Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:19, реферат
Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.
Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция.
Введение. – стр. 2
Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа. – стр. 3
Функции мифа. – стр. 6
Современные мифы и их роль в культуре. – стр. 8
Заключение. – стр. 11
Список литературы. – стр. 12
Каких-нибудь 10 лет назад, во время «перестройки», ситуации казалась предельно простой: нужно отбросить обветшавшие мифы и строить новый мир без иллюзий и лжи. Однако крах тоталитарной мифологии не привел к демифологизации общественного сознания. Скорее наоборот, он стал мощным стимулом нового мифотворчества. Социальное расслоение, этнические конфликты, локальные войны и террористические акты, ложь политиков и их бездарность - вот те дрожжи, на которых оно поднимается.
Общее разочарование в глобальных ценностях соединяется ныне с доверчивостью к всякого рода слухам и скандальным разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров, общественное сознание готово принять на веру любую гипотезу о близком конце света или о тотальной коррупции в высших эшелонах власти. Тем более что эти гипотезы, по-видимому, не так уж и далеки от истины. Наша действительность (нравится нам это или нет) стала временем тотального мифотворчества.
Выделяют четыре группы современных мифов. Это, во-первых, мифы политической и общественной жизни, которые создаются главным образом политиками и журналистами; во-вторых, мифы этнической и религиозной самоидентификации (например, различные мифы о России и православии их прошлом и современном состоянии); в-третьих, мифы, связанные с нерелигиозными верованиями (например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.); наконец, мифы массовой культуры, и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни.
Миф как способ легитимации власти. Стиль русской истории на протяжении веков определял великий миф о добром царе - устроителе народной жизни. После революции образ правителя демократизировался: он прост и доступен, окружен соратниками. Однако уже через несколько лет был создан образ «Хозяина», напоминающего фигуры Петра I и Ивана Грозного, окруженного «исполнителями» и «оберегателями» наподобие Малюты Скуратова. При Хрущеве образ власти вырождается, а при Брежневе миф окончательно теряет связь с жизнью и спускается до анекдота.
Правление Ельцина как бы вобрало в себя 70 лет советской власти, только в ускоренном темпе и в жанре анекдота. Сначала - революционный период с мифом о страдальце Ельцине, гонимом коммунистами за борьбу с привилегиями, простом и человечном. Отличие от 1917 года в том, что большевики действительно страдали, а «молодые реформаторы» вполне благополучно делали карьеру при старом режиме. На следующем этапе - попытка сакрализации власти. Глава государства величав и солиден, близок с «другом Биллом» и «другом Гельмутом», рядом с ним вместо «молодых реформаторов» военные и охранники типа Коржакова. Нынешний этап правления определяется как «необрежневский»: мы видим дряхлого старца, сохранившего одно желание - удержаться у власти.
Тем, кто претендует на власть
в России, необходимо, считаясь с
мифом, выступать в роли борцов -
с коррупцией или криминалом, противопоставляя
им справедливость, «революционную»
или «демократическую»
Четвертая власть. Одна из особенностей современных мифов заключается в том, что они распространяются с помощью СМИ. Представление о СМИ как о четвертой власти является мифом, ибо властей в России всего две: первая - исполнительная (она же верховная) и вторая - законодательная, которая задним числом дает легитимацию действиям власти исполнительной. Сущностно важные идеи рождаются именно в органах власти, а не в СМИ и только тиражируются последними. Вообще деятельность СМИ заключается в том, что они распространяют мифы, которые маскируют под информацию.
Покой, порядок и заговоры против обывателей. Особое внимание, в современных мифах, уделено проблеме обыденного мышления. Можно охарактеризовать три константы массового сознания («покой», «порядок» и «справедливость»). Именно такой системой ценностей обусловлен бытовой консерватизм, который обращается к прошлому как к идеалу, ибо оно кажется уже застывшим и неизменным.
Так же, в ХХ веке, появились мифы о заговорах и внутренних врагах. «Миф о заговоре против России», в частности популярной нынче в народе концепции жидомасонского заговора. «Миф власти и синдром «внутреннего врага»», где разворачивается целый веер теорий заговора, сочиненных нашими боязливыми современниками: теория всемирного заговора извращенцев, теория зомбирования через телевидение, концепция войны континентов и вторжения инопланетян, теория о силах, которые хотят остановить историю (США, ислам), и другие, не менее экзотические. Уверенность власти в возможности манипулирования массами, основывается не на убеждении в эффективности технологий и «тайных знаний», стоящих за ними, а на вере в самих «технологов», способных совершить для власти очередное «чудо».
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?
Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека.
Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.
Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Стремлением человека к целостному и гармоничному мировоззрению, свободе и полноте жизни объясняется востребованность и действенность мифологии в искусстве, политике, философии, религии и даже самой науке. Упование на Царство Небесное и идея коммунизма, образ сверхчеловека и учение об «абсолютном духе», предсказание о Богочеловечестве и сказки Голливуда, предания о молочных реках и этика «благоговения перед жизнью», мудрость суфиев и теория «эпистемологического анархизма» - и множество других столь разнообразных, часто несовместимых друг с другом явлений культуры, есть отражение в сознании людей неизбывной тоски о потерянном рае и надежды в него вернуться.
1.Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С. Гуревич
Знание,1996.
2.Миф как форма культуры
//Культурология: Учебное
Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.
3.Вейденгамлер Ю. О сущности ценностей / Ю.Вейденгамлер //
Культурология. ХХ век. - 1999.
4.ТопковА. Мифы и мифология в современной России / А.Топков //
Статья с международной
конференции, организованной
Информация о работе Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа