Мир искусства как явление российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Во второй половине ХIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Наличие феодального землевладения и крепостных форм организации хозяйства рождало острые противоречия . Две могучие силы подтачивали самодержавно-помещичий строй : бурное развитие промышленности и торгово-денежные отношения в экономике и резкое нарастание антифеодальной борьбы крестьянства , жаждущего земли и воли . Не было оставлено ни одной отрасли управления , где бы не произошло перемены. Не без оснований поэтому можно сказать, что правление императора Александра I I (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ1.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждения

Высшего профессионального образования 

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                                                                                                            Кафедра культурологии и

                                                                                                           социальной  коммуникации         

                               

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Мир искусства как явление российской культуры.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Выполнил :

  студент группы з-11181/22

Волкова Ирина Павловна

 

                Домашний адрес:

                    634009 г.Томск,

         пер. Баранчуковский 35/138

 

            Проверил преподаватель:

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск   2009г.

                                               

Во второй половине ХIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Наличие феодального землевладения и крепостных  форм организации хозяйства рождало  острые противоречия . Две могучие силы подтачивали самодержавно-помещичий строй : бурное развитие промышленности и торгово-денежные отношения  в экономике и резкое  нарастание антифеодальной борьбы крестьянства , жаждущего земли и воли . Не было оставлено ни одной отрасли управления , где бы не произошло перемены. Не без оснований поэтому можно сказать, что правление императора Александра I I (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.

Двадцать  с лишним лет  мирного царствования  прошли именно в преобразованиях ,и  действительно, в эти двадцать лет  Россию нелегко было узнать : она, как  и при Петре Великом , на сотни лет шагнула вперед , и император Александр вполне заслуживает  звания  не только освободителя , но и преобразователя.

Неизмеримо  выросшее количество заводов и число  рабочих мест обусловило потребность  промышленности в грамотных людях.

Открываются хлопчатобумажные прядильни , шелковые мануфактуры, металлургические и сталелитейные заводы, даже в глуши открываются банки , расширяется  сеть железных дорог. Телеграф  и почта  служат средством  сообщения  империи с целым миром. И там также нужны специалисты.

Школа в  конце века нужна была практически всем, и речь идет теперь  не просто об увеличении числа школ , а о том , чтобы довести  это число до максимума , т.е. дать возможность учится каждому.

Наряду  с экономической потребностью в образовании в этом же направлении действует сила общественная , культурная .

Создание  земств  рост самоуправления в России пришли к развитию форм внешкольного обучения : воскресных школ , народных чтений библиотек, народных театров.

Факт широкого участия общественности в организации  народных школ признало и правительство , разрешив по положению 1864 г. открывать начальные народные училище общественным организациям и частным лицам , сохранив за собой руководство учебным процессом в этих школах.

Широкую просветительскую  деятельность развернули такие общественные организации, как Московский и Петербургский  комитеты грамотности .Общество  распространения полезных книг  в Москве, книжный склад  « Посредник», который возник при участии Л.Н. Толстого. Заметно оживилась  деятельность демократических  издательств , ставивших  своей  целью распространять в народе книги «возможно лучшего содержания  и по удешевленной цене». Большую культурно-просветительскую и научную работу  вели довольно многочисленные музеи(Политехнический, Сельскохозяйственный, Исторический и др.

В XIX в. главным образом в Петербурге и Москве появились крупные  издательские фирмы А.Ф.Смирдина , М.О.Вольфа , А.Ф.Маркса, И.С.Суворина и др.В 60-х годах  возникали революционно-демократические издательства Н.А.Серно-Соловьевича, Н.П.Полякова и др.В 70-80-х годах активно работало нелегальные типографии революционных организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»,

«Северный союз русских рабочих».

В 1847 г. Некрасов , Панаев и  Белинский возродили  журнал « Современник», основанный  в 1836 г. Пушкиным .Под их  руководством  журнал возглавил передовую  литературу  и демократическое общественное движение. После смерти Белинского в годы реакции-«мрачного семилетия»(1848-1855) Некрасов в неустанной борьбе с цензурой сберег журнал, находившийся под вечной угрозой закрытия .В «Современнике» сотрудничали 

писатели, которые вскоре стали гордостью  русской литературы : Тургенев, Гончаров, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Островский, Л.Толстой.

