Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:24, реферат
Во второй половине ХIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Наличие феодального землевладения и крепостных форм организации хозяйства рождало острые противоречия . Две могучие силы подтачивали самодержавно-помещичий строй : бурное развитие промышленности и торгово-денежные отношения в экономике и резкое нарастание антифеодальной борьбы крестьянства , жаждущего земли и воли . Не было оставлено ни одной отрасли управления , где бы не произошло перемены. Не без оснований поэтому можно сказать, что правление императора Александра I I (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.
Революционеры-«шестидесятники»
Во главе их стоял Н.Г.Чернышевский
.Его единомышленниками и
Революционные демократы были убеждены, что народ освободит не царская милость, не правительственная реформа, а только победа революции.
Революционеры-демократы
Благотворное влияние
А.С.Даргомыжский, отстаивал правду жизни в музыке, поддерживает и вдохновляет кружок молодых музыкантов, названый позднее искусствоведом В.В.Стасовым.
Члены этого кружка – были не только музыкантами, но и мыслителями, близкими по своим взглядам к демократически настроенным деятелям русской культуры.
Даргомыжский участвовал в издании
боевого революционно-
Во второй половине XIX в. русский балетный театр шел по пути обновления.
В музыкально-хореографических кульминациях симфонизированного балетного действия- центральных адажио и вариациях каждого акта – проводилась тема любви, побеждающей зло. Вспоминая слова Глинки о народном происхождении музыкальной культуры, следует остановится на истории русского музыкального фольклора. Она характеризуется возникновением новых произведений и циклов в пределах одного жанра и сменой жанров- угасанием одних и появлением других. Так, в XIX в. на первое место в песенной лирике выдвинулись частушка и романс, в XX в. прекратила живое бытование былина. Ряд жанров и произведений фольклора перешел в музыкальное творчество композиторов.
Среди художников пера и кисти росло стремление приблизить искусство к жизни, откликнуться своими произведениями на волнующие вопросы действительности. Однако академический классицизм со своими мертвыми канонами продолжает оставаться официальным направлением в художественной культуре России. В стороне от новых веяний находилась и Академия художеств в Петербурге – главный центр русской живописи.
Заметный след в русской живописи оставили и такие самобытные, не входившие ни в какие объединения художники, как маринист Айвазовский, исторические живописцы Серов, Семирадский и Флавицкий, жанристы или батальные живописцы Штеренберг, Верещагин. Передовые люди пореформенной России всячески поддерживали художников и помогали им.
В пореформенный период в городах России началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И .П. Ронеев, В.О.Шервуд, А .Н. Померанцев, Д.Н. Чичагов и др.создали « национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества. В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа-Спасителя в Москве. Для жилых домов Москвы и Петербурга характерно использование элементов различных стилей.
Со времен «Мертвых душ» Н.В.Гоголя развивалось ироническое отношение к усадьбе, с ее фасадностью, «ненужным» украшательством.
Представители прогрессивной художественной культуры XIX в. видели в усадьбе символ барства, праздной роскоши дворянства и нищеты народа. Но отзываясь с ненавистью о социальной природе русской усадьбы, многие находили в быте ее те стороны, которые в эпоху роста официальной казенщины жизни Петербурга и Москвы казались весьма привлекательными .Усадьба как архитектурный ансамбль не была для прошлого века ведущим типом зодчества. Новый век строил театры, доходные дома, музеи, общественные сооружения, фабрики и вокзалы.
Усадьба, отходя на второстепенные по своему значению места, меняла и свое содержание. Она все больше приближалась по духу своему к музею или храму искусства. Но совершенство архитектурных форм и красота декора на фасадах главного дома определяли теперь ее достоинство. Прославиться могла лишь та усадьба, которая становилась средоточием культурной и духовной жизни общества.
Среди подмосковных усадьб XIX в., привлекающих внимание красотой своего расположения, совершенством художественных памятников, особенно выделяются те, что связаны с историей русской литературы. Такие усадьбы справедливо носят название «литературные гнезда».Немало выдающихся талантов здесь встречалось.
В 80-90-е годы развитие культурологи в России характеризуется прежде всего противоборством трех различных идеологических направлений: демократического, представленного, с одной стороны народниками Л.Н.Толстым, а с другой – первыми русскими марксистами; консервативно- идеалистического, возглавленного В.С.Соловьевым; и либерально- эстетского, нашедшего в конце 90-х годов свое теоретическое выражение на страницах журнала «Мир искусства».
Лучшие русские актеры и режиссеры
второй половины XIX в., так же как
русская литература, утверждали реализм
на сцене. Они боролись с театральным
штампом, безыдейностью и безвкусицей,
за развитие традиций великого Щепкина,
за правдивость и высокую содержат
В Московском Художественном театре органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и идеи « театральной революции». Именно в этом театре была полностью реализована идея ансамбля, достигнуто совершенное перевоплощение актера и проникновение в самые сокровенные глубины психологии персонажей. Будучи одним самых ярких проявлений русской демократической культуры, Московский Художественный театр, в свою очередь, оказал огромное влияние на духовный мир нескольких поколений русской интеллигенции. Подлинным рождением этого театра явилась постановка пьесы Чехова «Чайка» в 1898 г.
С успехом на сцене появилась и «Анна Каренина» Льва Толстого, утверждавшая принципы реализма в искусстве.
Глубоко самобытная великая русская литература прошлого никогда не была национально замкнутой. Лучшие русские писатели, у которых было высоко развито чувство Родины, с истинной заинтересованностью открывали для себя богатейший исторический и духовный опыт, накопленный литературой разных времен и народов.
Все мировое искусство, начиная с античности и кончая живой современностью, было в поле их зрения, давало им материал для творческих размышлений. В свою очередь, передовая русская литература XIX в. оказывала и оказывает по сей день огромное влияние на творчество писателей всего мира, ибо проблемы, волновавшие ее, были не только национальными, но и общечеловеческими.
Истинное открытие русской литературы зарубежным читателем произошло, когда в 1879 г. вышел в свет первый французский перевод «Войны и мира».
В связи с проблемой
Л.Н.Толстой оставил глубокий след в русской и мировой культуре. На рубеже XIX и XX в в . Толстой объективно выступил как завершитель одной из ведущих тенденций русскому духовной жизни прошлого столетия. Его трактат, упоминавшийся ранее «Что такое искусство?» нанес сильный удар по европейскому декадентству, продемонстрировав вместе с тем крайний утопизм протеста патриархально – нравоучительных позиций.
На всем протяжении XIX столетия плодотворные и оригинальные мысли о красоте и искусстве, об общих проблемах культуры высказывались в России не только теоретиками, но и писателями, композиторами, художниками, архитекторами. Так внесли свой вклад в решение теоретических проблем культуры искусствоведческих и публицистические работы.
В высокой духовности – самобытная
особенность русской классики XIX
в. Величие христианской любви и
всепрощения не противостоит в
романах Тургенева, Л.Толстого, Достоевского
и других русских писателей, а
активно взаимодействует с
В целом, русской литературе конца XIX в . отразились резкие противоречия пореформенной дореволюционной эпохи ощущение неизбежности изменения мира.
Русский реализм выработал новые, соответствующие этим идеям художественные формы и методы, значительно раздвинув границы словесного искусства. При этом русская классическая литература развивалась в тесном взаимодействии с литературами других народов России и оказывала на них благотворное воздействие.
Социокультурный XIX в. – это «золотой век» пушкинской поры, это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев и Соловьев.
Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм, философия ненасилия и террор, русский социализм и поиск земного града…
Все это вместил трагический и великий XIX в.
Об Авторе.
В условиях нового мышления и концепции единой мировой цивилизации интерес к культуре, ее истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос.
Парадоксально, но факт: русская культура, культура одного из самых многочисленных народов России, культура говорящих и «исповедующих» русскую культуру, а потому искренне считающих себя русскими, остается у нас малоизученной.
Тем более отрадно отметить научно – исследовательский характер работы доктора философских наук Т.С.Георгиевой «история русской культуры»,использующей впервые – свидетельства очевидцев далеких эпох, передающих сам дух истории, особенности сознания наших предков, их любовь к прекрасному, к окружающей природе.
Автор показывает яркую самобытность
и богатство русской национальн
Автору удалось показать не только неповторимую самобытность русской культуры, но и ее открытость другим народам, общность с мировыми тенденциями в развитии культуры.
« История русской культуры»- это
добротная, свежо и увлекательно написанная
настольная книга для каждого, кто размышляет
о судьбах русской культуры, кто созидает
ее.
Введение
Настоящее исследование посвящается русской проблематике.
Автор полагает, что в освещении проблемы русской культуры, а также самой постановки вопроса о праве русского народа на историю своей собственной культуры, ее своеобразия и т.п. правомерно различные подходы. Автор выбирает свой концептуальный путь.
Высокая нравственность и одухотворенность философских исканий русских художников определили многоассоциальность русского искусства и немало способствовали формированию общенародного типа русской культуры: творцом ее, основной целью и ценностью является сам человек. И так , в центре нашего внимания – русская культура, понимаемая как образ жизни коренного населения страны – России, его веками складывавшиеся в трудах и жертвах традиции, святыни и радости, творения его высокого духа и нравственной чистоты.
Заключение
От утопизма и мифольгизма в сознании – к контролю народной жизни над доктринами и абстракциями, от узкой сферы ориентации в культуре – к открытой системе разнородных культурных взаимосвязей , к реализму без догматических «берегов».
Россия знала множество бурь и потрясений но в самых трудных мгновения она ждала прозрения – развития русской художественной мысли.
Нигилизм по отношению ко многим
прошлым ценностям ,неаргументированное
возвеличивание новых приводит к
скептицизму молодежи и может
вызвать обесценивание
Но общество живо идеалами, духовными ценностями.
Это всегда сплачивало русский народ и вело его « через тернии к звездам».
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
1.Об Авторе…………………………………………………
2.Введение……………………………………………………
3.Мир искусства как явление российской культуры………………………………………4стр
4.Заключение………………………………………………
5.Литература………………………………………………
Информация о работе Мир искусства как явление российской культуры