Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 10:56, реферат
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян . У людей сложилась система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности, помогая ему противостоять неизвестности.
Поэтому цель моей работы рассказать из чего складывалось языческое мировоззрение и как оно влияло на жизнь людей .
Введение………………………………………………………………….2
1 глава. Языческая символика………………………………………….3
1.1 Значение символов………………………………………………..3
1.2 Языческие узоры…………………………………………………5
1.3 Языческие обряды……………………………………………….7
2 глава. Отражение мировоззрения славян в символике…………..8
Заключение……………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 глава.
Языческая символика……………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Данная тема весьма актуальна в наше время, потому, что все больше и больше людей интересуются язычеством, даже при том, что сейчас развиты много наук, которые опровергают значение символов, магии и духов, люди все равно хотят верить во что-то тайное и загадочное.
Язычество
прошло сложный многовековой путь от
архаических, примитивных верований
древнего человека до государственной
"княжеской" религии Киевской
Руси к 9 веку. К этому времени
язычество обогатилось сложными
обрядами (можно выделить обряд погребения,
в котором сконцентрировались многие
представления язычников о
Поэтому цель моей работы рассказать из чего складывалось языческое мировоззрение и как оно влияло на жизнь людей .
Задачи
моей работы изучить языческие символы,
языческие узоры, языческие обряды и показать
как это отображалось в языческом мировоззрении.
1глава. Языческая символика
1.1 Значение символов.
Язычество находит выражение в вещественном мире. Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.
Языческие символы, которые являются неотъемлемой частью традиционной (языческой) культуры делятся на несколько основные групп: это солярная символика и свастика.
Солярная
символика – символика
Символы, связанные с тремя стихиями и являющимися наиболее древними обережными узорами, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня.
Символы земли для язычников, были выражением матери, которая являлась подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Дает нам тот мир, в котором мы живем. Так же она являлась выражением природы, имеющая очень многочисленные и многогранные образы. Нет её определенного символьного выражения. Один из ее образов - символ Мирового Древа. Мировое Древо – «Ось мира», оно держит на себе все миры. В кроне расположился мир Прави. У ствола – Явь, в корнях, там где ютится Мировой Змей Юша – Навь. Шаман, будучи в трансе, может совершить путешествие по этим мирам. Отголосок древнего мифа о Мировом Древе мы видим в сказке про волшебный боб, там старик выращивает волшебную бобовую лозу до самого неба и забирается по ней на облака. Особо известным символом матери земли является цветок папоротника, с которым связана легенда – папоротник в ночь на Купалу выпускает красивейший цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.
Символ воды у древних славян имел несколько значений: во-первых, вода это то, что дает жизнь всему живому, во-вторых она несет в себе сакраментальный смысл очищения (человек, моющийся в бане смывает с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную – оболочку порока, тьмы, ненависти, что является ритуалом перерождения, обновления человека – подобно обновлению кожи и тела человека в бане, обновляется душа его и аура). И в-третьих это ее течение (река – это поток воды – вода утекла и река другая, то есть течение воды это своего рода показатель времени).
В Символе огня древнейшие племена видели стихию, родственную с небесным пламенем грозы: огонь, разведенный на домашнем очаге, точно так же прогоняет нечистую силу тьмы и холода и уготовляет пищу насущную . Он так же являлся и почитался собирателем семьи, охранителем жилья и принадлежащих к нему владений, защитником брачных и родственных связей (скреплял супружеские узы, даровал детей, покой и счастье) словом, является представителем всего нравственного мира, заключенного в стенах дома.
1.2 Языческие узоры
В самом начале зарождения верований Злые силы были представлены Упырями и Навьями. Упыри - это фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты - "oбереги". Навь - темная сила, управляющая миром, одновременно - загробный мир, "тот свет".
Берегини же, связанные со словом "беречь", "оберегать", - добрые, помогающие человеку духи.
Для обережения
славяне размещают языческие символы
на «уязвимых» участках жилища и двора.
Заклинательным орнаментом они закрывали
все проемы, через которые нечистая сила
может проникнуть к человеку: ворота, двери,
окна, застрехи. Например, символ солнца,
размещаемый в проемах, должен охранять
жилище от ночной нечисти. Солярные знаки
находим также на крыше дома – в виде конька
(причем конь, как уже говорилось выше,
сам по себе символизировал солнце), под
крышей – в виде реального изображения
солнца или его символа, на фасаде, на наличниках
окон. На фасаде дома славяне изображают
небо и ход солнца – утром, в полдень и
вечером. При этом на центральном месте
обычно размещают громовой знак (круг,
разделенный на шесть секторов) – символ
Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания
в него молнии. Рядом с символом солнца
почти всегда славяне изображают знак
земли или засеянного поля, обозначающий
единство небесного и земного, явного.
