Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 10:56, реферат
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян . У людей сложилась система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности, помогая ему противостоять неизвестности.
Поэтому цель моей работы рассказать из чего складывалось языческое мировоззрение и как оно влияло на жизнь людей .
Введение………………………………………………………………….2
1 глава. Языческая символика………………………………………….3
1.1 Значение символов………………………………………………..3
1.2 Языческие узоры…………………………………………………5
1.3 Языческие обряды……………………………………………….7
2 глава. Отражение мировоззрения славян в символике…………..8
Заключение……………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………13
Как подчеркивает Н.Н Валецкая «языческое мировоззрение связывало природные явления, благоприятствующие или препятствующие земледелию, скотоводству, а также созреванию диких «плодов земных», игравших в жизни также очень важную роль, с действиями богов и обожествленных предков, отправление «вестников» для передачи самых насущных нужд общины предкам-покровителям было важнейшим ритуальным действом. Рудименты ритуала проводов на «тот свет» в славянской жатвенной обрядности улавливаются преимущественно в действах с антропоморфным снопом или же символами более стилизованными — такими, как ржаной венок…»[2]. Тем самым показывая то, что почитание распространялось на все сферы жизни славян от бытовой до социальной и религиозной. Обряды были тесно связанны с магией действия, слова и цвета. Важное значение в славянском социуме приобрел институт жрецов. Совокупная деятельность славянского жречества была направлена на сохранение основ языческих верований, посредничество в связи божественного мира с человеческим, исполнение молений, гаданий и жертвоприношений. Моления и гадания находились, в понимании славян, в непосредственном отношении к подвижной взаимосвязи человеческой судьбы и свободы воли. Они, по сути, формировали высшую судьбоносную практику людей. Новое осмысление сущности жертвоприношений может быть связано с идеей благости последующих жизней и перевоплощения. Славянское языческое мировоззрение базировалось на идее деятельностной сакральности, то есть имеющий какой-то магический смысл.
Из чего следует что символы для древних славян выражали собой познавательный элемент бытия.
Славянские антропологические взгляды в полной мере отражают все архетипические особенности человеческого сознания. Мир людей представлялся славянам сложным, но организованным миром взаимодействий как телесных, так и духовных компонентов, а в целом - как проявление и составная часть единого Мироздания. Одной из характерных особенностей человеческого мира, по языческим воззрениям, было осознание того, что люди взаимосвязаны со всеми видимыми и невидимыми мирами Мироздания. Люди обладают возможностью сознательного обращения ко всем уровням бытия и могут вносить те или иные желаемые изменения и в свой мир, и в другие миры. Целью жизни было постоянное стремление к высшему через благие поступки и осознание взаимопорядка в Мироздании. Мир для древних славян познаваем именно в единой системной взаимосвязи. Образная система взглядов в символичной форме выражает собой познавательные элементы.
Из
чего следует, что символы имеют огромное
значение для культуры, потому что именно
они несут в себе основную смысловую нагрузку,
играют главную роль в магических и религиозных
действах, служат средством выражения
и коммуникации.
Символ – не просто графическое изображение
на ритуальном или же бытовом предмете.
Он – способ передачи информации, принятую
в рамках смыслового поля языческой культуры.
Символ не имеет какого-то единого обозначения.
Значение символа зависит от интерпретации,
от способа «считывания» его смысловой
нагрузки.
Заключение
С
древнейших времен человек, охраняя
себя от злых сил, покрывал одежду и
жилище изображениями-оберегами, сплетая
охранительную символику в единый образ
мировоззрения. Следует отметить
прямую связь первобытных религиозных
представлений со степенью познания мира
и природных явлений, с тем или иным видом
хозяйственной деятельности, так как природа
по-разному воспринималась охотниками
и земледельцами.
Я
считаю, что неизменность языческой
символики на протяжении многих столетий,
говорит о том, что русский народ, будучи
крещенным, долго сохранял многие черты
исконной религии, которые касались обыденной
жизни человека. Постепенно мифы и значения
символов стали забываться, однако осколки
язычества дошли до наших дней в народных
поверьях, обычаях и традициях.
Список
литературы
[1]Афанасьев
А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
Т. 1-3. М., 1994.// [Электронный ресурс http://www.slavya.ru/trad/
[2] Велецкая
Н.Н. Языческая символика славянских архаических
ритуалов. М., 1978.//[Электронный ресурс http://lib.rus.ec/b/178884/
[3] Рыбаков
Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. .//[Электронный
ресурс http://historic.ru/books/item/
[4] Сахаров
И.П. Сказания русского народа. Народный
дневник. СПб., 1885.//[Электронный ресурс http://www.bibliotekar.ru/
[5] Славянская
мифология. Энциклопедический словарь.//
[Электронный ресурс http://encbook.ru/
[6]Сумцов
Н.Ф. Символика славянских обрядов. М.,
1996.// [Электронный ресурс http://rutracker.org/forum/