Мифологическая картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

МИФ И РЕЛИГИЯ - формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Мифологическая картина мира…………………………………………………………………...4
Отношение мира земного с потусторонним и восприятие и переживание смерти….9
Восприятие пространства и времени осознании истории………………………………..10
Оценка общества и его компонентов…………………………………………………………...11
Отношение к природе………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Культуралогия.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

 

Отношение к природе

На ранних стадиях развития человечества запас знаний был весьма скуден и не позволял выявлять глубинные причинно-следственные связи наблюдаемых явлений и давать им разумное логическое объяснение. Поэтому большое значение имели нелогические знания, догадка, интуиция (лат. intuitio - созерцание, способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства), исходящие из собственного практического опыта или опыта других людей.  
Смутные догадки, сдобренные вымыслом, будоражили воображение, возбуждали любопытство и желание понять устройство окружающего мира и осмыслить, зачем и для чего в нем существует человек, каковы смысл и назначение его жизни. Стремление понять всеобщие скрытые связи явлений, тайные силы человека и Космоса способствовало становлению особого мировидения, оккультных (лат. occultus - тайный, сокровенный) представлений, проявлялось в мистицизме (греч. mystikos - таинственный) - особом способе восприятия реальности, связанном с измененным состоянием психики, который всегда включает верув связь человека со сверхъестественным.  
Невозможность логически объяснить загадочные явления природы рождала стремление ее обожествить, рисовала фантастические образы, которые находили свое воплощение в художественном творчестве, традициях и обрядах, поклонениях тотемам, верованиях, мифологии. Эти сведения дополняли и обогащали имеющуюся у человека систему эмпирических знаний. Основанные на эмоциях и чувствах, они субъективны (лат. subjectus - личностно значимое и не всегда точное) по своей природе, иррациональны (лат. irrationalis - неразумный) и трансцендентны (синоним потустороннего, запредельного). Иррациональное отражает эмоционально-чувственное мировосприятие человека. Это интуиция и инстинкты, непредсказуемость, необъяснимые с точки зрения логики поступки и поведение. Трансцендентное выходит за пределы мира наблюдаемых явлений и недоступно теоретическому познанию (идея бога, души, бессмертия). Мир иррационального влияет на поступки человека в значительно большей степени, чем его суждения, основанные на принципах рационализма, и, что может быть самое главное, дает ему наибольшую радость и ощущение полноты и прелести жизни.

Фантастические представления о сверхъестественном и игра воображения нашли свое отражение в сказках, легендах и мифах народов мира. Миф - это не знание, это скорее образное представление о мире. Он выступает как наиболее ранняя форма культуры, в которой интегрированы зачатки эмпирических знаний, веры, нравственности, эстетики, и представляет собой первую наивную картину мира. Мифы играли огромную роль в жизни людей. Задолго до появления религии и науки, на протяжении многих десятков тысяч лет они составляли основу миропонимания человечества, утверждали принятую на данном этапе развития общества систему ценностей, норм и правил поведения. В мифологическом миропонимании доминирует природоцентрический подход, в котором человек, несмотря на обладание разумом, рассматривается равнозначным всем другим существам природы. Миф уравновешивает мир человека и мир природы, провозглашает равенство этих миров устанавливает гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и обеспечивает внутреннее согласие человеческой жизни.  
В недрах мифологии формируется представление о сокровенных эзотерических знаниях, доступных ограниченному кругу избранных. Большей частью это были знания, полученные безвестными гениями древности на основе инстинктивного и чувственного восприятия мира, интуитивных догадок и озарений. Непостижимые разумом, невыразимые в логических понятиях, они казались ниспосланными богами, поэтому тщательно охранялись и оберегались.  
Воплощенные в мифах представления служили предметом веры, на основе которой постепенно сформировались культовые системы и монотеистические религии. Возникновение мировых религий означало новый уровень развития духовного мира человека и его культуры. Но религии не решают естественнонаучных проблем. Главные вопросы, на которые они пытаются ответить: кто сотворил этот мир, кто им управляет и как нужно жить, следуя заветам богов. Но так как ответа, обоснованного с помощью объективного знания, они дать не в состоянии, остается верить в сверхъестественные божественные силы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Гуревич Антология страха. М., 1998.
  2. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.
  3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.
  4. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007.
  5. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
  6. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2008.
  7. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2006.
  8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007.
  9. Гуревич Антология страха. М., 1998.
  10. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.

 


Информация о работе Мифологическая картина мира