Мифология и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:10, реферат

Описание работы

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

Файлы: 1 файл

5fan_ru_МИФОЛОГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНАЯ МИФОЛОГИЯ. РЕЛИГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 2. МИФОЛОГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНАЯ МИФОЛОГИЯ.

РЕЛИГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

 

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие

основные  вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных  явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики  и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с  человеком;

• отсутствие абстрактных  размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных  задач (хозяйство, защита от стихии и  т. д.);

• однообразие и поверхность  мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении  для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных  явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические  проблемы.

4

Основными мировыми религиями являются:

• христианство;

• ислам;

• буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

• синтоизм;

• индуизм;

• иудаизм.

Помимо мировоззренческих  религия имеет ряд иных функций:

• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

 

Понятие мировоззрения

 Человек разумное социальное  существо. Его деятельность целесообразна.  И

чтобы действовать целесообразно  в  сложном  реальном  мире,  он  должен  не

только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,  уметь  принять  то  или

иное решение. Для  этого  ему  необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и

правильное понимание  мира – мировоззрение.

    Мировоззрение  – это система взглядов на  объективный мир и место   в  нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому

себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации.  И  действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям,

семье, коллективу, нации, в  определенном отношении природе, к  миру  вообще.

Это отношение упирается  в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

    У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее

представление о мире в  целом и о месте в нем  человека.  Такое  представление

принято называть универсальной  картиной мира.

    Универсальная  картина мира – это определенная  сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о  том,

каково его место в  мире, зачем он живет,  в  чем  смысл  его  жизни,  почему

существует жизнь и  смерть;  как  следует  относиться  к  другим  людям  и  к

природе и т.д.

    Каждая эпоха,  каждая  общественная  группа  и,  следовательно,  каждый

человек имеют более или  менее ясное и четкое или расплывчатое  представление

о решении вопросов, которые  волнуют человечество.  Система  этих  решений  и

ответов формирует мировоззрение  эпохи в целом и отдельной  личности.  Отвечая

на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека  к  миру,  люди  на

основе имеющегося в их распоряжении  мировоззрения  вырабатывают  и  картину

мира,  которая  дает  обобщенное  знание  о строении,   общем   устройстве,

закономерностях возникновения  и развития всего, что так или иначе окружает

человека.

    Обладая общими  знаниями о своем месте в  мире, человек  строит  и   общую

свою деятельность, определяет общие и частные свои  цели  в  соответствии  с

определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как  правило,

выражение тех или иных интересов целых групп или  отдельных людей.

    В  одном   случае  их  связь  с  мировоззрением   может   обнаруживаться

достаточно  отчетливо,  в  другом  же  она затемняется   теми   или   иными

личностными установками  человека, особенностями его характера. Однако  такая

связь с мировоззрением обязательно  существует и  может  быть  прослежена.  А

это означает, что мировоззрение  играет особую, очень  важную  роль  во  всей

деятельности людей.

    В центре всех  философских проблем стоят вопросы  о мировоззрении и общей

картине мира, об отношении  человека  к  внешнему  миру,  о  его  способности

понять этот мир и целесообразно  действовать в нем.

    Мировоззрение   –  это  фундамент  человеческого   сознания.   Полученные

знания, сложившиеся убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь  в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира  и

самого себя.  В  реальной  жизни  мировоззрение  в  сознании  человека-  это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место  в нем.

    Мировоззрение  является  интегральным  образованием,  обобщающим  пласты

человеческого  опыта.  Это,  во-первых,  обобщенные  знания,  полученные   в

результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых,  духовные

ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Итак, мировоззрение  – это  совокупность  взглядов,  оценок,  принципов,

определенное видение  и  понимание  мира,  а  также  программа  поведения  и

действий человека.

       Исторические типы мировоззрения:  мифология, религия, философия

    Мифологическим  мировоззрением – независимо  от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно  относится мы назовем такое мировоззрение,  которое

основано не на теоретических  доводах и рассуждениях, либо  на  художественно

– эмоциональном переживании мира, либо на общественных  иллюзиях,  рожденных

неадекватным  восприятием  большими  группами  людей   (классами,   нациями)

социальных процессов  и  своей  роли  в  них.  Одна  из  особенностей  мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что миф объясняет

«все», так как  для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является

наиболее  ранней,  а  для  современного   сознания   –   архаичной,   формой

мировоззрения.

    Исторически   первой  формой  мировоззрения   является   мифология.   Она

возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество

в форме мифов, то есть сказаний, преданий,  пыталось  дать  ответ  на  такие

глобальные вопросы  как  происхождение  и  устройство  мироздания  в  целом,

возникновение  наиболее  важных   явлений   природы,   животных   и   людей.

Значительную часть мифологии  составляли  космологические  мифы,  посвященные

устройству природы.  Вместе  с  тем,  большое  внимание  в  мифах  уделялось

различным стадиям  жизни  людей,  тайнам  рождения  и  смерти,  всевозможным

испытаниям, которые подстерегают человека  на  его  жизненном  пути.  Особое

место  занимают  мифы  о  достижениях  людей:  добывании  огня,  изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

    Известный английский  этнограф Б. Малиновский отмечал,  что миф,  как  он

существовал в первобытной  общине, то есть в его живой первозданной  форме  —

это не история, которую рассказывают, а реальность, которой  живут.  Это  не

интеллектуальное упражнение или художественное  творчество,  а  практическое

руководство к действиям  первобытного коллектива. Задача мифа  не  состоит  в

том, чтобы дать человеку какое-то знание  или  объяснение.  Миф  служит  для

оправдания  определенных  общественных   установок,   для   санкционирования

определенного   типа   верований   и   поведения.   В   период    господства

мифологического  мышления  еще   не   возникла   потребность   в   получении

специальных знаний.

    Таким образом,  миф — это не первоначальная  форма знания, а  особый  вид

мировоззрения,  специфическое  образное   синкретическое   представление   о

явлениях природы и коллективной жизни. В мифе  как наиболее  ранней  форме

человеческой культуры объединялись зачатки  знаний,  религиозных  верований,

нравственная,   эстетическая   и   эмоциональная   оценка   ситуации.   Если

применительно к мифу можно  говорить о познании, то  слово  «познание»  здесь

имеет смысл не традиционного  добывания знания, а мироощущения,  чувственного

сопереживания (так мы употребляем  этот термин в высказываниях  «сердце  дает

о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

    Для  первобытного  человека  как  было  невозможно  зафиксировать  свое

знание, так и убедиться  в своем незнании. Для него  знание  не  существовало

как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего  мира.  В  первобытном

сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее  с  тем,  что

действует. В мифологии  человек растворяется в природе, сливается с  ней  как

ее неотделимая частица.

    Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов  в  мифологии  был

генетический.  Объяснения  по   поводу   первоначала   мира,   происхождения

природных и общественных явлений  сводились  к  рассказу  о  том,  кто  кого

породил. Так, в знаменитой «Теогонии»  Гесиода  и  в  «Илиаде»  и  «Одиссее»

Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения

мира представлялся следующим  образом.  В  начале  существовал  лишь  вечный,

безграничный, темный  Хаос.  В  нем  заключался  источник  жизни  мира.  Все

возникло из безграничного  Хаоса — весь мир  и  бессмертные  боги.  Из  Хаоса

произошла и богиня Земля  — Гея.  Из  Хаоса,  источника  жизни,  поднялась  и

могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

    Безграничный  Хаос породил Мрак — Эреба  и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи

и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и  радостный  светлый  День  —  Гемера.

Свет разлился по миру, и  стали сменять друг друга ночь и день.

    Могучая, благодатная  Земля породила беспредельное  голубое Небо — Урана,

и раскинулось  Небо  над  Землей.  Гордо  поднялись  к  нему  высокие  Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы  и Море

рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения  мира

связана с браком Земли и Урана — Неба  и их  потомков.  Аналогичная схема

присутствует в мифологии  других народов мира. Например, можем  познакомиться

с такими же представлениями  древних евреев по Библии — Книга  Бытия.

Информация о работе Мифология и мировоззрение