Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:10, реферат
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а
классическая форма
Первоначально возник материализм как разновидность философского
мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.
Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства
мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности
материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики
и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным
основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания:
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный
вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении
Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в
развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой
науки.
У истоков формирования
научного мировоззрения в
Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как
мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и
Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений,
так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских
мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих
направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и
Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально
опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»
как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У
Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные,
именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.
Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не
«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого
вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.
Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,
высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по
отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное
основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не
сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую
сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать
кажущееся за действительное.
Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую
«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.
Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда
Демокрит полагал два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон
же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира
идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,
то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,
вселившейся в тело человека в момент его рождения.
Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление
мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и
интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на
построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные
мировоззренческие подходы.
Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом
интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского
города стала резко контрастировать с феодально-деревенской жизнью
подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического
движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,
которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился
и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель
Данте Алигьери (1265-1321).
В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы
представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с
другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной
социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех
проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».
Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского
возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлением
его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте
женщины и природы.
Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его
максимального сближения с богом на путях человеческой творческой
деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.
Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего
понятие человеческой деятельности.
Мифологическое мировоззрение
Первой исторически
Широко известны античные мифы -- детально разработанные повествования древних греков и римлян о богах, титанах, героях, фантастических животных.
Так, один из мифов Греции рассказывает: дочь Урана (Небо) и Геи (Земля) богиня памяти Мнемозина родила девятерых детей, которым было ведомо прошлое, настоящее и будущее. Будучи покровителями певцов и музыкантов, они передают им свой дар. Кто же эти удивительные существа? Боги, демоны? Нет, этой волшебной силой обладают хрупкие девушки, дочери Мнемозины и Зевса -- музы:
Клио -- муза истории со свитком и палочкой для письма;
Мельпомена -- муза трагедии с трагической маской и венком из плюща;
Терпсихора -- муза танца с лирой;
Талия -- муза комедии с комической маской;
Урания -- муза астрономии с небесным сводом и циркулем;
Каллиопа -- муза знания и эпической поэзии;
Эрато -- муза лирической поэзии, не расстающаяся с лирой;
Эвтерпа -- муза песнопений, несущая флейту;
Полигимния--муза гимнов и торжественной музыки, со свитком в руке, вечно задумчивая.
Сопровождает муз Аполлон -- хранитель гармонии, космической и человеческой, что родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю...
Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме имелись у всех народов мира. Обнаружены отдельные элементы мифологического творчества, равно как и разветвленные системы, у древних иранцев, индийцев, германцев, славян. Большой интерес с точки зрения истории культуры представляют мифы народов Африки, Америки, Австралии.
Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы прежде всего выступают как наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека.
Здесь находят свое отражение практически все основные элементы мировоззренческого сознания как такового -- проблемы происхождения мира (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы), проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жизненные мифы), вопросы будущего, пророчества о "конце мира" (эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.
Для мифологии характерна
своя пространственно-временная
Структура мифологического сознания
Тот, кто "живет" мифом, говорит М. Элиаде, из профанного, хронологического времени вступает в другое время, другое состояние, а именно в сознания "священное время", которое дано изначально и все-таки может как угодно часто возобновляться.
Благодаря вовлеченности в ритуальное действо индивид как бы выпадает из своего повседневного существования в обычном мире с его обычной, естественной логикой и здравым смыслом и вступает в просветленный, сияющий мир, который пронизан присутствием сверхъестественного. Танцор, принимающий участие в мифической драме, не только олицетворяет бога, он внутренне, психологически отождествляется с ним.
Все события, явления и вещи в мифическом времени играют роль образца, правила, закона, т. е. приобретают значение парадигмы, стандарта поведения и масштаба оценок в настоящем. Тем самым стародавность мифологического» сюжета переживается в настоящем как высшая, подлинная реальность, поддерживая традиции, нравственные установления и непрерывность племенной культуры.
Архаическое сознание отражало неразвитость практики людей, зачаточный характер форм предметного освоения мира человеком. Оно двояко по своей структуре: во-первых, это коллективное сознание (отсюда способность каждого члена рода к сопереживанию, отождествлению себя с другими), во-вторых, это родовое сознание, основанное на сохранении исторической памяти предков рода (отсюда устойчивость и традиционность содержательного измерения первобытного сознания).
Из этой двоякости вытекает сама возможность мифотворчества. Другой его предпосылкой, как утверждает К. Г. Юнг, являются архетипические формы, образы и мотивы, поднимающиеся из глубин коллективного бессознательного, как некие изначальные смысловые схемы.
Миф благодаря своим
Основные черты мифологического сознания
Мифологическое сознание отличают четыре характерных черты: 1) символизм; 2) этиологизм и генетизм; 3) синкретизм; 4) прозрачность. Рассмотрим их кратко.
Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов; обобщенный смысл в границах конкретно-чувственного мышления может формироваться только тогда, когда какой-либо конкретный предмет (например, эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным представителем другого явления, имеющего культурную значимость (например, предка рода).
Этиологизм (от греческого слова "причина") выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана с его объяснительной функцией: повествование заключает в себе сверхзадачу; дать объяснение тем или иным явлениям окружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему?". Весьма часто способом объяснения выступает генетизм, т. е. попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о "происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась.