Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.
Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция.

Содержание работы

Введение. – стр. 2
Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа. – стр. 3
Функции мифа. – стр. 6
Современные мифы и их роль в культуре. – стр. 8
Заключение. – стр. 11
Список литературы. – стр. 12

Файлы: 1 файл

Культурология - Мифология как явление духовной культуры (Реферат).docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Каких-нибудь 10 лет назад, во время «перестройки», ситуации казалась предельно простой: нужно отбросить  обветшавшие мифы и строить новый  мир без иллюзий и лжи. Однако крах тоталитарной мифологии не привел к демифологизации общественного сознания. Скорее наоборот, он стал мощным стимулом нового мифотворчества. Социальное расслоение, этнические конфликты, локальные войны и террористические акты, ложь политиков и их бездарность - вот те дрожжи, на которых оно поднимается.

Общее разочарование в  глобальных ценностях соединяется  ныне с доверчивостью к всякого рода слухам и скандальным разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров, общественное сознание готово принять на веру любую гипотезу о близком конце света или о тотальной коррупции в высших эшелонах власти. Тем более что эти гипотезы, по-видимому, не так уж и далеки от истины. Наша действительность (нравится нам это или нет) стала временем тотального мифотворчества.

Выделяют  четыре группы современных мифов. Это, во-первых, мифы политической и общественной жизни, которые создаются главным образом политиками и журналистами; во-вторых, мифы этнической и религиозной самоидентификации (например, различные мифы о России и православии их прошлом и современном состоянии); в-третьих, мифы, связанные с нерелигиозными верованиями (например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.); наконец, мифы массовой культуры, и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни.

Миф как способ легитимации власти. Стиль русской истории на протяжении веков определял великий миф о добром царе - устроителе народной жизни. После революции образ правителя демократизировался: он прост и доступен, окружен соратниками. Однако уже через несколько лет был создан образ «Хозяина», напоминающего фигуры Петра I и Ивана Грозного, окруженного «исполнителями» и «оберегателями» наподобие Малюты Скуратова. При Хрущеве образ власти вырождается, а при Брежневе миф окончательно теряет связь с жизнью и спускается до анекдота.

Правление Ельцина как  бы вобрало в себя 70 лет советской  власти, только в ускоренном темпе  и в жанре анекдота. Сначала - революционный  период с мифом о страдальце Ельцине, гонимом коммунистами за борьбу с  привилегиями, простом и человечном. Отличие от 1917 года в том, что большевики действительно страдали, а «молодые реформаторы» вполне благополучно делали карьеру при старом режиме. На следующем  этапе - попытка сакрализации власти. Глава государства величав и  солиден, близок с «другом Биллом»  и «другом Гельмутом», рядом с  ним вместо «молодых реформаторов»  военные и охранники типа Коржакова. Нынешний этап правления определяется как «необрежневский»: мы видим дряхлого старца, сохранившего одно желание - удержаться у власти.

Тем, кто претендует на власть в России, необходимо, считаясь с  мифом, выступать в роли борцов - с коррупцией или криминалом, противопоставляя им справедливость, «революционную»  или «демократическую» нравственность, «светлое» коммунистическое или  капиталистическое будущее. Наилучшие шансы у тех, кто «пострадал за правду». Можно сделать неутешительный прогноз на ближайшее будущее. За приходом нового президента последует краткий период революционных преобразований, потом попытка сакрализации власти и, наконец (учитывая возраст основных претендентов), новый застой. Следующее тысячелетие мы встретим в периоде маразма. Наша история раскачивается из стороны в сторону как маятник, и амплитуда его колебаний становится все меньше.

Четвертая власть. Одна из особенностей современных мифов заключается в том, что они распространяются с помощью СМИ. Представление о СМИ как о четвертой власти является мифом, ибо властей в России всего две: первая - исполнительная (она же верховная) и вторая - законодательная, которая задним числом дает легитимацию действиям власти исполнительной. Сущностно важные идеи рождаются именно в органах власти, а не в СМИ и только тиражируются последними. Вообще деятельность СМИ заключается в том, что они распространяют мифы, которые маскируют под информацию.

Покой, порядок  и заговоры против обывателей. Особое внимание, в современных мифах, уделено проблеме обыденного мышления. Можно охарактеризовать три константы массового сознания («покой», «порядок» и «справедливость»). Именно такой системой ценностей обусловлен бытовой консерватизм, который обращается к прошлому как к идеалу, ибо оно кажется уже застывшим и неизменным.

Так же, в ХХ веке, появились  мифы о заговорах и внутренних врагах. «Миф о заговоре против России», в частности популярной нынче  в народе концепции жидомасонского заговора. «Миф власти и синдром «внутреннего врага»», где разворачивается целый веер теорий заговора, сочиненных нашими боязливыми современниками: теория всемирного заговора извращенцев, теория зомбирования через телевидение, концепция войны континентов и вторжения инопланетян, теория о силах, которые хотят остановить историю (США, ислам), и другие, не менее экзотические. Уверенность власти в возможности манипулирования массами,  основывается не на убеждении в эффективности технологий и «тайных знаний», стоящих за ними, а на вере в самих «технологов», способных совершить для власти очередное «чудо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

 

Какую же роль играли мифы и  мифотворчество в истории человеческого  общества и человеческой культуры?

Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека.

Они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливали  связь между прошлым, настоящим  и будущем человечества.

Они являлись каналом, по которым  одно поколение передавало другому  накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Стремлением человека к целостному и гармоничному мировоззрению, свободе  и полноте жизни объясняется  востребованность и действенность  мифологии в искусстве, политике, философии, религии и даже самой  науке. Упование на Царство Небесное и идея коммунизма, образ сверхчеловека и учение об «абсолютном духе», предсказание о Богочеловечестве и сказки Голливуда, предания о молочных реках и этика «благоговения перед жизнью», мудрость суфиев и теория «эпистемологического анархизма» - и множество других столь разнообразных, часто несовместимых друг с другом явлений культуры, есть отражение в сознании людей неизбывной тоски о потерянном рае и надежды в него вернуться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы.

 

1.Гуревич П.С. Культурология:  Учебное пособие / П.С. Гуревич

   Знание,1996.

2.Миф как форма культуры //Культурология: Учебное пособие  /

   Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.

3.Вейденгамлер Ю. О  сущности ценностей / Ю.Вейденгамлер //

  Культурология. ХХ век. - 1999.

4.ТопковА. Мифы и мифология  в современной России / А.Топков //

  Статья с международной  конференции, организованной Фондом                  Фридриха Науманна, Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века и др. в Шуе 11-12 сентября 2004 года.

 


Информация о работе Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа