически первой формой духовной культуры является мифология. Ранее мифология была общей почвой, на которой произрастали и религия, и философия, и искусство, которые  первоначально еще не разграничивались в качестве особых, отдельных областей культуры. Миф- наиболее ранний феномен духовной культуры. Мифология выступает как форма общественного сознания, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Целая эпоха духовной жизни  человечества, формирование и расцвет  древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар  природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало  «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о  Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало  Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители  своими руками возвели их и сделали  фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские  вопросы, пытались разгадать загадки  Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно  же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф - это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни. Слово «миф» означает повествование, предание. Сначала мифы- это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы складываются в систему жизненных представлений народа, то есть мифологию. Многие мифы разных народов заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении и «функционировании» наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождению мира, много внимания в мифологии уделялось и происхождению людей, рождению, стадии жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его пути. Особое место занимают мифы о культурных достижениях людей - добывании огня, изобретении ремесла, земледелии, обычаях, обрядах. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций. Мифология оказала огромное влияние на все стороны духовной и материальной жизни людей.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект) .

В изучении мифологического  материала можно выделить несколько  подходов . Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).

Среди всего множества  мифических преданий и рассказов  принято выделять несколько важнейших  циклов:

- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

- эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

Космогонические мифы, как  правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о  культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы  подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной  потребности людей объяснить  происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический  характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и  анализа мира.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной  стихии: природа, общество и человек  слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных  понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее  за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном  времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет  эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

  1. Функции мифа.

Русский ученый Б.Л. Борисов  полагает, что миф — многоуровневая система. Среди множества ее функций наиболее существенны следующие:

- аксиологическая, или ценностная. Выражает качественное состояние предмета или идеи.

- семиотическая, или знаковая. Это чтение текстов на специфическом языке знаков.

- гносеологическая, или познавательная: опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире.

- коммуникационная (функция трансляции). Это механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

Известный российский культуролог  Л.Г. Ионин полагает, что «миф есть фундаментальная форма строения реальности». Миф формирует жизнь  как единство. Это значит, что  он обеспечивает, с одной стороны, единство субъекта и объекта, с другой — единство представления и действия. При этом Л.Г. Ионин выделяет несколько  функций мифа .

1. Энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом.

2. Созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов.

3. Формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком.

4. Воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов.

5. Формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия — это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика — это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объектом, то есть территорией. В то же время эти мифы энергитизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные мифы и их роль в культуре.

 

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ,  всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.

Для XX века большое значение приобретает  политический  миф, ведущий к санкранизации государства,  «нации», «расы», и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма.  Причем  используемый миф оказывается то традиционно религиозным,  как древнегерманская мифология;  то сконструированным в рамках буржуазной философии; то   демагогически абсолютизированной  реальной  общностью, как «нация», «народ» и др.

Некоторые особенности  мифологического  мышления могут сохраняться в  массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой  научной логикой.

Информация о работе Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа