Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:10, контрольная работа
В исторической науке понятие «Средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия с V по XV в., не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества
Готический стиль .
Как и романское искусство,
искусство готики находилось под сильнейшим
воздействием церкви и было призвано воплощать
в символических и аллегорических образах
церковную догматику.
Готика зародилась в Северной Франции
(Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла
расцвета в 1-й половине XIII в. Стиль ставший
завершающим этапом в развитии средневекового
искусства стран Западной, Центральной
и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.).
Термин "готика" введён в эпоху Возрождения
как уничижительное обозначение всего
средневекового искусства, считавшегося
"варварским". С начала XIX в., когда
для искусства X - XII вв. был принят термин
романский стиль, были ограничены хронологические
рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую
(высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась
в странах, где господствовала католическая
церковь, и под её эгидой феодально-церковные
основы сохранялись в идеологии и культуре
эпохи готики.
Для готики, характерны символико-аллегоричный
тип мышления и условность художественного
языка. От романского стиля готика унаследовала
главенство архитектуры в системе искусств
и традиционные типы зданий. Готический
храм сохранил ту же базиликальную форму,
что и романский, но конструкция его свода
изменилась: его основой стала каркасная
система из столбов и опирающихся на них
стрельчатых арок. Использование стрельчатых
арок — отличительная черта готической
архитектуры.
«Академией искусства» для мастеров стал
собор в Реймсе. Это пример высочайшего
мастерства зрелой готики. Собор издавна
служил местом коронования французских
правителей. Строительство храма длилось
почти два столетия: началось после пожара
в старой романской церкви в 1211 г. и продолжалось
до 1481 г. Однако единство композиции не
нарушалось долгими сроками строительства.
Скульптурный декор наполнял Реймсский
храм, так же как и собор в Шартре. Но то,
что для мастеров Шартра было открытием,
в Реймсе получило глубокое развитие и
упрочение — был сформирован неповторимый
ансамбль объемной скульптуры, полной
тонких одухотворенных движений. Создается
не просто пластически содержательное
целое, но и общее духовное пространство
общения. Внутреннее пространство храма
отличают ясная структура и пластика,
стройность пропорций, совершенство обработки
камня. Стиль зрелой готики иногда образно
называют «лучистым» благодаря широко
распространившемуся в то время рисунку
окна — «розе» с радиально расходящимися
лепестками. Все соборы этого периода
украшены царственно величавым, изысканно
изящным «лучистым» окном на западном
фасаде.Вынесение наружу конструктивных
элементов, поддерживающих крестовый
свод, помогало создать огромное, несоизмеримое
с человеческим ростом, пространство интерьера.
Стены собора были прорезаны огромными
окнами с многоцветными витражами, которые
в таинственном полумраке светились яркими
красными, синими, желтыми красками, создавая
особую духовную атмосферу. Устремленность
собора ввысь была подчеркнута гигантскими
ажурными башнями, высокими стрельчатыми
арками, порталами и окнами, многочисленными
удлиненными статуями, богатыми декоративными
деталями. Небывалый по высоте и размерам
собор возвышался над городом и мог вместить
порой все его население. Все это оказывало
сильнейшее эмоциональное воздействие
на верующих.
Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей — главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали три темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии, и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи).
В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения.
В средние века формируется новый, религиозный тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Главная цель религии – познать самого себя, окружающий мир и Бога. Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество. Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли. Главной религией в Европе было христианство, именно оно на протяжении всего Средневековья определяло философию и художественную культуру. Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было равнозначным. Доминантой средневековой культуры стало христианство, которое выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи, что обусловило формирование средневековой культуры как целостности. Историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.
1 О.Е. БОГОРОДСКАЯ, Т.Б. КОТЛОВА ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Учебное пособие.- Иваново,1999
2 Культурология. Курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. -М., 1997.
3 О.Е. БОГОРОДСКАЯ, Т.Б. КОТЛОВА ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Учебное пособие.- Иваново,1999
Информация о работе Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе