Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 16:52, курсовая работа
Описание работы
МИФ И РЕЛИГИЯ - формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………………..3 Мифологическая картина мира…………………………………………………………………...4 Отношение мира земного с потусторонним и восприятие и переживание смерти….9 Восприятие пространства и времени осознании истории………………………………..10 Оценка общества и его компонентов…………………………………………………………...11 Отношение к природе………………………………………………………………………………14 Список используемой литературы………
Мифологическая картина
мира…………………………………………………………………...4
Отношение мира земного
с потусторонним и восприятие и переживание
смерти….9
Восприятие пространства
и времени осознании истории………………………………..10
Оценка общества и
его компонентов…………………………………………………………...11
Отношение к природе………………………………………………………………………………14
Список используемой
литературы……………………………………………………………..16
Введение
МИФ И РЕЛИГИЯ - формы культуры,
обнаруживающие в ходе истории глубинную
взаимосвязь. Стремление людей обрести
финальную осмысленность своего существования,
рационализируя непостижимое, ведет к
постоянному воспроизводству в культуре
Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает
наличие определенного мировоззрения
и мироощущения, центрированных на вере
в непостижимое, божеств, источник существующего.
На этой основе возникают специфичные
для нее отношения, стереотипы действия,
культовая практика и организации. Религиозный
взгляд на мир и сопутствующий ему тип
мироощущения первоначально складываются
в границах мифологического сознания.
Разные типы религии сопровождаются несхожими
между собой мифологическими системами.
Одновременно существует и тенденция
обособления мифа от религии, ибо он обладает
имманентной логикой саморазвертывания,
которая не обязательно обращена на последнюю
реальность - непостижимый абсолют.
Миф - первая форма рационального
постижения мира, его образно-символич.
воспроизведения и объяснения, выливающихся
в предписание действий. Миф превращает
хаос в космос, создает возможность постижения
мира как некоего организованного целого,
выражает его в простой и доступной схеме,
которая могла претворяться в магическое
действие как средство покорения непостижимого.
Мифологические образы в высшей
степени символичны, являясь продуктом
синтеза чувственно-конкретного и понятийного
моментов. Так, Посейдон - властитель морской
стихии, имя Аида символизирует царство
мертвых, а Аполлон - бог света.
Религиозно-мифологические
представления специфичны своей направленностью
на непостижимое, принципиально находящееся
за пределами компетенции разума, опорой
на веру как высшую инстанцию по отношению
к любым теологическим аргументам. Вера
сопряжена с экзистенциальной активностью
субъекта, попыткой осмыслить свое существование.
Обрядовые действия и практика индивидуальной
жизни базируются на ней, служат ее продолжением.
Одновременно они стимулируют веру и делают
религию возможной. Мифологические представления
получают статус религиозных не только
через их ориентацию на непостижимое,
но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной
жизнью верующих.
В наше время, религия остаётся
для многих людей тем, что может объяснить
многое. Все явления, происходящие на земле,
проистекают по замыслу божьему, если
что-то не получается или случается несчастье,
то «пути Господни неисповедимы». Всё
это складывается в религиозную картину
мира, которая известна всем, но не все
её принимают. Миф, с одной стороны, отличен
от религии, а с другой - в определённой
степени связан с ней. Поэтому выяснение
целей и места религии в жизни людей, её
исторические истоки, а также её связь
с мифом в наше время является одной из
наиболее актуальных проблем.
Мифологическая картина
мира
Высшим уровнем первобытного
сознания являлась мифология. Мифология
- это некоторый «дотеоретический» способ
обобщения, систематизации стихийно-эмпирических,
обыденных знаний. Миф есть прежде всего
способ обобщения мира в форме наглядных
образов. В первобытности отдельные стороны,
аспекты мира обобщались не в понятиях,
как сейчас, а в чувственно-конкретных,
наглядных образах. Совокупность связанных
между собой таких наглядных образов и
выражала собой мифологическую картину
мира. В качестве оснований, связывающих
между собой наглядные образы в мифологии,
выступали аналогии с самим человеком,
с кровнородственными связями первобытной
общины. Человек переносил на окружающую
его действительность собственные черты.
В мифе очеловечивалась природа. Для мифа
природа есть поле действия человеческих
сил (антропоморфизм). В мифологическом
сознании мир мыслился как живое, одушевленное
существо, живущее по законам родовой
общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой
организацией. Картина мира выступала
аналогией картины того рода, в котором
сложился данный миф. В мифологическом
сознании человек не выделяет себя из
окружающей среды. Для мифа характерно
неразличение объекта и мысли о нем; вещи
и слова; вымысла, фантазии и действительности;
вещи исвойств; пространственных и временных
отношений; правды и «поэзии» и др. Миф
нес в себе не только определенное обобщение
и понимание мира, но и переживание мира,
некоторое мироощущение. Миф всегда сопровождается
переживаниями, открытыми чувственно-эмоциональными
состояниями. В мифе обобщались и выражались
желания, ожидания, страдания человека,
его эмоциональные порывы. Для мифа свойственны
не только высокая эмоционально-аффективная
напряженность, но и значительный динамизм
воображения, иконическая полнота воспроизведения
содержания памяти, синкретичность и полифункциональность
наглядно-чувственных образов. Своеобразие
мифологии в том, что она не нацелена на
выявление объективных закономерностей
мира. Миф выполняет функцию установления
идеального (не осознаваемого как реальное)
равновесия между родовым коллективом
и природой. В мифе нет различия между
реальным и сверхъестественным. И поэтому
миф как бы достраивает реальные родовые
отношения в общине идеальными мифологическими
образами, заполняя ими «пропасть» между
человеком и природой. Этим самым между
природой и человеком как бы поддерживается
некоторая гармония, равновесное отношение.
В мифологическом понимании мира случайное,
хаотическое, единичное, неповторимое
не противостоит необходимому, закономерному,
повторяющемуся. В мифологии выделение
черт предмета определяется не его объективными
характеристиками, а субъективной позицией
хранителя мифа (шамана, колдуна и др.),
в русле его индивидуальных ассоциаций.
Способ обобщения строится на основе подражания
увиденному. Главным средством обобщения
выступают умозаключения по аналогии
(учитывающие не столько объективные черты
предмета, сколько субъективные особенности
ситуации поведения). В мифологии имеет
место неполная обратимость логических
операций (если А + В = С, то для первобытного
сознания (С - В) может быть и не равно А).
Как следствие этой черты - нечувствительность
мифа к логическим противоречиям. Таким
образом, мыслительная деятельность на
уровне мифологического сознания качественно
отлична от понятийно-мыслительной деятельности
эпохи цивилизации. Основные черты наглядно-образного
мифологического мышления:
•
преобладание умозаключений по аналогии;
•
обобщение на основе подражания;
•
недецентрированность (или эгоцентризм)
отражения;
•
неполнота обратимости логических операций
и нечувстви-
тельность
к логическому противоречию;
•
неразличение случайного, единичного,
неповторимого и необходимого, общего,
повторяющегося.
К
этим чертам можно добавить и еще ряд черт
- трансдуктивный характер связи абстракций
(наряду с дедукцией и индукцией); определение
предмета по одной его несущественной
характеристике; характеристика объекта
не на основе выявления соподчинения и
иерархической организации его свойств,
а посредством простого соединения, связывания
известных его свойств (вперемешку как
существенных, так и несущественных) и
др.
Этнографические
исследования показали, что в системе
наглядно-образного мышления предметы
классифицировались не путем логических
операций, а через наглядные представления
об участии предметов в практической ситуации.
Так, в наглядно-образном мышлении, во-первых,
имело место недоверие к исходной посылке
силлогизма, если она не воспроизводит
наглядный личный опыт; во-вторых, посылка
силлогизма не имела для испытуемых всеобщего
характера и трактовалась как частное
положение; в-третьих, силлогизм легко
распадался в испытуемых на три независимых,
изолированных частных положения, не связанных
в единую логическую систему; в-четвертых,
вопросы, направленные на анализ личных
качеств испытуемых, либо вовсе не воспринимались,
либо относились к материальному положению
или бытовым ситуациям, в которые был включен
испытуемый. Мифологическое мышление
еще не может обеспечивать логико-понятийное
освоение объективных связей и отношений
мира. Но в то же время миф есть и некоторое
особое объяснение мира. Его особенность
определяется прежде всего своеобразными
трактовками причинности, пространства
и времени. Объяснить какое-либо событие
с точки зрения мифологии - значит рассказать
о том, как оно произошло, как оно было
сделано, сотворено в прошлом. Причинные
связи (как и все другие) первобытный человек
выделял в своей деятельности, но фиксировал
их как связи между целями и результатами
своей деятельности. Поэтому и саму причинность
он представлял сначала лишь как волевое
действие, акт некоторого созидания. В
мифе существует также свое, особое мифологическое
время и мифологическое пространство.
Мифологическое время - это некое далекое
прошлое, которое качественно отличается
от настоящего, от современности. Вместе
с тем мифологическое прошлое - это некая
модель, образец современных событий.
В мифе все современные события происходят
по аналогии с событиями далекого мифологического
времени. И только из этой аналогии могут
быть объяснены. Мифологическое время
легко переходит в мифологическое пространство
и наоборот. Мифологическое пространство
- это пространство родовой жизни, часть
мира, в которой появился и функционирует
данный род со своим определенным тотемом,
т.е. родоначальником, в качестве которого
выступает некая вещь - животное, растение
или даже неорганический предмет. Время
жизни рода и его тотем определяют мифологическое
пространство рода. В этом пространстве
можно легко перейти из прошлого в настоящее
и наоборот - из настоящего в прошлое. Силы,
породившие данный род, не исчезли, они
продолжают существовать. И человек верит,
что может легко перейти из пространства
окружающих его физических вещей в пространство
тех тотемных сил, которые сотворили в
прошлом самого человека, его род, общину
(в частности, от смерти к жизни и от жизни
к смерти и др.). Таким образом, вся система
мифологического объяснения построена
на убеждении в реальности мифа, событий
мифологического времени и пространства.
Отсюда такая черта мифологического объяснения,
как его беспроблемность: миф как некоторое
миропонимание не нуждался в проверке
и обосновании. Важно также отметить и
повествовательность мифа. Мифологическое
объяснение есть некоторое повествование,
развернутый рассказ о совокупности и
последовательности прошлых событий.
Повествовательность мифа стала источником
народных эпосов, а затем и эпического
искусства. Но миф не был застывшей совокупностью
образов. Миф предполагал определенный
динамизм, который проявлялся в постоянном
взаимодействии образов, их соотнесении.
Важнейшей стороной взаимодействия мифологических
образов выступало выявление их противоречивых
сторон. Внешние отношения природной среды
воспроизводятся мифом в виде бинарно-ритмических
оппозиций. Среди них: пространственно-временные
(день - ночь, верх - низ, право- лево, небо
- земля и др.); социальные (мы - они, старшие
- младшие и др.); на стыке природного и
культурного миров (огонь - вода, вареное
- сырое и др.), цветовые (красное - белое
- черное и др.) и проч. Вещам окружающего
человека мира (обрядам, предметам быта,
одежде, жилью, орудиям труда, украшениям
и др.) система мифов придавала определенную
символическую значимость, ценность. В
мифологическом сознании вещи носили
иерархизированный характер. Мифы как
бы накладывали на вещи социальные характеристики.
Все значимые для человека вещи выступали
реализацией некоторого мифического замысла.
Миф выступал и как совокупность чувственных
образов, и как неразрывно связанная с
такими образами система ценностей. Мифологическая
система ценностей определялазнаково-символический
статус вещей, поступков людей. В мифе
была заложена некоторая система протоморальных
регулятивов, норм и ценностей. Миф, как
и само первобытное общество, исторически
изменялся. Ранние мифы - краткие, примитивные,
сюжетно неразвернутые, очень простые
по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции
в самых древних мифах - простейшие, не
имеют логических связей, переходов. В
наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная
часто изображались в облике животного;
так, Земля мыслилась как огромный космический
зверь. Это было так называемое зооморфное
видение мира. В соответствии с ним Земля,
Вселенная произошли из тела животного.
В качестве такого животного выступали
мамонт, бык, лошадь, черепаха, огонь, кит,
птицы и т.п. Зверей рассматривали как
демиургов (творцов) мира. Каждое из этих
животных являлось тотемом, олицетворявшим
данный род. Например, в древнеиндийских
сочинениях присутствует изображение
Вселенной в образе жертвенного коня:
«Утренняя заря - это голова жертвенного
коня, солнце - его глаз, ветер - его дыхание...
небо - его спина, воздушное. пространство
- его брюхо, земля - его пот, страны света
- его бока... дни и ночи - его ноги, звезды
- его кости, облака - его мясо, пища в желудке
- это песок, реки - его жилы, печень и легкие
- горы, травы и деревья - его волосы»'. У
северных народов Вселенная нередко изображалась
в образе громадного лося. Леса рассматривались
как шерсть огромного космического лося,
животные - как паразиты на его теле, а
птицы - как вьющиеся над ним комары. Устав
от неподвижности, лось время от времени
переступает с ноги на ногу, вызывая тем
самым землетрясения. Можно привести множество
зооморфных мифов, отдельные из которых
имели распространение вплоть до сравнительно
недавнего времени. Большое распространение
в первобытных мифах имел также образ
мирового дерева. Вселенная представлялась
как громадное космическое мировое дерево.
В таком дереве четко выявлялись три составные
части, каждой из которых соответствовал
свой самостоятельный мир. В качестве
таких частей выступали: "верхушка"
(где живут духи и боги), столб(скрепляющий
огромную махину космоса) и корень (уходящий
в землю, на которой живут люди). По такому
чудесному дереву можно проникнуть в иные
миры Вселенной; дерево - это путь, по которому
боги могут спускаться на землю и возвращаться
в божественный мир, на верхушку дерева.
Образ мирового дерева не тольковыражал
понимание древними людьми структурной
организации Вселенной, но и воплощал
идею плодородия (животворные водные ключи,
плодородная земля, плоды, цветы и другие
атрибуты плодородия). Образ мирового
дерева был присущ, в частности, славянскому
фольклору (сказкам, суевериям, преданиям,
легендам). Н.В. Гоголь (большой знаток
народных сказаний, легенд, фантастических
образов) в повести «Майская ночь» устами
героини воскрешает древний образ мирового
дерева: «А говорят, однако же, есть где-то,
в какой-то далекой земле, такое дерево,
которое шумит вершиною в самом небе, и
бог сходит по нем на землю ночью перед
светлым праздником»'. Первобытная мифология
развивалась в направлении развертывания,
усложнения мифологических сюжетов, обогащения
набора исходных образов, более явного
выявления логических связей, переходов,
а также постепенной замены образов животных
и мирового дерева образами людей. Одной
из сторон исторического развития мифа
был процесс антропоморфизации мифологии,
т.е. на смену Вселенной в образе животного
или мирового дерева постепенно приходит
Вселенная в образе человека. Мироздание
в целом приобретает человеческий облик.
Такие преобразования мифологии отражали
' глубинные сдвиги в общинных отношениях
при переходе от ранней к поздней родовой
общине. Все больше появляется мифов о
гигантском космическом первочеловеке,
из частей которого и был создан видимый
мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней
Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке,
из частей которого появился мир, люди,
касты людей и др. В поздних мифологиях
усложняются бинарно-ритмические оппозиции.
В них появляется все больше опосредующих
звеньев, становятся более четкими и осмысленными
переходы между ними. Одной из относительно
поздних и сложных оппозиций является
противопоставление Хаоса и Космоса, т.е.
беспорядочного, случайного, неоформленного
- закономерному, организованному, стройному,
целостному. Эта оппозиция интересна тем,
что ее постепенное разрешение приводит
к формированию представления о закономерно
организованной природе. Такое представление
явилось важной предпосылкой становления
естественно-научного познания. Вот, например,
как изображали происхождение и развитие
Кос-моса древние греки. Вначале существовал
лишь вечный, безграничный, темный Хаос,
заключавший источник жизни мира. Все
возникло из безграничного Хаоса - весь
мир и бессмертные боги. Из Хаосапроизошла
и богиня Земли Гея. Широко раскинулась
она, могучая, давшая жизнь всему, что живет
и растет на ней. Далеко же под Землей,
в ее глубине родился мрачный Тартар -
ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из
Хаоса, источника жизни, родилась и могучая
сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Так
начал создаваться мир. Безграничный Хаос
породил еще и вечный Мрак - Эреб и темную
Ночь-Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли
вечный Свет - Эфир и радостный светлый
День - Гемера. Свет разлился по миру, и
стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая благодатная Земля породила беспредельное
голубое Небо (Уран), и раскинулось Небо
над Землей. Гордо поднялись к нему высокие
Горы, рожденные Землей, и широко разлилось
вечно шумящее море. Уран (Небо) взял в
жены благодатную Землю. От их брака произошли:
в первом поколении - Океан и Фетида - богиня
всех рек; во втором поколении - Солнце
- Гелиос; Луна - Селена; Заря - Аврора; звезды,
которые горят на небе; все ветры (северный
- Борей, восточный - Эвр, южный - Нот, западный
- Зефир) и др. Таким образом, для мифологического
сознания характерно перенесение общинно-родовых
отношений на природные процессы. Поэтому
поиски ответов на вопрос о том, как произошел
мир, лежали в плоскости проблемы происхождения
общины, рода. А искомые ответы сводились
в конечном счете к аналогиям со сменой
поколений в пределах рода, племени. В
образах богов, героев войн, труда и ремесла,
других чувственно-образных персонификациях
обобщались отдельные стороны жизнедеятельности
родовой общины. Содержанием космогонических
мифов выступали картины происхождения
богов, смена поколений богов и их борьба
между собой. Таким образом, мифологическая
космогония выступала как родоплеменная
теогония. Первобытное сознание теснейшим
образом связано с обрядом, ритуалом и
магией. Магия - важная составная часть
духовной культуры первобытного общества.
Магия - это попытка воздействия на мир
(на природу, на человека, на богов-духов)
с помощью определенных ритуальных действий,
обряда. Магия являлась одним из следствий
разложения нижнепалеолитического (первобытное
стадо) предметно-действенного сознания,
на смену которому пришло более развитое
мифологическое сознание. Но в духовной
культуре первобытной родовой общины
связь сознания с деятельностью не исчезла,
она лишь стала не прямой, непосредственной,
а опосредованной. Формой связи мифа и
действия выступила магия. Магический
обряд, ритуал - это (имеющая определенный
смысл в системе данной мифологии) одновременно
и составная часть и репетиция действия.
Вся жизнь первобытного человека была
теснейшим образом связана с магическими
действиями. Первобытный человек полагал,
что успех любого действия зависит не
столько от объективных условий, его личного
мастерства, сколько от того, в каком отношении
он находится с теми божественными силами,
духами, которые лежат в основе мира, породили
его и управляют им. Первобытный миф (в
том числе и космогонический) не только
рассказывался, но и воспроизводился ритуальными
действиями (ритуальными плясками, обрядами,
жертвоприношениями и т.п.), магическими
обрядами. Собственно говоря, миф в значительной
степени и выступал как способ объяснения
этих ритуальных действий. Участники такого
обряда-праздника «вытанцовывали» представления
о жизни и смерти, об отношениях между
людьми, между человеком и природой; они
как бы приобщались к созиданию мира богами,
животными, становились соучастниками
творения Космоса из Хаоса. Для первобытного
человека происхождение Космоса из Хаоса-это
не только (и не столько) «теоретическая»
проблема, но и проблема реальной, повседневной
жизнедеятельности общины, рода. Иначе
говоря, это проблема их реальной социальной
практики. «Творение» мира не осталось
где-то в далеком прошлом. Поступая определенным
(т.е. ритуализированным) образом, человек
может поддерживать связи с теми силами
(существами), которые сотворили мир. Эти
силы не исчезли, они продолжают действовать
и сейчас, излучая свою «мощь». И человек
в магическом обряде имеет возможность
приобщаться к этому могуществу и его
использовать. В магии первобытный человек
видел важнейшее средство решения тех
проблем, с которыми сталкивался. Причем
магические процедуры рассматривались
не как нечто вторичное, подготавливающее,
предварительное для самого действия,
а как важнейшая составная (часто - начальная)
часть любого действия (охоты, рыболовства,
военных действий и др.). Если первобытному
человеку не удавалось выполнить такие
предварительные магические процедуры
(например, при подготовке к охоте), то
он не приступал к самому действию. Магическое
сознание опиралось на две главные «идейные»
предпосылки:
•
во-первых, на представление о том, что
подобное производит подобное (или следствие
«похоже» на свою причину);
•
во-вторых, на представление о том, что
вещи, когда-либо бывшие в соприкосновении
друг с другом, продолжают взаимодействовать
и после того, как контакт между ними прекратился.
Из
первой предпосылки маг, колдун делал
вывод, что он может произвести любое желаемое
действие путем простого подражанияему.
Из второй предпосылки для мага следовало,
что все то, что он проделывает с предметом,
окажет воздействие на людей, которые
однажды с этим предметом были в соприкосновении.
Наиболее верным способом решения магических
проблем считалось тщательное соблюдение
обрядности, традиционности действия.
В этом кроются, между прочим, истоки консерватизма
мифологического познания мира. Глубинной
же базой преодоления консерватизма выступает
развитие предметно-практической активности,
возрастание преобразовательных возможностей
человека'. С разложением первобытно-общинного
строя магия не исчезла полностью. Она
послужила почвой для возникновения в
дальнейшем различных ритуализированных
действий типа колдовства, чародейства,
волшебства, гадания (хиромантия, астрология,
каббала и др.), магических заговоров и
проч. Значительный магический компонент
есть в любой религии. Магия послужила
также одним из источников средневековой
алхимии. Определенное воздействие магии
в эпоху Возрождения испытывала на себе
и наука.
Отношение мира земного
с потусторонним и восприятие и переживание
смерти
Кошмар смерти всегда преследовал
людей. Он порождал разнохарактерные представления
о трагизме жизни.
Согласно античной мифологии
и философии человек смертен по своей
природе. У греков и римлян человек и смертный
— синонимы. Бессмертными являются лишь
боги и герои, принятые в сонм богов за
свои подвиги (Геракл, например). Смерть
— не только неизбежность, вытекающая
из природы человека, закон его бытия,
но она еще строго фиксирована судьбой,
понимаемой как рок, фатум. Древние греки
и римляне, осознавая свою смертность,
верили в то, что время, место и способ
расставания их с жизнью жестко предопределены
судьбой.
Перспектива призрачного и безрадостного
существования в Аиде, одинакового для
всех людей — добродетельных и порочных,
знатных и простых, богатых и бедных —
вызывала у древних греков и римлян печаль
и страх.