Мир Яви символизируют и изображения птиц,
растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими
существами. Русалки-берегини защищают
дом от Нави, Упырей. Изображения оберегающих
мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия
и согласия в семье; богиня невест) или
Мокоши располагаются также на резных
наличниках (они изображаются с поднятыми
вверх руками, словно просящими защиты
у верховных богов, дающих небесную влагу
и свет), а также на хозяйственных постройках
(они изображаются с опущенными руками,
словно обращаются к матери-сырой земле,
дающей урожай).
Кроме
вышитых и вырезанных узоров, славяне
использовали и заклинательные привески-амулеты.
В отдельных погребениях
Наибольшая защита требовалась женщине – продолжательнице рода. Обязательным оберегом у женщин являлись подвески, которые крепились на цепочках и носились на поясе, на шее или у плеча. Часто они были сделаны в виде коня (символизирующего добро и счастье) или утко-коня, к ним также крепились бубенчики (своим звоном отгонявшие злых духов) или утиные лапки – символ Рода как создателя земли. Уточка являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Еще одним обязательным элементом подвесок был семилучевой гребешок, который означал здоровье и должен был оберегать женщину от болезней и дурного глаза. Также в подвесках встречаются маленькие костяные ножи, служившие защитой от злых духов, серьги – символ урожая; изображение Чура – охранителя домашнего очага. Встречается на подвесках и пестик от ступы – символ мужского начала, плодовитость.
Подвески – бляшки имели самый разнообразный характер, и могли носиться как женщинами, так и мужчинами в качестве нательного оберега. Как правило, бляшки имели солярную, земную и зооморфную символику: солнечный крест, означающий выбор человеком жизненного пути, восьмиконечный крест – символ Рода, ромбики – знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики – всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Женские подвески изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла.
1.3 Языческие обряды
Купале,
богу земных плодов, приносили жертвы
прямо перед сбором хлеба, в день Святой
Агриппины (23 июня), которая и называлась
в народе Купальницей. Молодые люди украшали
себя венками из особой травы - купальницы
- приписывая ей различные магические
и целебные свойства. Например, считалось,
что трава эта изгоняет злых духов, для
чего так называемые Ивановские венки,
сплетенные из нее, вешали на кровли домов
и в хлевах. Вечером раскладывали огонь,
плясали вокруг него и пели Купалу.
По утрам в этот день нужно было париться
в банях, а днем купаться в речках и прудах.
Поселяне Рязанской губернии и траву купальницу
и этот день называют "лютые коренья".
Мудрые старики, моясь в бане, парились
вениками из лютых кореньев в надежде
помолодеть. В степных селениях клали
в печь вместо соломы жгучую крапиву и
парились на ней. Все это делалось с одной
целью - излечиться от болезней. Сахаров
пишет: "По выходе из бани садились за
стол завтракать, где заранее становилась
обетная каша. ... Купальницкая обетная
каша отправлялась с разными обрядами,
... предоставляя это дело красным девицам.
Там они собирались к одной из своих подруг
с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями
и веселыми играми сопровождалось толчение
ячменя. Рано утром варили из этого ячменя
кашу, которую съедали во время полудень,
с маслом"[4]. Купание же в реках начиналось
с полудня и продолжалось до вечера. Пока
одни купались, другие на берегу пели песни.
Между купаниями проходили игры и пиршества.
24
декабря славяне праздновали
Коляду, бога торжеств и мира.
Еще и в наше время накануне
Рождества Христова дети и
молодые люди собираются
Особое место
среди языческих обрядов
2 глава. Отражение мировоззрения славян в символике
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое образование, которое имеет многослойную структуру
Мировоззрение, его структура
и содержание не являются чем-
раз и навсегда данным статичным и неизменным. На ранних этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание. Поэтому славянское язычество надлежит рассматривать как целостное структурно-организованное мировоззрение. Именно такой подход к нему как к системе позволяет на основании сопоставления различных источников реконструировать мифологическую модель мира.
В мировоззрение древних славян во всем виделось проявление Бога, божественный мистический смысл. В нем отсутствуют противоречия, вызванные навязанными заимствованиями, нет формализма, противопоставления закона и обычая (морали), характерен приоритет духовных ценностей над материальными. В целом дохристианская русская духовная культура создает впечатление целостной, органичной, развивающейся философско-мировоззренческой системы.