Модернизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма.

Содержание работы

І Введение
ІІ Модернизм как явление культуры и его принципы
1. Модернизм как течение
2. Модернистские течения
3. Модернистское искусство
ІІІ Вывод
IV Литература

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РТ.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РТ

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу  «История мировой культуры»

на тему «Модернизм»  

 

 

 

 

 

                                                      Выполнил: Хазиева Г.М.,

                                                                        группы 31-91

                                                          Проверил: Данилова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2012

 

 

Содержание:

 

І Введение

ІІ Модернизм  как явление культуры и его  принципы

1. Модернизм  как течение

2. Модернистские  течения

3. Модернистское  искусство 

ІІІ Вывод

IV Литература

 

І Введение

 

Многообразие  художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий  в основе эстетических экспериментов  – все это затруднило поиски общих  определений модернизма.

И все  же к столь несхожим явлениям, как  немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский  сюрреализм, английский имажинизм и  прочее – современники применяли  одно и то же название. Термин «модернизм»  происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus – новый, современный). Он имеет тот же корень, что и  слово «мода», и нередко употребляется  в значении «новое искусство», «современное искусство».

Модернизм – собирательное обозначение  всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент  основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим  формам классического искусства, а  также акцент на субъективности модернистского миропонимания.

Первые  модернисты – это люди, жившие в  конце XIX в., взращенные всеобщим кризисом европейской культуры.

Многие  из них отвергали методы социально-политического  радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми  приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась  из кризисного старого мира.

Объект  исследования – модернизм.

Предмет – модернизм как явление культуры и его принципы.

Цель  – исследование модернизма как явления  культуры и его принципов.

 

ІІ Модернизм как явление культуры и его принципы

1. Модернизм как течение

 

Модернизм (от фр. moderne - новый, новейший, современный) - совокупность эстетических школ и  течений конца XIX - нач. ХХ в, характеризующихся  разрывом с традициями реализма и  других предшествующих художественных направлений. Выступая против многих норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой  ценой, модернизм - порождение эпохи  войн и революций - сам нередко  претендует на революционность и  демонстрирует ее в художественной практике. В своих крайних проявлениях  в литературе он покушается на саму осмысленность художественной речи, в музыке - на ее звуковую организованность, отрекаясь прежде всего от мелодии  и гармонии, в театре - на предметность декораций и логику развертывания  действия, в живописи - на композицию, визуальную верность оригиналу, "правду" цвета и линий; в скульптуре - на реальные пропорции и объемы изображаемых объектов.

В узком  смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком  случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) — стилевое направление  в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь  затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна»  использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных  зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди  в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании  — модернизмом, в Бельгии —  стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. Стиль  «модерн» возник как реакция на эклектизм  и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли.

Стиль модернизм  рождался в атмосфере глубокой неудовлетворенности  существующим искусством. Романтизм, некогда  обещавший так много, остался  лишь прекрасной эстетической утопией: на самом деле из грандиозных проектов создания искусства будущего, о чем  так страстно говорили его теоретики, мало что воплотилось в жизнь. Постепенное осознание этого  факта вело к кризису романтических  идей, ставшему особенно заметным в  середине века. Художникам открывались  иные горизонты: и реализм, и натурализм, и импрессионизм, бурно развивающиеся  в изобразительном искусстве  и литературе, привлекли внимание наиболее одаренных мастеров. Однако по-прежнему хаос господствовал в  архитектуре, глубокий упадок наблюдался в области прикладных искусств, да и синтез искусств оставался проблематичным. Чувство неблагополучия не покидало многих, и не случайно «Ревю женераль де л'Аршитектюр» в 1868 г. задался  вопросом: «Как вывести наши искусства  из той трясины, в которую они  погружаются все глубже и глубже?»

Позитивистской  эстетике, принявшей как должное  и реализм и эклектику, на этот вопрос было трудно найти ответ. Только умы, обуреваемые чувством “исторического”, хотели нового. Тут вспоминаются пророческие  мысли Г. Земпера, Э. Ж. Виолле ле Дюка, Д. Рескина, У. Морриса, Э. Фромантена, Р. Вагнер, авторитет которого был достаточно силен, напоминал, что еще не все  потеряно, и мечта об универсальном  синтезе искусства может осуществиться  в будущем.

В таком  “духовном” климате и рождался модерн — стиль, который словно был  призван осуществить то, что обещал романтизм; и он действительно активно  проявил себя в областях, которые  остались романтизму недоступны: в  архитектуре, в синтезе искусств, в обновлении декоративно-прикладных ремесел. Казалось, задача будущего искусства  проста: соединить эстетические программы  с практическими завоеваниями промышленного  столетия. Однако удивительно сложной  стала реализация такой задачи, да и возможность ее решения часто ставилась под сомнение.

Модерн  — особый тип искусства, поставивший  своей целью перевернуть сложившуюся  еще со времен Возрождения традицию европейского искусства.

Когда говорят  о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм»  Иными словами, упомянутые течения  можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) — собирательное название для  тех художественных тенденций, которые  являются более радикальными, чем  художественный стиль «модерн». У  этого термина, в отличие от модернизма, одно значение.

Модерн  предложил грандиозную “перестройку”- искусства. Однако многое оказалось  нереализованным, и самое существенное то, что стиль этот просуществовал недолго, всего около 10— 15 лет. Противоречия, вызванные объективными причинами  развития общества. Преодолеть которые  мечтал новый стиль, привели его  к скорой гибели. Эти противоречия, неразрешимые сами по себе, усиливались  к концу века, а помноженные  на эстетику, приводили к тому, что все попытки их примирения оказывались ложными, нерезультативными.

Поэтому модерн остался в истории искусств серией уникальных образцов, имеющих, как правило, парадоксальный характер. “...Новое искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного  рода преувеличениям, несообразностям  и экстравагантности, которые спустя более 30 лет вызывают представление  о карнавале, о разгуле индивидуализма”,—  писал X. К. Ван де Велде.

Противоречивая  стихия модерна коснулась всего: и характера его исторического  развития, и структуры художественной формы. Пожалуй, трудно описать и  проанализировать все противоречия, но выделить главные, определяющие можно. Иррационализм и разумность, интуитивизм  и научный расчет, восхищение техникой и боязнь “машинизации”, орнаментальность и функциональность, утонченность и  простота причудливо переплетаются, образуя  чрезвычайно своеобразный сплав. К  этой характеристике следует лишь добавить, что модерн встретился с противоречием  художественного — антихудожественного, а это часто ставило под  сомнение его значение для истории искусства. Та постоянная противоречивость, которую мы видим, не является, конечно, экстраординарным феноменом для истории искусств, ибо все стили были и сложны и противоречивы, но так как развитие модерна было довольно кратким, то все эти противоречия оказались сплюснуты, сжаты. Поэтому в модерне не было эволюции, хотя обычно разрешение противоречий приводит диалектику развития в движение стиля.

Для мастеров модерна характерно двойственное отношение  к действительности: принимать или  не принимать. В эпоху разочарования  плодами прогресса эстетический критерий воспринимается подобно историческим метаморфозам.

Однако  концепция “искусства для искусства” не выглядит в конце века сколько-нибудь убедительной: искусство должно превратиться в силу, способную реформировать  общество. Подмена подлинных социальных преобразований “революцией в сознании”  — идея, рождение которой датируется эпохой модерна; но временами она  оживает и до сих пор. Эстетический утопизм, порой довольно наивный, окрашивает любое появление нового стиля. Этот утопизм, сталкиваясь с жесткой  и разочаровывающей действительностью, приводил к трагическим коллизиям  многих художников и теоретиков.

 

2. Модернистские течения

 

Существует  большое количество модернистских  школ и течений, часть из которых  связана лишь с отдельными странами. Перечислим важнейшие из них, получившие наиболее широкое признание и  распространение. Их родиной стала  преимущественно Франция конца XIX — начала XX века.

В символизме, одном из ранних проявлений нового искусства, затронувшем прежде всего  поэзию, делается акцент на художественном выражении посредством неких  намеков, символов, на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами  чувственного восприятия, на ассоциативности  и иносказательности, на идее самоценности искусства. Зачинателями символизма во Франции были поэты Шарль Бодлер (1821—1867), Поль Верлен (1880—1921) и многие другие; в России его представляли: в поэзии — Александр Александрович  Блок (1880—1921); в живописи — Михаил Александрович Врубель (1856— 1910); в  музыке — Александр Николаевич Скрябин (1872—1915).

Импрессионизм — течение главным образом  во французской живописи, характеризующееся  стремлением передать средствами искусства  мимолетные впечатления, вкус к пленэру, богатство красок, психологические  нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира. Он представлен  французскими живописцами Огюстом  Ренуаром (1841—1919), Эдгаром Дега (1834—1917) и др.; русским — Константином Александровичем Коровиным (1861—1939); в поэзии — Иннокентием Федоровичем  Анненским (1855—1909). В отличие от импрессионизма, родившегося во Франции и имевшего по своему общему духу спокойно-созерцательную настроенность, другое авангардистское  течение — экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) в 10—20-х гг. нашего века получило наибольшее распространение  в Германии и Австрии. Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической  и хаотической, враждебной человеку сути. Противоречия европейской жизни  начала века, стремительная урбанизация, первая мировая война, революционные  события в России, а затем и  в Германии, породили смятение в умах значительной части интеллигенции и обусловили художественную «изломанность» и «антиклассичность» экспрессионизма, его отказ от ясности и гармоничности формы, его тяготение к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности. В западной литературе чертами экспрессионизма отмечена проза автрийского писателя Франца Кафки (1883—1924), в России наиболее ярким его представителем был прозаик Леонид Николаевич Андреев (1871-1919).

Спецификой  сюрреализма, одного из важнейших эстетических движений современности, возникшего в 20-х гг. и затронувшего почти все  виды искусства, является преимущественно  фрейдистский подход к творчеству, провозглашение его первоисточником  неконтролируемой разумом сферы  подсознания, а методом — чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных  друг от друга реальностей. Сюрреализм «бьет» на эффект абсурдного, несоединимого, провозглашаемого «сверхреальным». В  «манифестах» главного теоретика сюрреализма  — французского писателя Андре Бретона (1896— 1966) содержались призывы к  освобождению художника от «оков» интеллекта, от морали и традиционной эстетики, понимаемых им как уродливое порождение цивилизации, якобы закрепостившей творческие возможности человека. Яркими примерами сюрреалистического искусства  являются не только соответствующая  европейская поэзия и проза нашего века, но и живопись испанца Сальвадора Дали (1904—1991), который был фанатичным поклонником психоаналитических идей Фрейда, «театр абсурда» французского драматурга Эжена Ионеско (1909—1992), кинематограф наших отечественных режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского (1932—1986) и особенно Александра Николаевича  Сокурова (1951).

Информация о работе Модернизм