Мифы о происхождении смерти
встречаются почти у всех народов. Эти
мифы весьма разнообразны, но почти повсюду
подчинены общим законам мифологического
мышления. Во-первых, это «объяснение от
противного»: люди умирают потому, что
раньше не умирали или умирали, но возрождались,
а затем почему-либо утратили эту способность.
Во-вторых, действует идея «прецедента»:
некий человек когда-то умер, и с той поры
люди умирают. Третья идея — это идея наказания:
смерть рассматривается как кара за проступок,
ошибку, неповиновение. При всем разнообразии
мифов о происхождении смерти в них чаще
всего повторяются мотивы: месяц (луна),
змея, ложная весть, спор, наказание.
В мифологических представлениях
античного мира смерть — важнейший признак,
отличающий людей от бессмертных богов
(концепция героя, то есть человека, совершающего
великие подвиги и всё же лишённого божественного
бессмертия). В греческую мифологию проникла,
однако, из восточных мифологических систем
идея страдающего и умирающего бога, но
умирающего лишь временно, ибо за смертью
следует его воскресение (мифологическое
олицетворение земледельческого процесса).
Восточные умирающие и воскресающие
боги (Осирис, Адонис, Аттис) оказали влияние
на аналогичные греческие образы. В скандинавской
мифологии смерть богов проецируется
эсхатологически в будущее. В библейском
мифе о «грехопадении» первых людей Бог
наказывает прародителей и всё их потомство,
лишая их и рая, и бессмертия.
В христианской мифологии идея
«первородного греха» и Божьего наказания
как причины того, что люди умирают, дополнена
и уравновешена верой в добровольную смерть
Христа как «искупительную жертву», которая
освободила всё человечество от первородного
греха («смертию смерть попрал»).
С религиозно-мифологическими
представлениями о смерти связаны развитие
понятий о душе, загробном мире, многие
религиозно-магические обряды (погребальный
культ, культ предков и др.).
Восприятие пространства
и времени осознании истории.
Мифологическое (или мифопоэтическое)
понимание мира характеризуется качественной
неоднородностью как времени, так и пространства:
подобно тому как некоторые части пространства
сакральны, находятся под особым покровительством
богов (капища, погребения, курганы, места
собраний, усадьбы, посвященные богам),
так и мирское, обыденное время перебивается
моментами сакрального, праздничного
времени.
Наряду с мифологическим отношением
к времени особый слой в сознании варваров
образовывало время эпическое — время,
когда происходили поворотные события
в истории племен и народов и совершались
достойные памяти подвиги великих героев.
Если песни о богах в «Старшей Эдде» повествуют
преимущественно в настоящем времени
(в этих песнях перед нами разыгрываются
живые, подчас исполненные комизма сценки
из жизни асов), ибо действительность мифа
вневременна, она была, есть и пребудет
вовек, то эддические песни о героях отсылают
слушателей и читателей к седой старине
(«в давние дни...», «давно это было...», «некогда»,
«мало что было еще раньше, то было вдвое
раньше»). От времени, когда эпос воспроизводит
эти события, время самих героических
деяний отделено «абсолютной эпической
дистанцией» (Бахтин), и все свершившееся
в эпическом прошлом вполне завершено
и неповторимо.
Существенным аспектом времени
был счет поколений. Определив принадлежность
лица к тому или иному поколению или установив
их последовательность, получали вполне
удовлетворявшее представление о связи
событий, ходе вещей и обоснованности
правовых притязаний. Понятие поколения
воспроизводило ощущение живой преемственности
органических человеческих групп, в которые
индивид включался как реальный носитель
связей, соединяющих настоящее с прошлым
и передававших их в будущее. И это ощущение
имело гораздо большие смысл и ценность,
нежели простое указание на некоторую
точку абстрактной хронологической шкалы.
Но счет на поколения отражает локальное
восприятие и исчисление времени. Такой
отсчет практиковался в генеалогиях, родовых
сказаниях, сагах. Посредством перечисления
предков выясняли не общую хронологию
народа, племени, государства, а преемственные
связи в пределах рода, семьи, далеко не
всегда устанавливая их соотнесенность
с течением времени за пределами круга
родства.
Значение этой формы отношения
к времени, которую можно было бы назвать
родовым или семейным временем, определялось
преимущественно интравертным характером
семейно-родовых групп, ведших обособленный
образ жизни и лишь поверхностно связанных
между собой. На каждом хуторе, в поселке,
общине время текло, подчиняясь ритму
смены поколений и тех немногочисленных
и мало разнообразных событий, которые
налагали отпечаток на жизнь группы. Это
хорошо видно из исландских саг. Временные
ориентиры даются в них прежде всего в
виде langfedgatal — перечисления предков. Иногда
этот перечень захватывает несколько
поколений по восходящей линии, в других
случаях автор ограничивается ссылкой
на отца или отца и деда. Указания на то,
что события, описываемые в саге, совершались
во время правления определенного норвежского
короля, вызываются стремлением уточнить
период повествования, хронологически
привязать его к событиям «большой истории».
Например, «Сага о Храфнкеле» начинается
с приурочения переселения в Исландию
отца Храфнкеля ко времени норвежского
короля Харальда Харфагра, причем автор
указывает генеалогию Харальда в пяти
поколениях, хотя она всем и так была известна
и для дальнейшего повествования в этом
нет никакой нужды. В иных случаях ссылки
на королей имеют целью выявить влияние
исторических событий на судьбы персонажей
саги (например, объединение Норвегии
Харальдом и эмиграция из нее предков
героев саги; христианизация и конфликтная
ситуация, в которую она поставила те или
иные семьи). Кроме того, временными ориентирами
в сагах могли служить не факты политической
истории страны, а события местного значения,
протекавшие на том же уровне «родового
времени» и запечатлевшиеся в сознании
людей (кровная вражда между семьями, убийство
кого-то из исландцев, громкая тяжба на
альтинге и т. п.).
Возвратиться к минувшим временам
и оказать воздействие на будущее течение
событий можно при посредстве магии. Можно
прорицать будущее (как это делала, например,
вельва — колдунья в знаменитейшей из
песней «Старшей Эдды», предрекая конец
и возрождение мира) и видеть его во сне
(вещие сны играют немалую роль в сагах).
Ведь, как уже указывалось, время не представляет
для варварского сознания пустой абстрактной
протяженности, оно — сама жизнь людей
и качественно изменяется вместе с нею.
Время — это солидарность человеческих
поколений, сменяющихся и возвращающихся,
подобно временам года. Будущее время
— это и судьба. Одна из трех норн, живущих
у подножия мирового древа Иггдрасиль,
— Урд (Urdr) — представляет собой персонификацию
судьбы, будущего, того, что должно свершиться
(ср. сакс. wurth, англосакс. wyrd, англ. weird).
Время столь же реально и вещественно,
как и весь остальной мир. Поэтому время
можно упорядочивать и разделять, — так
и поступили боги при сотворении мира
создав землю и небеса, они разделили время
и установили его исчисление. Время можно
предрекать и изменять его содержание.
Следовательно, время для человека варварской
эпохи — нечто совершенно иное, нежели
для нас это не форма существования мира,
абстрагированная от вещей, а конкретная
предметная стихия, ткань на станке богов,
и норны обрезают нити ее — человеческие
жизни.
Оценка общества и
его компонентов
Мифология — исторически первая
форма духовной культуры. Она возникает
на самой ранней стадии общественного
развития. Тогда человечество в форме
мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось
дать ответ на все волнующие людей вопросы.
Значительную часть мифологии составляли
космологические мифы, посвященные устройству
мироздания, возникновению наиболее важных
явлений природы, животных и людей. Вместе
с тем большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей, тайнам
рождения и смерти, всевозможным испытаниям,
которые подстерегают человека на его
жизненном пути. Особое место занимают
мифы о достижениях людей: добывание огня,
изобретение ремесел, развитии земледелия,
приручении домашних животных и т. д.
Миф — это первая форма духовного освоения
мира, его образно-символическое воспроизведение
и объяснение Миф упорядочивает в сознании
мир, превращает хаос в космос и тем самым
создает возможность постижения мира
как некоего организованного целого, представляет
его в простой и доступной форме
Интерпретация универсума в мифологии
антропоморфна. Универсум наделяется
теми качествами, которые характеризуют
бытие человека.
Характерным моментом мифа является отождествление
субъективной и объективной реальности.
Мифологические образы наделяются субстанциальностью,
понимаются как реально существующие.
А это значит, что миф основан на таком
породнении человека с миром, когда человека
еще не отличает психологическое значение
и смысл вещей от их объективных свойств
и воспринимает явления природы как одушевленные
существа.
Мифологическое постижение мира в своей
основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный
характер. Смысловыми единицами мифологического
мышления являются не понятия, а коллективные
представления. Эти представления формируются
не на основе логического анализа, обобщения
опыта, а по законам партиципации (сопричастности).
Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую
смысловую связь, воспринимающуюся как
способ видимой обусловленности вещей.
Содержание мифологического мышления
мистично, поскольку око не отражает объективных
свойств и отношений, а базируется на вере
в свепхъестественные связи и отношения
и выражает сакральные смыслы и значения,
которые принимаются данным человеческим
сообществом (родом, племенем).
Миф обычно совмещает в себе два аспекта
— диахронический (рассказ о прошлом)
и синхронический (отношение настоящего
и будущего). Таким образом с помощью мифа
прошлое связывалось с настоящим и будущим,
и это обеспечивало духовную связь поколений.
В предшествующем изложении мы акцентировали
внимание на этиологической функции мифа.
Миф объясняет происходящее в мире Однако
миф — это не первоначальная форма знания,
а особый вид духовно-практического освоения
мира, специфическое образно-смысловое,
синкретическое представление о явлениях
природы и коллективной жизни. В мифе,
как наиболее ранней форме человеческой
культуры, объединяются зачатки знаний,
религиозных верований, эмоциональная,
нравственная и эстетическая оценка ситуации.
Если применительно к мифу можно говорить
о познании, то слово «познание» здесь
имеет смысл не традиционного добывания
знания, а мироощущений, чувственного
сопереживания.
В мифе образно-символическое воспроизведение
и объяснение всегда выливается в предписание
действий. Как отмечал известный английский
этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал
в первобытной общине, — это не история,
которую рассказывают, а реальность, которой
живут. Это не интеллектуальное упражнение
или художественное творчество, а практическое
руководство к действиям первобытного
коллектива. Задача мифа не состоит в том,
чтобы просто дать человеку какое-то знание
или объяснение. Миф служит для оправдания
определенных общественных установок,
для санкционирования определенного типа
верований и поведения.
Мифы утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали и санкционировали
определенные нормы поведения. И в этом
смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась
стабилизирующая роль мифологии. Главное
значение мифов состоит в том, ч го они
устанавливали гармонию между миром и
человеком, природой и обществом, обществом
и индивидом и таким образом обеспечивали
внутреннее согласие человеческой жизни.
Мифологическое мироощущение выражается
не только в повествованиях, но и в действиях
(обрядах). Миф и обряд в древних культурах
составляли функциональное, структурное,
мировоззренческое единство. Чаще всего
миф — это рассказ, описывающий в повествовательной,
олицетворенной форме тот или иной обряд,
объясняющий его происхождение и как бы
обосновывающий право исполнителей обряда
его совершать.
Тесная взаимосвязь представлений и обрядов
сближает мифологию с религией. Закономерно
встает вопрос: существовала ли мифология
как форма культуры отдельно от религии?
Можно ли отличать мифологию от религии?
По нашему мнению, на самых ранних стадиях
развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной
стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих
конструкций, мифология и религия неразделимы.
Нельзя сказать, что одни мифы являются
религиозными, а другие мифологическими,
что религиозные мифы связаны с верой
в сверхъестественное; в мифологических
мифах такой веры нет. Религия на ранних
стадиях развития не знает разделения
мира на естественный и сверхъестественный.
Это разделение появляется лишь на относительно
высокой стадии развития религии. Разделение
мира на два уровня (естественный и сверхъестественный)
присуще и мифологии на довольно высокой
стадии развития, а отношение веры к своим
мыслительным конструкциям также неотъемлемая
часть мифологического сознания. Специфика
религии обусловливается тем, что основным
элементом различия является культовая
система, т. е. система обрядовых действий,
направленных на установление определенных
отношений с сакральными объектами. И
потому всякий миф становится религиозным
в той мере, в какой он включается в культовую
систему, выступает в качестве ее содержательной
(мировоззренческой)стороны.
На более поздних этапах развития общества
миф отделился от обряда. Мифология начала
существовать как самостоятельная относительно
независимая форма общественного сознания.
Классическим примером такого уровня
развития мифологии является мифология
древних греков, представленная в «Илиаде»
и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии
формируется героический эпос, легенды,
исторические предания, сказки. Мифологическая
подпочва сохраняется и в более позднем
«классическом эпосе». Через сказку и
героический эпос с мифологией оказывается
связанной и художественная литература.
Миф рождается и господствует в культуре
на стадии архаичного сознания. Но с развитием
рефлекторного сознания полностью не
уходит со сцены не только в виде сказок
и литературных произведений, но периодически
воспроизводится в культуре через социально
мифологические конструкции. Например,
немецкий нацизм возрождал и использовал
древнегерманские языческие мифы, а также
создавал разнообразные политические
мифы.
Исследования 3. Фрейда, Г. Юнга и других
представителей психоаналитической культурологии
объясняют этот феномен. Они убедительно
показывают, что в развитых обществах,
перестав быть единственной и доминирующей
формой культуры, миф не исчезает окончательно
— он продолжает жить в бессознательных
структурах человеческой психики в форме
архетипов, древнейших культурных образцов.
Человек всегда сохраняет потребность
во внерациональном породнении с миром,
а это значит, что мифологическое освоение
мира органически присуще человеческой
психике и человеческой культуре