Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией. Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Мифология играет важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований.

Содержание работы

Введение
1.Мифология
2.Религия античности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эссе на тему Мифология и религия античности.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

              МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Ю.ВИТТЕ

 

 

 

Факультет Экономики и финансов

Кафедра   Финансы и кредит

 

 

 

 

                                           РЕФЕРАТ

 

по дисциплине Культурология

 

Тема: Мифология и религия Античности

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: студент Комарова Н.А.

                                                                                      Группа

     

                                                                   Проверил: Осипова Н.В.

 

 

 

 

 

 

                                      Краснодарский край

                                    г. Славянск-на-Кубани 

 

                                                   2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1.Мифология

 

2.Религия античности

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

 

    Миф, в нашем понимании.  Это есть способ массового  и устойчивого выражения мироощущения  и мировосприятия человека, еще  не создавшего себе аппарата  абстрактных обобщающих понятий и соответственной техники логических умозаключений.

    Человеку с  самого начала его существования  приходилось воспринимать различные  импульсы из вне и в процессе  своей жизненной деятельности реагировать на окружающее.    

    В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.

    Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

    Мифология – совокупность  мифов (рассказов, повествований  о богах, героях, демонах, духах  и др.), отражавших фантастические  представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.

     В современной науке  господствует мнение о тесной  связи между мифологией и религией. Причиной возникновения религии  является, как известно, бессилие  первобытного человека перед грозными для него силами природы. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Мифология играет важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований.

     В современном мире  изучение мифологии и религии  является актуальным, поскольку  в нашей жизни также существуют  мифы, присутствуют ранние формы  религии.

 

     1.Мифология

 

     Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

     Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение)

                                                                                                                                   3

и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное  воздействие мифологического проявляется  как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

     Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

     Мифы разделяются  на:

  a. теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;

  b. космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;

  c. космологические, описывающие построение и развитие мира;

  d. антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;

  e. сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;

  f. эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

     Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

     Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

    Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  a. космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;

  b. антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества, являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего творец создает сначала мужчину, а потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

    c. мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый

                                                                                                                                4

знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил  разумом жалких людей, научил их строить  дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

    d. эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен, повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

    e. космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

   Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

    Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что миф – это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:

    a. аксиологическая, или ценностная – выражает качественное состояние предмета или идеи;

    b. семиотическая, или знаковая – чтение текстов на специфическом языке знаков;

    c. гносеологическая, или познавательная – опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;

    d. коммуникационная (функция трансляции) – механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

    Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции:

                                                                                                                                5

 

   a. энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом;

    b. созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Например, коллективы рабочей бригады на заводе или хоккейной команды, коллективы целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа;

    c. формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление;

    d. воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов;

    e. формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между  прошлым, настоящим и будущем  человечества. Они являются каналом, по которым одно поколение передает другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

    Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

    Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации

на мифологические темы. Но так  как эти разнообразные элементы с трудом

                                                                                                                                  6

отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

    В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе – они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

    Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

    Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Информация о работе Мифология и религия античности