Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:24, реферат
Во второй половине ХIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Наличие феодального землевладения и крепостных форм организации хозяйства рождало острые противоречия . Две могучие силы подтачивали самодержавно-помещичий строй : бурное развитие промышленности и торгово-денежные отношения в экономике и резкое нарастание антифеодальной борьбы крестьянства , жаждущего земли и воли . Не было оставлено ни одной отрасли управления , где бы не произошло перемены. Не без оснований поэтому можно сказать, что правление императора Александра I I (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждения
Высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему: «Мир искусства как явление российской культуры.»
Выполнил :
студент группы з-11181/22
Волкова Ирина Павловна
Домашний адрес:
634009 г.Томск,
пер. Баранчуковский 35/138
Проверил преподаватель:
Томск 2009г.
Во второй половине ХIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Наличие феодального землевладения и крепостных форм организации хозяйства рождало острые противоречия . Две могучие силы подтачивали самодержавно-помещичий строй : бурное развитие промышленности и торгово-денежные отношения в экономике и резкое нарастание антифеодальной борьбы крестьянства , жаждущего земли и воли . Не было оставлено ни одной отрасли управления , где бы не произошло перемены. Не без оснований поэтому можно сказать, что правление императора Александра I I (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.
Двадцать с лишним лет мирного царствования прошли именно в преобразованиях ,и действительно, в эти двадцать лет Россию нелегко было узнать : она, как и при Петре Великом , на сотни лет шагнула вперед , и император Александр вполне заслуживает звания не только освободителя , но и преобразователя.
Неизмеримо выросшее количество заводов и число рабочих мест обусловило потребность промышленности в грамотных людях.
Открываются хлопчатобумажные прядильни , шелковые мануфактуры, металлургические и сталелитейные заводы, даже в глуши открываются банки , расширяется сеть железных дорог. Телеграф и почта служат средством сообщения империи с целым миром. И там также нужны специалисты.
Школа в конце века нужна была практически всем, и речь идет теперь не просто об увеличении числа школ , а о том , чтобы довести это число до максимума , т.е. дать возможность учится каждому.
Наряду с экономической потребностью в образовании в этом же направлении действует сила общественная , культурная .
Создание земств рост самоуправления в России пришли к развитию форм внешкольного обучения : воскресных школ , народных чтений библиотек, народных театров.
Факт широкого участия общественности в организации народных школ признало и правительство , разрешив по положению 1864 г. открывать начальные народные училище общественным организациям и частным лицам , сохранив за собой руководство учебным процессом в этих школах.
Широкую просветительскую деятельность развернули такие общественные организации, как Московский и Петербургский комитеты грамотности .Общество распространения полезных книг в Москве, книжный склад « Посредник», который возник при участии Л.Н. Толстого. Заметно оживилась деятельность демократических издательств , ставивших своей целью распространять в народе книги «возможно лучшего содержания и по удешевленной цене». Большую культурно-просветительскую и научную работу вели довольно многочисленные музеи(Политехнический, Сельскохозяйственный, Исторический и др.
В XIX в. главным образом в Петербурге и Москве появились крупные издательские фирмы А.Ф.Смирдина , М.О.Вольфа , А.Ф.Маркса, И.С.Суворина и др.В 60-х годах возникали революционно-демократические издательства Н.А.Серно-Соловьевича, Н.П.Полякова и др.В 70-80-х годах активно работало нелегальные типографии революционных организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»,
«Северный союз русских рабочих».
В 1847 г. Некрасов , Панаев и Белинский возродили журнал « Современник», основанный в 1836 г. Пушкиным .Под их руководством журнал возглавил передовую литературу и демократическое общественное движение. После смерти Белинского в годы реакции-«мрачного семилетия»(1848-1855) Некрасов в неустанной борьбе с цензурой сберег журнал, находившийся под вечной угрозой закрытия .В «Современнике» сотрудничали
писатели, которые вскоре стали гордостью русской литературы : Тургенев, Гончаров, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Островский, Л.Толстой.
В 1866 г. в связи с покушением на Александра I I правительство обрушилось жесточайшими репрессиями на передовых общественных деятелей. «Современник» был закрыт. Особенности ситуации этого периода заключалось в том , что на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространялась идеология нигилизма .Отрицая философию , искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».
Значительный вклад в развитие публицистики и теории культуры сыграл М. Е .Салтыков-Щедрин. Он был не только и не издателем «Отечественных записок», но и талантливым писателем и критиком . Ставил теоретические проблемы взаимоотношения искусства и общественной жизни , проблемы положительного героя, реализма , тенденциозности и народности искусства и культуры.
Одной из самых
ярких фигур в общественно-
Его взгляды
на культуру органически вытекали из
мировоззренческой и социально-
В тоже время в результате противоположного течения сформировалось влиятельное направление естественно - научного материализма – И.М. Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, Н.А.Умов, И.П.Павлов и др.
Во второй половине XIX в. жил и работал упомянутый ранее гениальный русский ученый Д.И.Менделеев (1834-1907) .
Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869),предсказал свойства и атомный вес многих неизвестных элементов. В 1880 г. реакционные ученые в Академии наук забаллотировали Менделеева при выборах в академики , но мир признал его. Книга ученого «Основы химии» была переведена на все европейские языки.
Больших успехов добиваются русские математики .
П.Л.Чебышев (1821-1894) сделал важные открытия по теории машин и механизмов. Он ввел в математическую науку новые понятия и явился основателем петербургской математической школы , из которой вышла целая плеяда блестящих ученых , в том числе А.М.Ляпунов, А.А.Марков, В.А. Стеклов. Крупнейшим ученым была Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891).
Русский изобретатель , офицер флота А.Ф.Можайский (1825-1890) работал над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1883 г.он сконструировал первый в мире самолет. Его идеи легли в основу самолетостроения .
А.С.Попов (1859-1905) изобрел радиосвязь .Правительство не отпускало средств для его опытов. Попов терпел большую нужду , но отказался продавать свое изобретение иностранцам : «Я русский,- заявил Попов,- и горжусь тем, что не за рубежом ,а в России открыто новое средство связи».
Открытия в области техники принесли мировую славу русским ученым . Это изобретение П.Н.Яблочкова (1847-1894) – дуговая лампа и разработанная им системе освещения.
А.Н.Лодыгин (1847-1923) изобрел электрическую лампу накаливания, впервые применив вольфрам.
М.О. Доливо – Добровольский (1846-1903) применил систему трехфазного тока для передачи электроэнергии на расстояние.
Определенными успехами отмечено и развитие философии, литературы, публицистики книжного и печатного дела, а также всех отраслей искусства.
Характер русской науки этого времени с ее стремлением к синтетичности и позитивным знаниям отразился в трудах ученых А.Н.Веселовского и А.А. Потебни
Идеи Веселовского получили широкую известность уже в 70-80-е годы, а влияние Потебни стало по-настоящему ощутимо лишь в конце XIX –начало XX.
Веселовский выступил в науке как ученый позитивист. Прекрасный знаток фольклора разных народов, европейской литературы средних веков и Возрождения, Веселовский стремился создать новую систему историко – литературного культурологического учения. В истории литературы , утверждал он «должна быть идея развития, эволюции».
Вторая половина XIX в.- это новый период в историческом развитии русской художественной культуры.
Искусство становится теперь все более социальным по проблематике и значительно большей мере демократическим по идейной направленности и формам.
В нем получает
дальнейшее развитие реалистический принцип
отражения жизни и гораздо
активнее и критически глубже осознаются
главные социальные конфликты русской
деятельности .В нем отчетливо
сказывается и развивается
Изменение эти были вполне закономерны. Они стали своеобразным художественным
выражением тех глубоких сдвигов, которые происходили тогда в недрах русского общества.
Художественная литература вместе с литературной критикой и публицистикой по- прежнему оставалась, по меткому выражению, «единственной трибуной», с высоты которой русское общество, лишенное гражданской свободы, заставляло услышать «крик своего возмущения и своей совести».
XIX столетие вообще принято считать русским « веком Просвещения»,вовсе не представлявшим собой подражания французскому Просвещению, а имевшим свои национальные корни и самобытное содержание.
Однако расцвет русского просветительства , связанный в основном с формированием революционно – демократического мировоззрения , падает на 1840-1860-е годы.
Крупнейшие выразители этого мировоззрения в художественной литературе и критике –Белинский, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Салтыков-Щедрин – были выдающимися просветителями – демократами, видевшими грядущий « золотой век» жизни русского общества в свободе и благосостоянии крестьянства , в его развитии на основе общинных или артельных начал и передовых форм национальной культуры.
Литература второй половины XIX в. не только принесла с собой новые темы и идеи, но и значительно раздвинула границы реализма , создав новые художественные формы в прозе,
Драматургии
и прозе. Реализм все более
принимает критический
Критический реализм как художественный метод нашел свое дальнейшее развитие в творчестве виднейших русских писателей XIX в.
Их произведения окончательно преодолели отжившие эстетические нормы и, опираясь на опыт Пушкина и Гоголя , приобрели черты критического реализма, что создало предпосылки для более сильного воздействия творчества писателей и поэтов на всю русскую культуру.
Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание. Она реалистически разоблачала кризисное состояние русского общества.
Литература раскрывала проявления этого кризиса в человеческих характерах, отношениях, переживаниях.
Решительную реформу русской поэзии русского стиха осуществил Некрасов. Он поднял до высот искусства то, что считалось прозой жизни , услышал поэтическое звучание непоэтических тем и слов, расширил жанровые и тематические границы лирики.
Однако и сторонники « чистого искусства» оказались важным звеном в истории русской поэзии.
Подъем общественного сознания в предвестии перемен коснулся и драматургии.
Вторая половина 60-х годов выдвинула новые имена, среди которых особое место занимает Г.И.Успенский (1843-1902). В его цикле очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) отразилась пореформенная время, обнищание мастерового люда; в цикле «Разорение»(1869-1871) появился один из первых в русской литературе образ героя-обличителя и правдоискателя из рабочей среды. Новые циклы(«Признаки времени»,1863-1874; «Помпадуры и помпадурши»,1863-1874) создал Салтыков-Щедрин. Наблюдения писателя над русской жизнью вылились в обобщение огромной силы- «Истории одного города»(1869-1870);город Глупов- символ государственности, основанный на угнетении, произволе и деспотизме. Сатира Щедрина приобретает гротескные и фантастические формы, выражая идею «призрачности» реальной жизни современного общества.
В романе «Идиот»(1868) Достоевский воплотил идеал «положительно- прекрасного человека», идеал христианской морали и единения людей на основе всеобщей любви.
Роман «Бесы»(1871-1872) был воспринят демократическим лагерем как злободневным памфлет, направленный против русских революционеров, но в нем содержалась и критика либерализма, а также мелкобуржуазных извращений социалистических идей и революционной практики, характерной для «нечаевщины».
Романы Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого и Достоевского стали важной вехой на пути развития духовной культуры человечества.
Позиция отдельных людей , социальных прослоек и классов в общественной борьбе 60-70-х годов XIX в. определялась их отношением к нарастающей крестьянской революции.
Информация о работе Мир искусства как явление российской культуры