Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 02:23, контрольная работа
Древний Египет – страна, растянувшаяся на берегах самой большой реки мира – Нила. Египет занимает северо-восточную часть Африки, он лежит у порога одного из самых негостеприимных уголков земли – пустыни Сахара. Во много благодаря существованию реки Нил – источнику воды и плодородно почвы – эта территория стала местом возникновения одной из величайших древних цивилизаций.
Введение__________________________________________________1
Мифы о сотворении мира_____________________________________3
Обожествление фараона_____________________________________6
Жречество. Культ загробной жизни_____________________________6
Магия____________________________________________________11
Египетская религия_________________________________________14
Список литературы_________________________________________16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Контрольная работа
на тему
Мифология и религия Древнего Египта.
Выполнила студентка 1 курса
Заочной формы обучения
Факультета УЭФ
Паутова
М. Н.
зачетная книжка №10776-З
___________________________
Проверил (ученая степень, звание)
____________________________
____________________________
____ _____________20____г.
Мифология и религия Древнего Египта
СОДЕРЖАНИЕ
Древний Египет – страна, растянувшаяся на берегах самой большой реки мира – Нила. Египет занимает северо-восточную часть Африки, он лежит у порога одного из самых негостеприимных уголков земли – пустыни Сахара. Во много благодаря существованию реки Нил – источнику воды и плодородно почвы – эта территория стала местом возникновения одной из величайших древних цивилизаций.
Около 5000 лет до н. э. изменения климата превратили зеленую до той поры землю Сахары в пустыню, и кочевые племена охотников – скотоводов вынуждены были отойти в долину Нила. Общины скотоводов разрастались, постепенно они начали заниматься земледелием и разведением домашнего скота. Сформировались условия для возникновения государства. Нил стал связующим звеном, на котором в течение трех тысяч лет держались устои египетской цивилизации. Нил был настолько важен для египтян, что они обожествляли сезонное наводнение в образе Хапи. Символ плодородия, обожествленный Нил существовал в двуполом обличии – с бородой, с женской грудью, облаченный в простую набедренную повязку. С Нилом связанны и другие божества: Хекет – в обличии лягушки и Таурт - обличии гиппопотама. Оба живых существа ассоциировались с деторождением. Некоторые боги Древнего Египта олицетворяют живую природу и различные явления окружающего мира, например солнце, луну или крокодила. Египтяне поклонялись множеству богов и богинь, каждый из которых играл для них особую роль. Боги Древнего Египта часто существовали в нескольких ипостасях. Бог Тот “заведовал” движением луны по небосклону ее силой, но почитали его и как бога мудрости, счета и письма. Изображали Тота или с головой ибиса или в обличии павиана. Два самых главных божества Египта – Амон и Ра. Изначально Амон был местным божеством в Фивах, позднее он возвысился до главы египетского пантеона. Большое значение он приобрел с возвеличиванием в обществе фиванских жрецов. Богословы из Фив рассматривали Амона как источник могущества всех божеств и как настоящего творца вселенной. Изображался он в человеческом образе, увенчанный короной с двумя перьями, или с головой барана. Часто он “выступал в паре” с другими могущественными богами: Амон – Ра (вместе с богом солнца), Амон – Мин (с богом плодородия).
В каждом египетском номе, то есть городе-государстве, было своё священное животное или же птица. Убившему священное животное грозила смертная казнь. Согласно представлениям древнеегипетского населения, душа умершего человека на протяжении 3000 лет покоилась в телах священных животных или птиц. Считалось, что таким образом душа избегала опасностей, подстерегающих её в загробном мире. Пережитки первоначального поклонения богам-животным прослеживаются в сохранении звериных или птичьих голов у божеств с человеческими телами, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели у Сатит, барана у Амона и проч.). Позднее звери и птицы считались "душами" богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов и т.д. Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культами тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.
Мифы о сотворении мира (космогонии) пытались объяснить происхождение и создание Вселенной. Впервые они сложились в период Древнего царства, когда наиболее влиятельные коллегии жрецов попытались объяснить существование множества культов и божеств, входивших в пантеон додинастического периода, и установить среди них определенную иерархию. Некоторые города стали крупными религиозными центрами, связанными с определенными богами или группой богов, у каждого из которых была своя собственная теологическая система. В каждом центре пытались отстоять верховенство своего бога и приписать ему главную роль в сотворении мира, всех остальных богов и людей. Существовали нескольких теорий происхождения мира. По одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому – оно выходит из лотоса, по третьему – из гусиного яйца. Общим является представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир. Но, почти не один из мифов о сотворении мира не сохранился целиком. По некоторым мифам происхождение мира связывают с растением: из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, появилось солнце, осветившее землю. Не случайно лотос оказался связанным с рождением солнца. Его душистые цветы, в изобилии росшие в древности на Ниле, закрывают на ночь свои голубые чашечки, утром же при первых лучах солнца они опять поднимаются, и тогда повсюду среди плотных зеленых листьев видны голубые лотосы.1 Сохранилось предание, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом. Небо же представлялось огромной коровой с рассыпанными по телу звездами. По иным преданиям существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды – рожденные ею поросятами. Существовали рассказы о том, что солнце и луна – это два глаза небесного сокола. Символ солнечного цикла и возрождения – скарабей – часто изображался вместе с солнцем – он будто держал яркий шар. Навозный жук стал символом жизни и круговорота солнца из-за его повадки: на земле скарабей постоянно перебирает свои личинки, закутанные в катышки навоза. Молодые жуки выбираются из навозных шариков, словно рождаясь заново из останков “старшего поколения”. Для египтян это стало символом возрождения и реинкарнации солнца каждую ночь и каждый день. Скарабей – воплощение Хепри, бога – создателя, отождествляемого с восходящим солнцем.2 Культ солнца – одна из важнейших особенностей религии Древнего Египта. Как и Нил, солнце приносило урожай, обеспечивало пропитание. Солнце было основой жизни, ему поклонялись в любых его воплощениях. Египетские сказания о сотворении мира – это почти всегда сказания о сотворении солнца. С изменением общественных отношений в религии первенствующее место постепенно начинают занимать культы очеловеченных божеств, а в сказаниях о мироздании главную роль получает богиня в образе женщины, а не коровы, бог в образе мужчины, а не гуся, сокола или жука.3 Выделяют две различные по своим представлениям о создании мира группы легенд. В одну из групп входят сказания о богине – женщине, которая без какого – либо мужского участия рождает на свет солнечного младенца. В Египте на определенном этапе развития не существовало ясного представлении о причине зачатия, и оно приписывалось различным обстоятельствам, в особенности проглатыванию какого-либо предмета. Так по легенде небесная богиня рождает солнце одна, без участия бога-мужчины или зверя, то в образе женщины, то в образе коровы. Каждое утро солнце выходит из ее лона и вечером проглатывает она его, чтобы, зачав, таким образом, утром родить его снова. Впоследствии, в силу изменений в общественных отношениях, отразившихся в религии, богини утратили свою первенствующую роль и в мифах и в культе, уступив эту роль богам – мужчинам, исполняя в некоторых случаях роль матерей или жен различных богов. Во второй группе легенд – творцом богов является мужчина – отец, самостоятельно, без помощи женского начала, рождающий первую божественную пару. Широкое распространение получает господствующий, но не единственный гелиопольский вариант, ставший впоследствии официальной космогонией. Гелиопольское сказание дошло до нас по «Текстам пирамид». Бог солнца Атум-Ра оплодотворяет себя, проглатывая собственное семя и изрыгает первую пару богов: бога воздуха Шу и Тефнут – богиню влаги. Шу и Тефнут рождают бога земли Геба и богиню неба Нут, которые в свою очередь рождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Атум является богом прародителем всех богов и творцом мира. “Великая Девятка богов” встала во главе египетского пантеона. В различным местностях различают образования семьи богов, созданное по ее подобию, с частичной заменой некоторых божеств местными богами, с выделением главного местного бога – как бога творца и сотворителя мира, часто сливающегося с гелиопольским Ра. Однако наряду с гелиопольской версией существовали и другие варианты. Согласно мемфисскому сказанию творцом всех богов и мира является мемфисский бог Птах от которого произошли восемь других богов Птахов. Птах создал этику и мораль, продукты питания и напитки, города и здания, формы и образы других богов. По сказанию глава гелиопольской “Девятки…” бог Атум, оказывается также происходящим от Птаха. Показывая в легенде мемфисского бога более могущественнее и старше великого гелиопольского бога, мемфисский культ показывает себя главенствующим по отношению к гелиопольскому. По мемфисскому сказанию бог, зачинает первую пару богов не проглатывая свое семя и выплевывая их изо рта, а “творит мыслью и словом”, путем изречения своей мысли. Это существенное различие обоих сказаний отображает развитие, и разное мировосприятие двух отдаленных по времени исторических этапов египетского общества. Мыслью и словом творит Птах богов, области и города, основывает храмы, определяет жертвы для каждого бога. Основным действующим лицом мифов теперь становится бог-творец, постепенно принимающий облик фараона и наделенный всеми атрибутами царской власти. Бог-творец мира объявляется отцом фараона по плоти, его образ все теснее переплетается с образом фараона, закрепляя учение о божественном происхождении царской власти. Действия царя освящаются авторитетом бога-творца.
Третья величайшая космогония гермопольская – была создана в Гермополе, культовом центре Тота, бога знаний. Существовало несколько версий этого мифа, и все они пытались доказать, что центром сотворения мира являлся Гермополь.
Особое место занимали культ правящего царя и официальное обожествление царской власти - одна из важнейших черт египетской религии. Правя государством от имени богов, фараон, в понимании людей, должен был принести стране материальное благополучие и процветание. Власть фараона распространялась не только на страну и подданных, но и на явления природы; существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом водам подняться, он также начинал пахоту, он же срезал первый сноп нового урожая.
По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Кроме верховных богов пантеона древние египтяне поклонялись и множеству малых божеств. Поклонение им совершалось в частных домах, у небольших жертвенников. Люди просили этих богов о защите и помощи в различных сферах своей жизни, и хотя у таких божеств не было ни храмов, ни жрецов, им молились представители всех слоев общества. Множество малых божеств находили приют в домах египтян. Их изображения можно было найти на предметах мебели, посуде, часто они использовались в амулетах. Одни амулеты помогали всем, другие – только своему хозяину.
Из всей египетской религии лучше всего известна сторона, которая касается представлений о загробной жизни. На этот счет имеется множество свидетельств и художественных памятников, относящихся ко всем периодам египетской истории. Погребения додинастической (то есть доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделяются из числа аналогичных памятников в других странах: покойников хоронили в небольших овальных ямах в скорченном виде на боку, с небогатым инвентарем; иногда рассекали тело на части. Но со времени первых династий погребальный ритуал заметно меняется, и прежде всего для царей.
Древние Египтяне верили, что у живых, мертвых и богов одни и те же потребности – жилье, пища, питье, умывание, отдых и развлечения. Живые жили в домах, мертвым предоставляли гробницы, боги обитали в храмах. Мифология и требования ритуала определяли основную форму, планировку и архитектурный облик храмов. Поэтому храмы Египта, построенные в разное время и в разных местностях схожи между собой. Храм являлся “жилищем бога”, где обитало его божество, был местом поклонения, жрецы были слугами и должны были обеспечивать богов. Храм выполнял функцию и дома для своего обитателя, и гробницы для усопшего. Внутренность храма повторяла план жилого дома: помещения для сна бога и приема пришедших к нему, помещение для хранения даров и имущества бога. При совершении ритуалов план помещения мог меняться. Храмы, как и гробницы, должны были стоять вечно; вот почему их строили из камня. Наружная стена храма выкладывалась кирпичами таким образом, что образовывались волнистые линии символизирующие первозданный океан из которого появился “остров творения” – храм – где бог создал все стихии природы и Вселенной. В каждом храме присутствовала настенная роспись. В одних местах она изображала исторические события, в других различные ритуалы. На стенах обязательно изображали царя – сына бога и законного наследника трона, совершающего богослужения, приводились речи царя и богов, с которыми они обращались друг к другу. В каждой области Египта были свои местные божества. Они изображались чаще с большим животом и налитой грудью, что говорило о процветании и плодородии местных земель. Их портреты изображались на нижних уровнях храмовых росписей, обычно они соседствовали с изображением местных фруктов и овощей. Считалось, что только фараон в силу своей “божественности” мог подносить дары богу. На деле же эту функции исполнял верховный жрец. Титул жрец – “божий слуга”, носили те, кто от имени царя совершал ритуалы в храме. Хотя жрецы совершали все положенные ритуалы, на всех настенных рельефах и росписях в этой роли изображают только царя. Складывается впечатление, будто царь сам совершил каждый ритуал во всех храмах один. Совершение ритуалов обеспечивало царю вечную жизнь, а населению процветание, в противном случае наступали хаос и катастрофа. Отбор на должность жреца проводился по-разному. Чаще верховного жреца назначал царь, он же мог переводить жрецов из одного храма в другой. Жреческие должности обычно переходили от отца к сыну, но иногда эту должность покупали. Жрецы, служившие богам, выполняли в древнеегипетском государстве функции чиновников. Большинство служителей храмов происходили из мирян. В более поздние времена, когда сформировалось жреческое сословие, в небольших поселениях миряне-жрецы, занимавшие также и светскую должность, по–прежнему составляли большинство. Жрецы – миряне делились на четыре группы, каждая из которых исполняла обязанности служения три месяца в году (месяц через три). В свободное время они жили обычной жизнью: работали, вступали в брак, жили вне храма. Находясь в сенах святилища, жрецы жили в специально отведенных для них помещениях. Жрецы следовали определенным ограничениям в еде, соблюдали строгие правила личной гигиены. При храмах существовали библиотеки и скриптории, где писали, переписывали и хранили книги. Храм являлся средоточием умственной жизни, здесь жрецы занимались различными отраслями знаний, теологией, астрономией, астрологией.
Один комплекс храмовых ритуалов совершался ежедневно и был одинаковым во всех культовых центрах на территории Египта. Он представлял собой обряд исполнения обыденных операций: умывание, одевание, кормление культовой статуи бога. Ежедневно верховный жрец входил в святилище, исполнял ритуал, целью которого являлось ежедневное воскрешение бога. Следовало разбудить божество, накормить, умыть, надушить, одеть. К стенам святилища другие жрецы подносили дары, пели гимны, чтобы бог продолжал помогать фараону.
Второй комплекс обрядов – это праздники. Они проводились не одинаково во всех храмах, а различались по местностям, отражая единственную в своем роде мифологию каждого божества. Они проводились регулярно, нередко ежегодно, знаменуя особые события в жизни богов, были шумные, сопровождались пением и плясками. На самые значительные праздники съезжались паломники со всего Египта. Самыми известными были празднества ежегодного умирания и воскресения Осириса, бога царства мертвых, и брачные свидания других известных божеств. Праздники проходили и внутри храмов и за их стенами, тогда статую божества, изображения богов выносили из храмов и в ритуальном шествии доставляли к реке или на “встречу” к другим божествам. Для простого человека это была единственная возможность увидеть божество из своего местного храма. Храм Древнего Египта не был предназначен для общения верующего человека с богом.
Еще в древнейшую эпоху у египтян сложилось и представление об особых божествах — покровителях умерших. Известно много таких заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе, Хентиементиу в Абидосе и др. Но в период Древнего царства на первое место в качестве покровителей умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис. Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мертвых, был Гелиополис, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу. У египтян было смутное представление о таинственной стране мрака - дуат, куда нисходит солнце ночью и где пребывают души умерших. Но большую важность получила в египетском погребальном культе связь его с образом Осириса. Вначале он не имел отношения к погребальным обрядам и верованиям. Но уже в Текстах пирамид имя его поминается в заупокойных формулах. В дальнейшем Осирис превратился в повелителя загробного мира и в посмертного судью душ. Связующим звеном культа Осириса с верой в загробную жизнь послужило представление о нем как об умирающем и воскресающем боге. По этому мифу, бог Осирис - царь Египта, был предательски убит своим братом богом Сетом (Сетхом), тело Осириса было разрублено на куски и разбросано по всем частям страны; сестра-жена Осириса богиня Исида после долгих поисков нашла и собрала куски тела бога, его расчлененное тело было забальзамировано. Чудесным образом зачав, Исида родила от него сына - бога Гора, тот одолел Сета и воскресил своего отца. Осирис – владыка загробного мира – был самым почитаемым божеством пантеона. Будучи по мифу первым умершим, Осирис стал изображаться как владыка умерших, а его ежегодное воскресение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели. Осириса просили о покровительстве покойнику. Больше того, пытались магически отождествить покойника с Осирисом. Вначале удостаивался такого отождествления лишь царь: в Текстах пирамид умерший царь прямо именуется Осирисом. Фараон, умирая, уподобляется Осирису, и загробное существование царя продолжается подобно судьбе Осириса, считалось, что он будет заново рожден, как это произошло с убитым богом. Для придания наибольшего сходства усопшего с Осирисом использовали мумификацию в надежде, что это обеспечит ему вечную жизнь в загробном мире. Долгое время считалось, что только фараон может воскреснуть подобно Осирису после смерти. Позже стали называть Осирисом и других умерших, знатного, а впоследствии и простого происхождения. «Осирис такой-то» — так обычно именуется покойник в погребальных текстах. Идея такого отождествления проста: надо магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Главной фигурой погребального культа стал Осирис, в особенности со времени Среднего царства.