Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 02:23, контрольная работа
Древний Египет – страна, растянувшаяся на берегах самой большой реки мира – Нила. Египет занимает северо-восточную часть Африки, он лежит у порога одного из самых негостеприимных уголков земли – пустыни Сахара. Во много благодаря существованию реки Нил – источнику воды и плодородно почвы – эта территория стала местом возникновения одной из величайших древних цивилизаций.
Введение__________________________________________________1
Мифы о сотворении мира_____________________________________3
Обожествление фараона_____________________________________6
Жречество. Культ загробной жизни_____________________________6
Магия____________________________________________________11
Египетская религия_________________________________________14
Список литературы_________________________________________16
По представлению египтян, восходящему к глубочайшей древности, имя человека, духа, демона и даже божества являлось органической и сокровенной частью его существа. В заупокойной литературе египтян существовала даже специальная "книга", озаглавленная в переводе: "Да процветает мое имя". Считалось, что имя, сохранившееся на надгробном памятнике, обеспечивало вечную загробную жизнь и, наоборот, "худшей местью врагу было уничтожение имен на памятниках". Представление древних египтян о личности было довольно сложным и оказало непосредственное влияние на их веру в бессмертие. Некоторые элементы человеческой личности, согласно древнеегипетским представлениям, функционировали только в жизни, другие же были бессмертны. Тело рассматривалось как необходимое связующее звено между отделившейся душой и прежним земным существованием человека, поэтому оно мыслилось в качестве средства обеспечения едой и питьем для пребывания духа умершего в загробном мире. По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (ка), занимающий главное место во всем этом комплексе верований. Ка — своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Для сохранения тела в узнаваемом для духа виде возникло искусство мумификации. Климатические условия Египта, сухой, раскаленный солнцем воздух, препятствующий размножению микробов, являлись главной причиной сохранности мумифицированных тел. К сожалению, археологи не нашли папирус с описанием процесса бальзамирования, свидетельства подобного рода держались в секрете, так как процедура обработки трупа считалась священным занятием. Покровителем бальзамирования считался Анубис - бог с головой шакала. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования. Процесс бальзамирования тела занимал 70 дней, и только потом устраивались похороны. Внутренние органы умершего извлекались и помещались в особые сосуды- канопы, их оставляли в гробнице рядом с саркофагом и погребальным приданным. Тело умершего предохраняли от разложения искусственным путем обматывая тканью, пропитанной специальной жидкостью. Особое внимание уделялось обертыванию трупа: бинты из тонкого полотна достигали в длину иногда сотни метров, и между отдельными слоями согласно строгим правилам помещались амулеты. В дальнейшем мумификации стали подвергаться и тела приближенных фараона, сановников, а позже и людей среднего социального слоя; мумифицировались и священные животные, жившие при храмах.
Прежде чем тело предать земле, необходимо было совершить важные ритуалы. На случай повреждения или гибели мумии гробницу оснащали скульптурными изображениями умершего и магическими предметами, служившими заместителями мумии. Считалось, что дух, вошедший в мумию или статую хозяина гробницы, насыщается ароматом пищи. Правильное совершение заупокойных обрядов, обеспечение умерших провизией считалось важнейшим условием, без выполнения которого вечная жизнь для них была невозможна. Для того, чтобы жизненная сила вновь вернулась к умершему, а к телу – чувства, чтобы оно мог жить вечно и вкушать от пищевых подношений, жрец совершал в день похорон особый обряд “отверзания уст”. Жрец специальным резцом касался рта, рук и ног мумии, помещенных в гробнице статуй и изображений на стене с целью наделения их жизненной силой. После всего этого покойника клали в первый гроб, имевший форму мумии. Этот гроб ставился во второй, тот, в свою очередь, в третий, а то и в четвертый, и все они затем помещались в каменный саркофаг, уже приготовленный к тому времени в гробнице. Саркофаг опускали в каменную погребальную темницу. Сосуды – канопы, запасы провизии, все погребальное приданное включая мебель, также оставляли в гробнице, после чего ее наглухо замуровывали. После погребения покойника родственники и гости собирались на пир. Обычно это происходило вблизи гробницы, в особом шатре.
Похороны в Египте всегда были особой церемонией, когда живым надлежало оплакивать мертвых и собирать их “в дальний путь” – в загробный мир. Погребальный кортеж часто изображали на стенах гробниц. Слуги, жрецы, родственники – все сопровождали похоронную процессию. Особенно важным было присутствие профессиональных плакальщиц – женщин, которые с воем и причитаниями колотили себя в грудь и бились головой об землю. Мужчины свое горе проявляли не так демонстративно – на определенное время они прекращали стричь волосы и бриться. Погребальное приданное и приношения также несли в составе этой процессии. Погребальный кортеж часто двигался по самой кромке Нила. Отсюда на лодках процессия перемещалась на западный берег реки. Это путешествие по воде символизировало дорогу усопшего из мира живых в мир мертвых. Воспринимая смерть не как конец, а как начало нового существования, египтяне окружали усопших реальными предметами, которыми они пользовались при жизни, прилагали запасы еды и питья. В ходе церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник, станет, есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет вознаграждения за свои труды. Египтяне считали, что усыпальница является домом для духа. Знатные египтяне, веря в загробную жизнь, заказывали для себя «вечные жилища» − гробницы. Во II тысячелетии до н.э. в Египте перестали строить пирамиды, а вырубали в скалах гробницы с несколькими комнатами. Гробница одного из фараонов уходит на 100 метров в глубину скалы. В гробницу помещали статуи ее хозяина, высеченные из камня или вырезанные из дерева, оснащали погребальным инвентарем. Требовалось ежедневно подносить к гробнице жертвенное приношение, дабы удовлетворить потребности духа. Чтобы облегчить зависимость духа от приношений захоронения стали оснащать статуями и фигурками занятых своим делом жнецов, мясников, пекарей. На стенах гробниц изображали приятное времяпровождение умерших в загробной жизни, обряды подношения еды и питья. При помощи магии изображения на стенах гробниц обретали физический облик, и умерший получал все то, что ему было необходимо для жизни в загробном мире. Часто изображались также подготовка к похоронам владельца гробницы и сцены, где ремесленники занимались изготовлением погребального инвентаря. Во времена Древнего царства на внутренних стенах гробниц записывают «Тексты пирамид», обеспечивавшие царю при помощи магических формул защиту и снабжавшие его заклинаниями, которые должны были помочь ему достичь неба.
В эпоху Среднего царства складывается и наиболее характерная идея египетского заупокойного культа - идея суда над душами умерших. Этой идеи еще нет в Текстах пирамид, а в памятниках Среднего царства она уже есть. Судьей душ считался сам Осирис, а помощниками его - боги 42 номов, а также боги Анубис, Тот и адское чудовище, пожирающее осужденные души. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Здесь перед нами вера в загробное воздаяние, противоречащая более ранней идее о посмертной жизни как о простом продолжении земной. Представления египтян о посмертных злоключениях души, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и о средствах избавиться от них (представления путаные и противоречивые) изложены подробно в так называемой Книге мертвых. Идея нравственной ответственности человека и связь ее с верой в загробную жизнь, в страшный суд чрезвычайно характерна. Очевидно, она была разработана жрецами в интересах господствующего класса как ответ на растущие классовые противоречия. Рабовладельцы и жрецы стремились запугать суеверную массу порабощенного народа загробными наказаниями и утешить их надеждой на загробную награду. Для эпохи Среднего царства, а особенно для эпохи, близкой к великому социальному перевороту XVIII в. до н. э. (восстание рабов и угнетенных крестьян), это весьма показательно. Впоследствии именно египетское религиозное учение о страшном загробном суде повлияло на развитие такого же учения в христианстве.
Очень крупную роль играла в египетской религии магическая практика. По многочисленным текстам, изображениям и вещественным остаткам нам известно о применении магии во всех областях жизни народа и во все периоды египетской истории. Магия - использование сверхъестественных сил для изменения внешнего облика вещей или воздействия на события. Древние египтяне верили в то, что магия является ключом, позволяющим обрести мудрость, и что между ней и религией нет, в сущности, никакой разницы. Магия считалась не низкопробным колдовством, а священной наукой и созидательной силой, существовавшей еще до сотворения Вселенной. Лечебно-предохранительная магия была, как это обычно и бывает, тесно связана с медициной. Египетская медицина, особенно рецептура, стояла на сравнительно высоком уровне, тем не менее, она была вся пропитана магическими представлениями. В тех случаях, когда причина заболевания или физического недостатка была очевидна, применялись научные методы, основанные на наблюдении симптомов, однако в тех случаях, когда причина была неясна, болезнь могли счесть местью со стороны покойного, недоброжелательством врагов либо божьей карой и начать лечить ее при помощи магических средств (прибегали к заклинаниям и ритуалам, включавшим в себя танцы, игру на музыкальных инструментах, использование кукол и восковых изображений, ароматические вещества). Даже в наиболее рациональном по своему духу медицинском трактате, - так называемом Папирусе Эберса (эпоха 12-й династии, около 2000 г. до н. э.) имеется, на ряду с рецептами немало заговоров от болезней; в других медицинских сочинениях магии еще больше. В эпоху Нового царства (с XVI в. до н. э.) египетская медицина, как бы закостеневши, вся насытилась магическими представлениями и приемами; возможно, это объясняется тем, что лечебная практика попала преимущественно в руки жрецов. К лечебной магии примыкала предохранительная. Особенно много было в ходу магических средств и заговоров от укусов змей и ядовитых насекомых, от крокодилов и разных хищников. Для лечебных и апотропеических целей применялись различные амулеты, снадобья, магические изображения. Практиковалась и магия погоды, например колдовские средства борьбы с врагами солнца. Один из таких ритуалов описан в Книге повержения Апопа, врага Ра, которую жрецы фиванского храма читали ежедневно, сопровождая чтение мифа заговорами и магическими обрядами, «чтобы сияло солнце».
Известны и различные приемы вредоносной магии: колдование над восковой фигуркой врага, магические изображения и заговоры. Наконец, широко известна египетская заупокойная магия — система магических средств для снискания покойнику благополучия в загробном мире. Магические представления существовали у египтян зачастую не в чистом виде, а осложненные образами богов. Для египтян магия была нитью, связующей все сущее, поскольку, по их представлениям, все в мире при правильном исполнении магических обрядов могло ожить. Магами считались жрецы и ученые, умевшие читать и писать иероглифы, что позволяло им приобрести необходимые познания и способности. Обучением занимались опытные маги в специальных школах и храмах. Имелось представление, что маги находятся в прямом контакте с творцом Вселенной, что дает им уникальные познания позволяющие направлять окружающих по дороге мудрости. Хотя, по верованиям египтян, события жизни отдельного человека до некоторой степени уже предопределены, при помощи магии можно было повлиять на судьбу, изменить ее и избежать некоторых опасностей.
Существует целый ряд источников для изучения религии Древнего Египта. В гробницах царей Древнего Египта сохранились описания ритуалов и обрядов погребального культа царя; представления о загробном и иных метафизических мирах; представления о рождении, жизни, о предназначении человека; космогонические мифы, в которых объясняется создание и устройство вселенной Древнего Египта. Записи в гробницах египтян - гробничные записи вельмож эпохи Старого царства содержат сугубо материалистические заметки об их хозяйстве, государственной службе и прочем. Записи на папирусах. До нас дошло много различных древнеегипетских сонников, магических книг и прочего. К категории же главных источников по религии Древнего Египта можно отнести следующие: «Тексты пирамид» – самая первая в истории человечества запись погребального обряда, дошедшая до наших дней. Тексты пирамид содержат молитвы и заклинания, произносимые во время погребения царя. Записаны они были зелёной (цвет новой и возрождающейся жизни) краской на стенах пирамид царей 5 – 6 царских домов. «Тексты саркофагов» – тексты, записанные на саркофагах состоятельных частных лиц эпохи Среднего царства. Тексты саркофагов содержат много аналогий с Текстами пирамид, и, как считают многие египтологи, являются «наследниками» и продолжателями Текстов пирамид. Исследователи полагают, что во времена первого Переходного периода, когда царская власть значительно ослабла, широкой общественности стали доступны Тексты пирамид, которые в переработанном виде египтяне стали использовать для сохранения собственной жизни в вечности.
«Книга мёртвых» – это списки на свитках папируса, дававшиеся мумии «в дорогу» на Запад, чтобы погребённый смог бы пройти через все поджидавшие его там опасности и попасть на Поля блаженства. В переводе с древнеегипетского эту книгу (или, что правильнее, – сборник заклинаний и гимнов) следует именовать «Книга просветления», т.е. книга, благодаря которой достигается вечная жизнь. Ведь свет, в представлении древних египтян – это источник жизни.
Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Дальние военные походы, проникновение в страну иноземных правителей познакомили египтян с божествами других народов. Некоторые прижились в Египте, один – сохранив свой образ, другой – слившись с египетскими богами. Некоторых чужеземных богов египтяне включали в свой пантеон, дабы перенять их сильные стороны. Этих богов наряжали в египетские одеяния и украшали египетскими изделиями, а их храмы строились по египетскому образцу. Таковы, например, нубийские божества Дедун, Бес, ливийская богиня Нейт. В эпоху великих завоеваний 18-й династии в Египте появились боги семитических народов Азии: Ваал, Астарта и др. При Садсской (26-й) династии, проводившей политику национальной реставрации, чужеземные культы подверглись преследованию, и правительство стремилось восстановить почитание чисто египетских богов. Это, однако, ненадолго приостановило процесс интернационального смешения богов и культов. Наряду с проникновением чужих богов в Египет имело место и обратное — распространение почитания египетских богов в других странах: Амона, Осириса, Исиду и др. чтили в Финикии, Сирии, даже в Греции.
Появление и распространение христианства в Египте привело к глубоким и необратимым переменам во многих областях общественной жизни. В сущности, христианство подвело заключительную черту под существованием древней религии, на которой держались такие элементы египетской цивилизации, как письменность, литература, архитектура и изобразительное искусство и охарактеризовало её как одну из форм язычества.
Список литературы