Миф как явление культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Миф и культура - 4 -
1.1 Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека. - 4 -
1.2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа. - 6 -
1.3. Основные тематические циклы мифов и их содержание. - 8 -
1.4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии. - 10 -
1.5. Функции мифа - 12 -

Файлы: 1 файл

Контрольная культурология.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/руков. авт. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. М., 1995.
  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.
  3. Миф как форма культуры//Культурология: Учебное пособие/Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.
  4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.

 

 

 

Перечень основных понятий по курсу культурология:

Абстракционизм - (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Аккультурация - (англ. неологизм — acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого.

Анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Античность -  термин, восходящий к лат. antiquitas — древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому "древность", чаще имеет особое употребление — в том же значении "древность", но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму.

Антропология культурная - сравнительное исследование культурных общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменения. 

Архетип - (греч. archetypos — "древний, начальный вид, образ, облик" от arche — "начало" и typos — "отпечаток, изображение") — прообраз, изначальная идея, формирующая творческую активность.

Артефакт - происходит от латинского слова artefactum, то есть искусственно созданный. Изначально термин использовался, когда говорилось о том явлении, свойстве, факторе, процессе или предмете, которые в нормальных естественных условиях не мог быть создан или присутствовать вообще. И подразумевалось, что существует целенаправленное вмешательство или же неуточнённый фактор, который привёл к наличию артефакта. Чаще всего мы встречаем этот термин в археологических находках. Он подразумевает рукотворный предмет, который изучают археологи. Однако сегодня чаще это не просто древний предмет созданный человеком, а непонятного или недоказанного происхождения. Иногда, даже откровенно не признаваемые официальной наукой. В культуре артефактом считают объект, созданный людьми и имеющий духовное или суеверное значение.

Библия -  (от греч. biblía, буквально — книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. — 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Библия состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христианской религиями, и Нового завета, признаваемого лишь христианством.

Буддизм - одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Виртуальная реальность - искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности (от лат. virtus — воображаемый, мнимый и лат. realis — вещественный, действительный, существующий; англ. virtual reality, VR) — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку (посетителю этого мира) через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени.

Возрождение - (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Вера – признание чего-либо истинным, часто – без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.

Гармония - (греч. harmonia — "соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность"; от harmogo — "прилаживать, сочетать"; harmoge — "соединение, связка, переход"; лат. transitus — сравн. пластика) — эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы. Термин "гармония" возник в античной теории музыки для обозначения способа "линейного развертывания" звуков, одноголосия (поскольку полифонии, "гармонической вертикали" тональностей древние греки не знали). Поэтому и гармония в античном изобразительном искусстве — это, прежде всего, симметрия зеркальной формы. В античной эстетике гармония — "музыкальное произведение строгой формы", или просто nomos — "закон, порядок", поскольку музыка для древнего эллина — самое совершенное выражение порядка, существующего во Вселенной.

Генезис - философская категория, выражающая возникновение, происхождение, становление развивающегося явления. Первоначально категория Г. применялась к представлениям о происхождении природы, бытия. Этот аспект отражён уже в мифологии (которая усматривала источник происхождения космоса в богах), а затем в философии и конкретных областях знания (космогоническая гипотеза Канта — Лапласа, теория происхождения видов Ч. Дарвина и др.).

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Герменевтика -  (греч. hermeneutike, от hermeneuo — разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения. Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Дискурс - (речь, текст) [лат. discursus — рассуждение, довод, аргумент] — новое направление лингвистических исследований, изучение речи в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами, в отличие от традиционной "объективной" лингвистики.

Знак - это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово. Изобразительный или иконический — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение.

Самый распространённый изобразительный знак — рисунок. Буквы и слова человеческого языка являются знаками. Цифры и числа являются знаками. Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации. Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков.

Золотое сечение - (лат. Sectio aurea; Sectio Divina; см. золото; пропорционирование) —идеальное соотношение величин, наилучшая и единственная пропорция, уравнивающая отношения частей какой-либо формы между собой и каждой части с целым, — основа гармонии. В природе, окружающей человека действительности, так же, как и в искусственно созданных формах, содержатся математические отношения величин.

Идеал - представление высшего совершенства в каком бы ни было отношении; то, что является объектом стремления независимо от того, близка ли или очень отдаленна возможность осуществления. В области эстетики идеал обозначает совершенное воплощение идеи в какой-либо конкретной форме.

Инкультурация - это процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет. Понятие инкультурации тесно связано с понятием социализации, однако эти понятия не стоит смешивать. В отличие от социализации, конечным процессом которой является личность, итогом инкультурации является интеллигент. В процесс инкультурации входит освоение системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных форм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с особенностями обычаев, обрядов, морали, мировоззрения, модой, стилями, символами, политической и культурной историей данного народа. Средства обретения этих многочисленных знаний сосредоточены преимущественно в домашнем воспитании и общем образовании, а также всей совокупности социальных контактов личности со своим окружением.

Инновация культурная - впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается, умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Ислам -  [араб., буквально — покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Ислам возник в 7 в. н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель его — Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охвативший арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных (политеистических и фетишистских) представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества.

Канон - (Kanon, правило), 1) Церковное а) постановления церкви, относящиеся к вероучению, церковному устройству и т. д., б) священный или библейский канон, состав книг Ветхого и Нового завета, которые признаются боговдохновенными и источниками веры в отличие от апокрифов. 2) Философское, у Канта — совокупность основоположений или принципов разума, определяющих употребление его в сфере нравственной.—3) Музыкальное, а) строжайшая форма имитации; голоса, вступая один за другим, повторяют мелодию первого голоса совершенно точно, но могут начать ее с различных ступеней той же гаммы; б) у древних греков так назывался монохорд, служивший Пифагору для открытия акустических законов (пифагорейцы назывались “канониками”, в противоположность “гармоникам”— школа Аристоксена).—4) Скульптура, у древнегреческих ваятелей установленные правила соотношения отдельных частей тела.

Катарсис - (греч. kátharsis — очищение), термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом "безвредную радость".

Кич - термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Культурогенез - Один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.

Информация о работе Миф как явление культуры