                                                                                                                                                            

В 1866 г. в  связи с покушением на Александра I I  правительство обрушилось жесточайшими репрессиями  на передовых общественных деятелей. «Современник» был закрыт. Особенности ситуации этого периода заключалось в том , что на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространялась идеология нигилизма .Отрицая философию , искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Значительный  вклад в развитие публицистики и  теории культуры сыграл  М. Е .Салтыков-Щедрин. Он был не только и не издателем  «Отечественных записок», но и талантливым  писателем и критиком . Ставил теоретические  проблемы взаимоотношения искусства и общественной жизни , проблемы положительного героя, реализма , тенденциозности и народности искусства и культуры.

Одной из самых  ярких фигур в общественно-политической публицистике , философии, этике, эстетике и литературно-художественной критике был Д.И.Писарев. Он по праву считается третьим после Чернышевского и Добролюбова теоретиком 60-х годов.

Его взгляды  на культуру органически вытекали из мировоззренческой и социально-политической платформы нигилизма. В «разрушении  эстетики» Писарев отвергает идеалистическую эстетику и развивает понимание эстетики как наука. Он выдвигает положения : « искусство не должно быть целью самому себе» и « жизнь выше искусства».

В тоже время  в результате противоположного течения  сформировалось влиятельное направление естественно - научного материализма – И.М. Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, Н.А.Умов, И.П.Павлов и др.

Во второй половине XIX в. жил и  работал упомянутый ранее гениальный русский ученый Д.И.Менделеев (1834-1907) .

Менделеев открыл периодический закон  химических элементов (1869),предсказал свойства и атомный вес многих неизвестных элементов. В 1880 г. реакционные  ученые в Академии наук забаллотировали  Менделеева при выборах в академики , но мир признал его. Книга ученого «Основы химии» была переведена на все европейские языки.

Больших успехов добиваются русские  математики .

П.Л.Чебышев (1821-1894) сделал важные открытия по теории машин и механизмов. Он ввел в математическую науку новые понятия и явился основателем петербургской математической школы , из которой вышла целая плеяда блестящих ученых , в том числе А.М.Ляпунов, А.А.Марков, В.А. Стеклов. Крупнейшим  ученым была Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891).

Русский изобретатель , офицер флота  А.Ф.Можайский (1825-1890) работал над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1883 г.он сконструировал первый в мире самолет. Его идеи легли в основу самолетостроения .

А.С.Попов (1859-1905) изобрел радиосвязь .Правительство не отпускало средств  для его опытов. Попов терпел большую нужду , но отказался продавать свое изобретение иностранцам : «Я русский,- заявил Попов,- и горжусь тем, что не за рубежом ,а в России открыто новое средство связи».

Открытия в области техники  принесли мировую славу русским  ученым . Это изобретение П.Н.Яблочкова (1847-1894) – дуговая лампа и разработанная им системе освещения.

А.Н.Лодыгин (1847-1923) изобрел электрическую  лампу накаливания, впервые применив вольфрам.

М.О. Доливо – Добровольский (1846-1903) применил систему трехфазного тока для передачи электроэнергии на расстояние.

Определенными  успехами отмечено и развитие философии, литературы, публицистики книжного и печатного дела, а также  всех отраслей искусства.

Характер русской науки этого  времени с ее стремлением к  синтетичности и позитивным знаниям отразился в трудах ученых А.Н.Веселовского и А.А. Потебни

Идеи Веселовского получили широкую известность уже  в 70-80-е годы, а влияние Потебни  стало по-настоящему ощутимо лишь в конце XIX –начало XX.

Веселовский выступил в науке как ученый позитивист. Прекрасный знаток фольклора разных народов, европейской литературы средних веков и Возрождения, Веселовский стремился создать новую систему историко – литературного культурологического учения. В истории литературы , утверждал он «должна быть идея развития, эволюции».

Вторая  половина XIX в.- это новый период в  историческом развитии русской художественной культуры.

Искусство становится теперь все более социальным по проблематике и значительно большей  мере демократическим по идейной  направленности и формам.

В нем получает дальнейшее развитие реалистический принцип  отражения жизни и гораздо  активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской  деятельности .В нем отчетливо  сказывается и развивается направление  критического реализма.

Изменение  эти были вполне закономерны. Они  стали своеобразным художественным 

выражением  тех глубоких сдвигов, которые происходили  тогда в недрах русского общества.

Художественная литература вместе с литературной критикой и публицистикой  по- прежнему оставалась, по меткому выражению, «единственной трибуной», с высоты которой русское общество, лишенное гражданской свободы, заставляло услышать «крик своего возмущения и своей совести».

XIX столетие  вообще принято считать русским « веком Просвещения»,вовсе не представлявшим собой подражания французскому Просвещению, а имевшим свои национальные корни и самобытное содержание.

Однако  расцвет русского просветительства , связанный в основном с формированием  революционно – демократического мировоззрения , падает на 1840-1860-е годы.

Крупнейшие  выразители этого мировоззрения  в художественной литературе и критике  –Белинский, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Салтыков-Щедрин – были выдающимися  просветителями – демократами, видевшими грядущий « золотой век» жизни русского общества в свободе и благосостоянии крестьянства , в его развитии на основе общинных или артельных начал и передовых форм национальной культуры.

Литература  второй половины XIX в. не только принесла с собой новые темы и идеи, но и значительно раздвинула границы реализма , создав новые художественные формы в прозе,

Драматургии и прозе. Реализм  все более  принимает критический характер.

Критический реализм как художественный метод  нашел свое дальнейшее развитие в  творчестве виднейших русских писателей XIX в.

Их произведения окончательно преодолели отжившие эстетические нормы и, опираясь на опыт Пушкина и Гоголя , приобрели черты критического реализма, что создало предпосылки для более сильного воздействия творчества писателей и поэтов на всю русскую культуру.

Литература  критического реализма заключала в  себе глубокое и своеобразное содержание. Она реалистически разоблачала  кризисное состояние русского общества.

Литература  раскрывала проявления этого кризиса  в человеческих характерах, отношениях, переживаниях.

Решительную реформу русской поэзии русского стиха осуществил Некрасов. Он поднял до высот искусства то, что считалось  прозой жизни , услышал поэтическое  звучание непоэтических тем и  слов, расширил жанровые и тематические границы лирики.

Однако  и сторонники « чистого искусства» оказались важным звеном в истории  русской поэзии.

Подъем  общественного сознания в предвестии перемен коснулся и драматургии.

Вторая  половина 60-х годов выдвинула  новые имена, среди которых особое место занимает Г.И.Успенский (1843-1902). В его цикле очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) отразилась пореформенная время, обнищание мастерового люда; в цикле «Разорение»(1869-1871) появился один из первых в русской литературе образ героя-обличителя и правдоискателя из рабочей среды. Новые циклы(«Признаки времени»,1863-1874; «Помпадуры и помпадурши»,1863-1874) создал Салтыков-Щедрин. Наблюдения писателя над русской жизнью вылились в обобщение огромной силы- «Истории одного города»(1869-1870);город Глупов- символ государственности, основанный на угнетении, произволе и деспотизме. Сатира Щедрина  приобретает гротескные и фантастические формы, выражая идею «призрачности» реальной жизни современного общества.

В романе «Идиот»(1868) Достоевский воплотил идеал «положительно- прекрасного человека», идеал христианской морали и единения людей на основе всеобщей любви.

Роман «Бесы»(1871-1872) был воспринят демократическим  лагерем как злободневным памфлет, направленный против русских революционеров, но в нем содержалась и критика либерализма, а также мелкобуржуазных извращений социалистических идей и революционной практики, характерной для «нечаевщины».

Романы  Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого и Достоевского стали важной вехой на пути развития духовной культуры  человечества.

Позиция отдельных  людей , социальных прослоек и классов  в общественной борьбе 60-70-х годов XIX в. определялась их отношением к нарастающей крестьянской революции.

Информация о работе Мир искусства как явление российской культуры