Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией. Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Мифология играет важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований.

Содержание работы

Введение
1.Мифология
2.Религия античности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эссе на тему Мифология и религия античности.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

    Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

    К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера – легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".

    Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов.

    Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока.

    Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской

                                                                                                                                 7

религии. Под влиянием греческой  и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог  неба, богиня неба и покровительница  брака, супруга Юпитера – Юнона, Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов.

    Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

 

     2.Религия античности.

 

     На протяжении многих  веков религия сопровождала историю  всех народов с истоков цивилизации  и пронизывала едва ли не  все сферы человеческого бытия,  поникая в глубины сознания  и даже подсознания людей. Религиозная  вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества.

    Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств Древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

     Различают ранние  формы религии, формы культового  действия, религию Древней Греции и Древнего Рима.

     К ранним формам  религии относят:

     а. Фетишизм- форма религиозных верований, отражающая почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.

                                                                                                                                  8

    Охарактеризовать  его можно как поклонение неодушевленным  вещам. Объектом поклонения – фетишем - мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного и т. д., ему приписывались способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте. Фетишем иногда становились кусочек священного дерева, камень с горы, которой поклонялись, изображение почитаемого животного, даже какой-нибудь рисунок или татуировка на теле.

    Эдуард Тайлор относит к области фетишизма и многочисленные формы погребальных обрядов, существующих у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда-то в Перу и в Египте.

    Фетиш черепа и кости встречается у многих народов. Гвинейские народы сохраняют кости родных в ящиках и по временам ходят беседовать с останками своих мужей и детей. В основе таких фетишей лежит мысль реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда-то являвшихся живыми.

    Говоря о широком распространении фетишизма, необходимо подчеркнуть, что содержание этой формы религиозных верований существенно менялось в разных культурах и в разные эпохи. Поклонение камням и кускам дерева, которое сопровождалось подношениями даров и жертвоприношениями относится к достаточно позднему этапу развития фетишизма. Очевидно, в глубокой древности люди не одухотворяли и тем более не обожествляли избранные ими в качестве фетишей предметы. Суть первобытного фетишизма заключается в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не усматривались в этих предметах обычными органами чувств. Поступая так, человек делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались фетишам либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей.

     б. Тотемизм - это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением.

    Происхождение тотемизма тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поколение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.

    Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Как правило, тотем воспрещается убивать и употреблять в пищу, хотя отдельные ритуалы, напротив, предполагают убиение тотема и его культовое поедание, укрепляющее родственные узы через вторичное приобщение к тотему.                                                               9

 

    Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистичного изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема. Но встречались и более специализированные тотемы. Например, все мужчины одного племени считали своим тотемом одно животное, а женщины – другое.

    Тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.

    Близость человека и тотема выражается, прежде всего, в запрете убивать и употреблять тотем в пищу, за исключением некоторых ритуальных обрядов вкушения мяса тотема для укрепления связи с ним.

    Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов – табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений.

    Таким образом, тотемистические верования, корни которых обнаруживаются в специфике хозяйственной деятельности людей и в кровно-родственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены группы.

    в. Анимизм - это род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах — камнях, деревьях, водоемах и т. п.

   Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы – аниматизм – это представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей. С этой силой связывалась удача человека, плодовитость скота и урожай.

   Аниматизм есть представление о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой материи не существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под названием "гилозоизм" вошел в историю философии, существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев — синтоизм ("путь богов") в значительной степени базируется на них. Говоря об анимизме, нужно вспомнить Э.Тайлора, который в своей работе «первобытная

                                                                                                                                10

культура» указал, что  анимистические представления развивались  в двух направлениях. Первый ряд  анимистических верований возник в ходе размышлений первобытного человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть. Будучи не в состоянии объяснить правильно эти сложные явления, первобытный человек вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.д. Второй ряд анимистических верований из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Э. Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определенной религии».

    г. Магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам. Истоки этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе « Магия, наука, религия». Он делает вывод, что сфера магии – это деятельность повышенного риска. Магия приходит на помощь, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхъестественных сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические обряды и представления носили синкретический характер, но в дальнейшем произошла дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам (контактная – непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, инициальная – магический акт направлен на недосягаемый объект, парциальная – опосредованное воздействие через волосы или ногти, остатки пищи; имитативная – воздействие на подобие объекта) и по целям воздействия (вредоносная, военная, промысловая, лечебная, любовная и т.п.). Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди – колдуны, шаманы.

     К формам  культового действия относят:

     а. Культ животных – проявляется в запрете убивать определенных зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя и его поедания во время обряда умилостивления духа животного. О культе животного у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей и животных и рождении детей от них, вера в духов – хозяев животных и обряды, посвященные им.

                                                                                                                                 11

На этот культ часто указывает особое отношение к костям, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими почитаемых зверей, хранят в качестве амулетов и фетишей. Повсеместно распространены зооморфные изображения в тамгах (так называют условные знаки, свидетельствующие о принадлежности человека к тому или иному роду, их ставили на оружие, одежду, ими метили скот), на татуировках, орнаментах и т.д.

     б. Промысловый культ – почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. К таким культам можно отнести культ медведя. Медвежатина употреблялась в пищу, печень медведя использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Убиваемый зверь выступал как гонец, отправляющийся в потусторонний мир с просьбой о помощи и защите людей.

     в. Культ растений – фитолатрия. У многих народов существуют предания, что из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая человека. Всемирно распространено представление о том, что растение часто является покровителем человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха, Матери Маиса, матери Риса. Им оказывают самые разные почести.

    г. Культ предков – является одним из наиболее выраженных анимистических культов (почитание душ умерших предков). Духам предков оказывают определенные почести, внимание, им иногда совершают жертвоприношения, при этом существует вера в их постоянное покровительство.

    Проявления культа предков очень разнообразны, прежде всего, он находит отражение в погребальных обрядах. Тела умерших закапывают в землю, кремируют.

    Мифология многих народов изобилует сюжетами, связанными с представлениями о природе смерти, о взаимоотношениях духов умерших предков с людьми.

    Религия Древней  Греции и Древнего Рима.

    Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.                                                           12

Информация о работе Мифология и религия античности