Мифология и культура Майя, Ацтеков и инков доколумбовой Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Выбирая тему реферата, я отталкивался от того, чтобы эта тема была достаточно простая и в тоже время была интересна. Выбрав тему , я хочу рассказать и узнать по-больше о том с чего началась история Америки? Долгое время мы, европейцы, отвечали на этот вопрос одной и той же расхожей фразой: «С открытия ее Колумбом». Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок.
До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность нескольких культур.

Содержание работы

Введе-ние……………………………………………………………………………3
1Майя
1.1 Краткое изложение истории Майя………………………………………...…4
1.2 Искусст-во…………………………………………………………………...….5
1.3 Религия Майя………………………………………………………………..…6
2 Ацтеки
2.1 Импе-рия………………………………………………………………………..8
2.2 Легенды и традиции…………………………………………………………...9
2.3 Жертвоприноше-ние…………………………………………………………..11
3 Инки
3.1 Импе-рия……………………………………………………………………….12
3.2 Рели-гия………………………………………………………………………...13
Заключе-ние………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат, культурология Америка.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  государственный

Архитектурно – строительный университет.

 

 

Кафедра истории.

 

 

Дисциплина  “ Культурогия.”

 

 

 

 

Реферат.

 

Тема: Мифология и культура Майя, Ацтеков и инков доколумбовой Америки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студент группы ГС-1

А.А.Гончаровский

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург.

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

1Майя 

    1. Краткое изложение истории Майя………………………………………...…4
    2. Искусство…………………………………………………………………...….5
    3. Религия Майя………………………………………………………………..…6
  1. Ацтеки

2.1 Империя………………………………………………………………………..8

2.2 Легенды и традиции…………………………………………………………...9

2.3 Жертвоприношение…………………………………………………………..11

  1. Инки
    1. Империя……………………………………………………………………….12
    2. Религия………………………………………………………………………...13

Заключение………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Выбирая тему реферата, я  отталкивался от того, чтобы эта  тема была достаточно простая и в  тоже время была интересна. Выбрав тему , я хочу рассказать и узнать по-больше о том с чего началась история Америки? Долгое время мы, европейцы, отвечали на этот вопрос одной и той же расхожей фразой: «С открытия ее Колумбом». Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок.  
До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность нескольких культур.  Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.  
Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.  
Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.  
Но и судьба этих культур — лишь предисловие к огромной книге, все листы которой, казалось бы, давно вырваны и утеряны. Что было до великих древнеамериканских государств, безжалостно покоренных испанцами? Что за народы населяли Америку до тех же инков или ацтеков?  
Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

 

Майя

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  ИСТОРИИ МАЙЯ

Занимающиеся историей майя ученые разделили ее на следующие периоды:

Период формирования, длившийся с 1500-го или 1000 года до нашей  эры до приблизительно 150 года нашей  эры. В течение этого времени  шло наиболее бурное развитие племен майя, проживавших в горных районах Гватемалы и на побережье Тихого океана, хотя в конце этого периода храмы уже возводились на Юкатане и в Петене.

Протоклассический период приходится на 150 - 300 годы нашей эры, в это время закладываются  основы последующего блестящего классического периода. Некоторые авторы не выделяют протоклассического периода, а считают его частью периода формирования.

Классический период, продлившийся с 300-го до 925 года нашей  эры, является периодом наивысшего расцвета цивилизации майя, однако существуют свидетельства, что примерно с 800-го но 925 год нашей эры отмечается некоторый спад.1

Междуцарствие длилось  примерно 50 лет в X веке нашей эры, в этот период общество майя опустилось до уровня культуры, существовавшего примерно за 900 лет до этого.

Постклассический период стал свидетелем возрождения культуры майя и возникновения новых городов и городов-государств, в частности на полуострове Юкатан. Этот период продлился до завоевания испанцами.

С падением города Таясал, столицы народности ица, в 1697 году майя окончательно лишились своей независимости.

Следует помнить, что  датирование ранних периодов почти полностью основано на данных, полу ченых археологами, а не на документах. Оно опирается по большей части на сравнение предметов материальной культуры и стилей. Самая ранняя дата имеющаяся в надписях, соответствует приблизительно 31 году до нашей эры, она сделана на стене, обнаруженной в Чьяпа-де-Корсо в мексиканском штате Чьяпас. Это место находится за пределами исконной территории майя, но в надписях использован «длительный счет» — разновидность календаря, создание которого приписывается майя. Самые ранние надписи, обнаруженные в пределах признанных земель майя, датируются 292-м и 320 годами нашей эры, то есть в преддверии блестящего классического периода.

Таково краткое, пожалуй, даже слишком краткое изложение истории майя. Страстное увлечение майя календарем предоставило в наше распоряжение большое количество дат, но имеюшиеся записи до сих пор не расшифрованы, поэтому многие события могут по-разному толковаться различными специалистами. Путаницу вносит и то, что ряд имен дублируются. Например, существуют два Кукулькана, которых разделяют несколько столетий. Первый из этих героев с годами видоизменился и превратился в божество, но дополнительная путаница возникает из-за того, что Кукулькан на языке майя означает то же самое что и Кетцалькоатль — «пернатый змей».2

Искусство

Искусство древних майя достигло своего развития во время  классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.

Религия майя

Боги и жертвы

Как и у других народов  Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.

Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через  повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ацтеки

Империя

Ацтекская империя, подобно  большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча — был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом  ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.4

Самого важного чиновника правительства  Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи, он не передавался по наследству.

C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель. Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу [2]. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена похода Кортеса.

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается  с культурным комплексом, известным  как науа из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.5

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков ( от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог, что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков  земли вокруг озера Тескоко давно  были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.

Ацтеки переняли и  совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин, пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.6

Другой миф описывает  Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Жертвоприношения

В Месоамерике и Южной Америке во времена расцвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.(Все жертвы — для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)7

Информация о работе Мифология и культура Майя, Ацтеков и инков доколумбовой Америки