Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:10, контрольная работа
В исторической науке понятие «Средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия с V по XV в., не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества
Контрольная работа по культурологии
Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе (V-XIV вв.) и его отражение в архитектуре христианского храма.
Содержание
Введение.
Заключение.
Введение
В исторической науке понятие «Средневековье»
укрепилось после того, как в эпоху
Возрождения был провозглашен возврат
к античной культуре. «Промежуточные
века» между античностью и
Возрождением с легкой руки итальянских
гуманистов стали именоваться средними.
Очевидна условность такого понятия, показательна
огромная продолжительность данного
периода - более тысячелетия с V по XV
в., не вызывает сомнения важность и многогранность
содержания этого этапа в истории человечества. 1.
Краткая характеристика V-XIV вв.
Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
«ХРИСТИАНСТВО - одна из трех мировых религий (наряду
с буддизмом и исламом). Имеет три
основных направления: католицизм,
православие, протестантизм. Все их
объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека,
спасителя мира, который был послан на
землю, чтобы искупить грехи человечества.
Главным источником вероучения является
Священное Писание (Библия, особенно ее
вторая часть - Новый Завет). Христианство
возникло в I веке н.э. в восточной провинции
Римской империи (в Палестине) как религия
угнетенных и долгое время преследовалась
2. Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе.
Средневековый человек не воспринимал себя вне божественного начала. Оно не просто приникало во все сферы жизни, а являлось неотъемлемой частью мирового порядка, главной его частью.
«В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.
Средневековый европеец был,
безусловно, глубоко религиозным
человеком. Мир виделся тогда
в соответствии с некоторой иерархической
логикой, как симметричная схема, напоминающая
две сложенные основаниями
3. Христианский храм – модель мира. Особенности архитектуры романских и готических храмов.
Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепен-но. В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах. Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний - базилики.
«БАЗИЛИКА- первоначально базиликой называли дом архонта - правителя древнегреческого города-государства, а в Древнем Риме - общественные здания, предназначенные для суда, торговых сделок и т.д. После того, как христианство стало государственной религией в Древнем Риме, базилика стала одним из основных типов христианских храмов, получив в дальнейшем наибольшее распространение в западноевропейской архитектуре. В основе символики базиликальных храмов лежит идея длительного пути как намек на крестный путь Христа, путь страданий и искупления. По форме базилика - вытянутое, прямоугольное в плане здание. Здание разделялось внутри продольными рядами колонн (столбов) на несколько частей (нефов). Средний (главный) неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед выходом из базилики расположен поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, наиболее широкого нефа - полукруглый выступ (апсида), крытый полукуполом. Существовали различные формы базилики, в зависимости от числа и расположения боковых нефов. Одной из них была крестообразная базилика, образованная добавлениями к трехнефной базилике поперечного нефа. Из сочетания крестообразной базилики с куполом получалась конструкция крестовокупольного храма, получившего широкое распространение в Византии, а затем и в других православных государствах»3
Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).
Храм делится на три
пространственные зоны: алтарь,
собственно храм и притвор,
которые символизируют трехчастную
структуру мира, Вселенную в
христианской понимании. Так алтарь символизирует
место пребывания Бога, непостижимое для
человека.
В православном храме заложена
также и антропологическая
окнами - бровки и т.д. Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Так, символично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; четыре - четыре Евангелия, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь таинств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.
Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем. Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной частью алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.
Романский стиль .
Термин " романский стиль" условен
и возник в первой половине 19 века,
когда была обнаружена связь средневековой
архитектуры с римской. В X-XII веках церковь
достигла вершины могущества. Ее влияние
на духовную жизнь того времени было безгранично.
Церковь была главным заказчиком произведений
искусства. И в проповедях церкви и в сознании
народа жила идея греховности мира, исполненного
зла, соблазнов, подвластного воздействию
страшных и таинственных сил. На этой основе
в романском искусстве Западной Европы
возник этический и эстетический идеал,
противоположный античному искусству.
Превосходство духовного над телесным
выражалось в контрасте неистовой духовной
экспрессии и внешнего уродства облика.
Сцены страшного суда и апокалипсиса -
ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры
и рельефов. Ведущим видом искусства в
средние века была архитектура. Церковная
романская архитектура опиралась на достижения
каролинкского периода и развивалась
под сильным воздействием в зависимости
от местных условий от античного или византийского
или арабского искусства.
Основной архитектурной задачей было
создание каменного, по большей части
монастырского храма, отвечающего требованиям
церковной службы. Главным его типом является
тип базилики. Суровость и мощь романских
храмов были порождены заботами об их
прочности. Строители ограничивались
простыми массивными формами из камня,
оконные и дверные проемы очень узкие.
В очертаниях форм преобладают простые
вертикальные или горизонтальные линии,
а также полуциркульные арки. Стремясь
к облегчению конструкций, романские мастера
решали очень сложные задачи прочности
сооружений - появились конструкции, в
которых нейтрализация распора достигалась
за счет взаимодействия уравновешивающих
друг друга сил. Одним из таких решений
явилось создание крестовых сводов образованных
пересечением двух пересекающихся под
прямым углом отрезков полуциркульных
сводов равного радиуса. Храм романского
стиля чаше всего развивает унаследованную
от римлян древнехристианскую базилику.
В плане это латинский крест. Наружный
вид романского храма суров и прост и ясен.
Формы романской культовой архитектуры
в частности обилие плоскостей способствовали
распространению монументальной скульптуры,
которая существует в форме рельефа, распластанного
на плоскости стены или покрывающая поверхность
капителей.
В композициях преобладает плоскостное
начало. Фигуры располагаются в пределах
вертикальных поверхностей, причем композиция
не дает ощущения глубины. Обращают на
себя внимание разные масштабы фигур.
Размер их зависит от иерархической значимости
того, кто изображен: Христос всегда больше
ангелов и апостолов, которые в свою очередь
больше простых смертных. Но это только
одна зависимость. Фигуры находятся в
определенном соотношении и с архитектурными
формами. Изображения в середине - крупнее,
чем те которые находятся по углам. На
фризах помещаются фигуры приземистых
пропорций, а на несущих частях - удлиненные.
Такое соответствие изображения архитектурных
очертаний одна из характернейших черт
романского стиля. Для искусства этого
времени характерна также любовь ко всему
фантастическому, это заметно и в выборе
сюжетов - Апокалипсис. Часто встречаются
в орнаментах фантастические существа
- возможно это пережитки языческих верований.
Памятники романского искусства рассеяны
по всей Западной Европе. Больше всего
их во Франции, которая в XI - XII веках была
не только центром философского и теологического
движения, но и широкого распространения
еретических учений. В архитектуре и скульптуре
встречаются наибольшее разнообразие
форм и решенных конструктивных проблем.
В грандиозных храмах Бургундии, занявших
первое место среди французских школ ,
были сделаны первые шаги к изменению
конструкции сводчатых перекрытий в типе
базиликального храма. Классический образец
такого сложного типа - пятинефная монастырская
церковь в Клюни. Это был самый большой
храм из всех построек того времени. Своими
размерами он значительно превосходил
даже главный храм католического христианства
- базилику Святого Петра в Риме. ( 187 метров
против 120 метров в длину) . Романская архитектура
Франции выработала целый ряд разнообразных
конструкций , обеспечивающих надежность
сводов. Помимо утолщения опор и стен эту
задачу решали либо путем нейтрализации
распора главного полуциркульного свода
за счет направленных в противоположную
сторону сил. Жертвуя верхним светом, в
центральном нефе, строители возводили
так называемые зальные церкви равной
или почти равной высоты, благодаря чему,
распор центрального свода погашался
отчасти встречным давлением боковых.
Боковые нефы делали даже двухъярусными,
что увеличивало их тяжесть, а также делало
здание более вместительным. Чтобы облегчить
свод центрального нефа предавали ему
стрельчатое сечение , вводили подпорные
арки , которые принимали основную нагрузку
и верхний свод прорезали окнами. В Германии
особое место в строительстве соборов
в XII веке занимали города, на Рейне. В Вормском
соборе ( 1171 - 1234 г.г. ) , построенном из желтого
песчаника , членение объемов менее разработаны
, чем во французских храмах, это создает
ощущение монолитности форм. Первые произведения
романской скульптуры Франции возникли
на рубеже XI - XII
веков. В XII веке впервые за все время развития
западноевропейской культовой архитектуры
скульптурные изображения начинают широко
использоваться для декорирования фасадов
церквей. Самым замечательным творением
романской монументальной пластики являются
гигантские рельефные композиции над
порталами храмов. Сюжетами чаще всего
служили грозные пророчества Апокалипсиса
и страшного суда. Композиция строго подчинена
принципу иерархии - центром является
расположенная по главной оси и занимающая
всю высоту фигура Христа , причем если
фигура Христа симметрична и неподвижна
, то вокруг него все исполнено бурного
движения. Длинные, почти бесполые тела
апостолов служат как бы воплощением теологической
идеи о преодолении духовным началом "
косной " материи. В романской пластике
встречаются сочетания возвышенного и
повседневного, грубо-телесного и отвлеченно
- умозрительного, героического и комически
- гротескного. Изображения страшного
суда наглядно представляют богословскую
схему иерархической структуры мира. Центром
композиции всегда служит фигура Христа
. Верхнюю часть занимает небо , нижнюю
- грешная земля , по правую руку Христа
находится рай и праведники ( добро ) по
левую - осужденные на вечные муки грешники
, черти и ад ( зло ) . При всей обязательности
этой схемы реализация ее чрезвычайно
разнообразна . Например, в тимане собора
Сент-Лазар в Отене (1130-1140) в сцене Страшного
суда рядом с грозными величественным
образом Христа изображен почти гротескно-комедийный
эпизод взвешивания добрых и злых дел
умерших, сопровождающийся плутовством
дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно
и страшным и смешным.
Путь развития немецкого романского искусства
был менее последовательным.
В период наивысшего обострения борьбы
между империей и папством церковное искусство
приобрело в Германии черты сурового аскетизма.
Более чем когда либо враждебного миру
, более чем когда либо направленного на
воплощение сверхчувственного начала.
Развитие "строгого стиля" можно
проследить на примете многочисленных
деревянных распятий XII века. Ровные параллельные,
линии складок одежд, такими же параллелями
намечены волосы, борода, фигура аскетична
и неподвижна, Христос, не страдающий человек,
а суровый и беспристрастный судья, победивший
смерть. Самым прославленным является
" Распятие Имервальда" , по имени
мастера его выполнившего . На смену романскому
искусству пришла готика. Название это
тоже условно. Оно было синонимом варварства
в представлении историков Возрождения,
которые впервые применили этот термин,
характеризуя средневековое искусство.
Повышенная одухотворенность, нарастающий
интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному,
красоте реального мира - отличает его
от романского искусства.
Информация о работе Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе