Мир искусства как явление российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Во второй половине ХIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Наличие феодального землевладения и крепостных форм организации хозяйства рождало острые противоречия . Две могучие силы подтачивали самодержавно-помещичий строй : бурное развитие промышленности и торгово-денежные отношения в экономике и резкое нарастание антифеодальной борьбы крестьянства , жаждущего земли и воли . Не было оставлено ни одной отрасли управления , где бы не произошло перемены. Не без оснований поэтому можно сказать, что правление императора Александра I I (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ1.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Революционеры-«шестидесятники», преемники  Белинского и Герцена, были наиболее последовательными и боевыми  выразителями интересов крестьянства.

Во главе их стоял Н.Г.Чернышевский .Его единомышленниками и ближайшими сподвижниками были Н.А.Добролюбов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков -Щедрин.

Революционные демократы были убеждены, что народ освободит не царская  милость, не правительственная реформа, а только победа революции.

Революционеры-демократы выступали  против всей самодержавно-крепостнической  системы и против либерализма в общественном движении и искусстве. Лучшие стихи Фета вошли в сокровищницу русской литературы и помогают воспитывать любовь к родному слову, к родной природе, внимание к духовной жизни человека.

Благотворное влияние передовой  литературы и драматургии сказывается и на развитии русского музыкального искусства.

А.С.Даргомыжский, отстаивал правду жизни в музыке, поддерживает и  вдохновляет кружок молодых музыкантов, названый позднее искусствоведом В.В.Стасовым.

Члены этого кружка – были не только музыкантами, но и мыслителями, близкими по своим взглядам к демократически настроенным деятелям русской культуры.

Даргомыжский участвовал в издании  боевого революционно-демократического журнала «Искра».

Во второй половине XIX в. русский  балетный театр шел по пути обновления.

В музыкально-хореографических кульминациях симфонизированного балетного действия- центральных адажио и вариациях каждого акта – проводилась тема любви, побеждающей зло. Вспоминая слова Глинки о народном происхождении музыкальной культуры, следует остановится на истории русского музыкального фольклора. Она характеризуется возникновением новых произведений и циклов в пределах одного жанра и сменой жанров- угасанием одних и появлением других. Так, в XIX в. на первое место в песенной лирике выдвинулись частушка и романс, в XX в. прекратила живое бытование былина. Ряд жанров и произведений фольклора перешел в музыкальное творчество композиторов.

Среди художников пера и кисти росло  стремление приблизить искусство к  жизни, откликнуться своими произведениями на волнующие вопросы действительности. Однако академический классицизм со своими мертвыми канонами продолжает оставаться официальным направлением в художественной культуре России. В стороне от новых веяний находилась и Академия художеств в Петербурге – главный центр русской живописи.

Заметный след в русской живописи оставили и такие самобытные, не входившие ни в какие объединения  художники, как маринист Айвазовский, исторические живописцы Серов, Семирадский  и Флавицкий, жанристы или батальные живописцы Штеренберг, Верещагин. Передовые люди пореформенной России всячески поддерживали художников и помогали им.

В пореформенный период в городах  России началось активное строительство  общественных зданий, фабрик и заводов, жилых  домов. Архитекторы И .П. Ронеев, В.О.Шервуд, А .Н. Померанцев, Д.Н. Чичагов и др.создали « национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества. В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа-Спасителя в Москве. Для жилых домов Москвы и Петербурга характерно использование элементов различных стилей.

Со времен «Мертвых душ» Н.В.Гоголя развивалось  ироническое отношение  к усадьбе, с ее фасадностью, «ненужным» украшательством.

Представители прогрессивной художественной культуры XIX в. видели в усадьбе символ барства, праздной роскоши дворянства и нищеты народа. Но отзываясь с ненавистью о социальной природе русской усадьбы, многие находили в быте ее те стороны, которые в эпоху роста официальной казенщины жизни Петербурга и Москвы казались весьма привлекательными .Усадьба как архитектурный ансамбль не была для прошлого века ведущим типом зодчества. Новый век строил театры, доходные дома, музеи, общественные сооружения, фабрики и вокзалы.

Усадьба, отходя на второстепенные по своему значению места, меняла и свое содержание. Она все больше приближалась по духу своему к музею или храму искусства. Но совершенство архитектурных форм и красота декора  на фасадах главного дома определяли теперь ее достоинство. Прославиться  могла лишь та усадьба, которая становилась средоточием культурной и духовной жизни общества.

Среди подмосковных усадьб XIX в., привлекающих  внимание красотой своего расположения, совершенством художественных памятников, особенно выделяются те, что связаны с историей русской литературы. Такие усадьбы справедливо носят название «литературные гнезда».Немало выдающихся талантов здесь встречалось.

В 80-90-е годы развитие культурологи в России характеризуется прежде всего противоборством трех различных  идеологических направлений: демократического, представленного, с одной стороны народниками Л.Н.Толстым, а с другой – первыми русскими марксистами; консервативно- идеалистического, возглавленного В.С.Соловьевым; и либерально- эстетского, нашедшего в конце 90-х годов свое теоретическое выражение на страницах журнала «Мир искусства».

Лучшие русские актеры и режиссеры  второй половины XIX в., так же как  русская литература, утверждали реализм  на сцене. Они боролись с театральным  штампом, безыдейностью и безвкусицей, за развитие традиций великого Щепкина, за правдивость и высокую содержательность сценического искусства.

В Московском Художественном театре органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и идеи « театральной революции». Именно в этом театре была полностью реализована идея ансамбля, достигнуто совершенное перевоплощение актера и проникновение в самые сокровенные глубины психологии персонажей. Будучи одним самых ярких проявлений русской демократической культуры, Московский Художественный театр, в свою очередь, оказал огромное влияние на духовный мир нескольких поколений русской интеллигенции. Подлинным рождением этого театра явилась постановка пьесы Чехова «Чайка» в 1898 г.

С успехом  на сцене появилась  и «Анна Каренина» Льва Толстого, утверждавшая принципы реализма в искусстве.

Глубоко самобытная великая русская литература прошлого никогда не была национально замкнутой. Лучшие русские писатели, у которых было высоко развито чувство Родины, с истинной заинтересованностью открывали для себя богатейший исторический и духовный опыт, накопленный литературой разных времен и народов.

Все мировое искусство, начиная  с античности и кончая живой современностью, было в поле их зрения, давало им материал для творческих размышлений. В свою очередь, передовая русская литература XIX в. оказывала и оказывает по сей день огромное влияние на творчество писателей всего мира, ибо проблемы, волновавшие ее, были не только национальными, но и общечеловеческими.

Истинное открытие русской литературы зарубежным читателем произошло, когда  в 1879 г. вышел в свет первый французский  перевод «Войны и мира».

В связи с проблемой взаимодействия  культур и заимствований очень  важно подчеркнуть, что «мысль, способную раздвинуть горизонт нашего видения собственных проблем, как и веру в нее, заимствовать невозможно. Это всегда  национальный труд и усилие для реализации  гражданского достоинства.

Л.Н.Толстой оставил глубокий след в русской и мировой культуре. На рубеже XIX и XX в в . Толстой объективно выступил как завершитель одной  из ведущих тенденций русскому духовной жизни прошлого столетия. Его трактат, упоминавшийся ранее «Что такое искусство?» нанес сильный удар по европейскому декадентству, продемонстрировав вместе с тем крайний утопизм протеста патриархально – нравоучительных позиций.

На всем протяжении XIX столетия плодотворные и оригинальные мысли о красоте и искусстве, об общих проблемах культуры высказывались в России не только теоретиками, но и писателями, композиторами, художниками, архитекторами. Так внесли свой вклад  в решение теоретических проблем культуры искусствоведческих и публицистические работы.

В высокой духовности – самобытная особенность русской классики XIX в. Величие христианской любви и  всепрощения не противостоит  в  романах  Тургенева, Л.Толстого, Достоевского и других русских писателей, а  активно взаимодействует с особым типом любви женщины и мужчины, мерилом которой является христианская  любовь – прощение и отречение во имя благо других.

В целом, русской  литературе конца XIX в . отразились резкие противоречия пореформенной дореволюционной  эпохи ощущение неизбежности изменения мира.

Русский реализм выработал новые, соответствующие этим идеям художественные формы и методы, значительно раздвинув  границы словесного искусства. При  этом русская классическая  литература развивалась в тесном взаимодействии с литературами других народов России и оказывала на них благотворное воздействие.

Социокультурный XIX в. – это «золотой век» пушкинской поры, это Пушкин и  Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков  и Аксаков, Сперанский и Лавров, Достоевский  и Толстой, Леонтьев и Соловьев.

Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм, философия ненасилия и террор, русский социализм и поиск земного града…

Все это вместил трагический  и великий XIX в.             

 

                   

 

 

 

 

 

    

 

 

  

 

 

 

Об Авторе.

 

В условиях нового мышления и концепции  единой мировой цивилизации интерес  к культуре, ее истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос.

Парадоксально, но факт: русская культура, культура одного из самых многочисленных народов России, культура говорящих и «исповедующих» русскую культуру, а потому искренне считающих себя русскими, остается у нас малоизученной.

Тем более отрадно отметить научно – исследовательский характер работы доктора философских наук  Т.С.Георгиевой «история русской культуры»,использующей впервые – свидетельства очевидцев далеких эпох, передающих сам дух истории, особенности сознания наших предков, их любовь к прекрасному, к окружающей природе.

Автор показывает яркую самобытность и богатство русской национальной культуры, существование которой отрицается сегодня некоторыми теоретиками.

Автору удалось показать не только неповторимую самобытность  русской  культуры, но и ее открытость другим народам, общность с мировыми тенденциями в развитии культуры.

« История русской культуры»- это добротная, свежо и увлекательно написанная настольная книга для каждого, кто размышляет о судьбах русской культуры, кто созидает ее.                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     2.

 

Введение 

 

 

 

Настоящее исследование посвящается  русской проблематике.

Автор полагает, что в освещении проблемы русской культуры, а также самой постановки вопроса о праве  русского народа на историю своей собственной культуры, ее своеобразия и т.п. правомерно  различные подходы. Автор выбирает  свой концептуальный путь.

Высокая нравственность и одухотворенность философских исканий русских художников  определили многоассоциальность русского искусства и немало способствовали формированию общенародного типа русской культуры: творцом ее, основной целью и ценностью является сам человек. И так , в центре нашего внимания – русская культура, понимаемая как образ жизни коренного населения страны – России, его веками складывавшиеся в трудах и жертвах традиции, святыни и радости, творения его высокого духа и нравственной чистоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       3.     

Заключение

 

 

 

 

 

От утопизма и мифольгизма в  сознании – к контролю народной жизни над доктринами и абстракциями, от узкой сферы ориентации в культуре – к открытой системе разнородных культурных взаимосвязей , к реализму без догматических «берегов».

Россия  знала множество бурь и потрясений но в самых трудных  мгновения она ждала прозрения – развития русской художественной мысли.

Нигилизм по отношению ко многим прошлым ценностям ,неаргументированное  возвеличивание новых приводит к  скептицизму молодежи и может  вызвать обесценивание образования, возвеличивание культа наживы, индивидуального преуспевания за счет других общества.

Но общество живо идеалами, духовными  ценностями.

Это всегда сплачивало русский народ  и вело его « через тернии к  звездам».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       9.          

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Георгиева Т.С. История русской культуры.- Москва ., 1999 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 10  

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Об Авторе………………………………………………………………………………….2стр.

 

2.Введение……………………………………………………………………………………3стр

 

3.Мир искусства как явление российской культуры………………………………………4стр

 

4.Заключение…………………………………………………………………………………9стр

 

5.Литература………………………………………………………………………………10стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Мир искусства как явление российской культуры